Исполнительное власть: содержание, место

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 11:23, контрольная работа

Описание работы

Исполнительная власть является самостоятельной и независимой в той же мере, что и две другие ветви власти – законодательная и судебная. Установленные конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присуще только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.

Содержание

Введение 3
1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение 6
1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти 6
1.2. Классификация органов исполнительной власти 12
1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация 14
2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение 17
2.1. Система федеральных органов исполнительной власти 17
2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти 23
2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ 26
3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы 32
3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации 32
3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти 34
Заключение 41
Список использованных источников 43

Работа содержит 1 файл

контрольная Административноправо.docx

— 582.09 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки  Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«Южно-Уральский  государственный университет»

Факультет «Юридический»

Кафедра «Уголовного  процесса и криминалистики»

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Административное право»

Тема: «Исполнительное власть: содержание, место

             в системе разделения властей  и в    

             административно-территориальном

             устройстве РФ.»                                

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

Челябинск 2011г.

 

 

План

Введение 3

1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение 6

1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти 6

1.2. Классификация органов исполнительной власти 12

1.3. Полномочия органов исполнительной власти: регулирование, реализация 14

2. Система и структура федеральных органов исполнительной власти и их правовое положение 17

2.1. Система федеральных органов исполнительной власти 17

2.2. Правительство РФ в системе органов исполнительной власти 23

2.3. Федеральные органы исполнительной власти РФ 26

3. Территориальные органы федеральной исполнительной власти как элемент единой системы 32

3.1. Территориальные органы федеральной исполнительной власти в субъектах Федерации 32

3.2. Правовое положение территориальных органов федеральной исполнительной власти в единой системе федеральной исполнительной власти 34

Заключение 41

Список использованных источников 43

 

 

 

 

Введение.

Исполнительная  власть является самостоятельной и  независимой в той же мере, что  и две другие ветви власти –  законодательная и судебная. Установленные  конституционными и законодательными нормами полномочия органов исполнительной власти присуще только ей, и ни один орган не имеет права вторгаться в ее компетенцию.

«Система  органов исполнительной власти ориентирована, прежде всего, на реализацию законов  и решений, принимаемых федеральным  Собранием, решения референдумов, указы  Президента РФ, а также нормативно-правовые акты субъектов Федерации. Таким  образом, основная функция органов  исполнительной власти, которая и  предопределяет ее название, состоит  в организационной, управленческой деятельности, направленной на исполнение (осуществление) правовых актов, принятых законодательной ветвью власти».

 Другими важнейшими функциями  органов исполнительной власти являются:

  • охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности;
  • регулятивно – управленческая, связанная с руководством отраслями производственной и социально-культурной сферы;
  • обеспечение прав и свобод граждан. Однако данные функции не могут быть реализованы без наличия следующих вспомогательных функций;
  • нормотворческий, заключающейся в издании органами исполнительной власти нормативных актов;
  • оперативно-исполнительной, состоящей в том, что указанные органы обеспечивают реализацию правовых норм, содержащих как в законах, так и подзаконных актах;
  • юрисдикционной, воплощающейся в том, что органы исполнительной власти могут применять административные, материальные, дисциплинарные и финансовые санкции к гражданам и работникам аппарата государственного управления, совершившим правонарушения.

Кроме того, осуществление указанных  задач и функций предполагает взаимодействие, сотрудничество всех институтов власти.

Органы исполнительной власти имеют  ряд особенностей, отличающих их от других видов государственных органов. Эти властные учреждения представляют собой самую большую часть  государственного аппарата. По составу  и количеству их намного больше, чем законодательных (представительных) и судебных органов. Органы исполнительной власти – самая мобильная часть  государственного аппарата, чаще других претерпевающая изменения и реформы

Основное назначение исполнительной власти - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права1.

Исполнительная  власть РФ реализуется не только через центральные органы государственной администрации, но и через их территориальные структуры в тех случаях, когда эти органы образуют такие структуры.

Территориальные структурные подразделения федеральных  органов исполнительной власти образуют территориальный уровень системы исполнительной власти РФ.

Таким образом, в исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого гражданина и всего народа в целом. Эта власть включает в себя основную массу государственных органов и наибольшее число государственных служащих, она обладает широкими полномочиями2.

Однако  стоит признать, что в РФ имеется  целый комплекс проблем по организации функционирования органов федеральной исполнительной власти.

 

 

 

1. Органы исполнительной власти: понятие, система и правовое положение

1. 1. Понятие и принципы органов исполнительной власти

По-разному определяют авторы сущность органов исполнительной власти. Одни считают, что орган исполнительной власти - «это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера»3. Другие авторы считают, что органы исполнительной власти - «это звенья государственного аппарата, которые в соответствии со своими функциями осуществляют на основании и во исполнения законов и подзаконных актов исполнительную и распорядительную деятельность»4.

«Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени государства осуществлять функции исполнительной власти, и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления»5.

«Орган исполнительной власти – это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства, и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества»6.

Являясь самостоятельной частью государственного аппарата, органы исполнительной власти обладают характерными для себя определёнными  признаками, позволяющие составить  точное представление о них.

 














 



 






 


 

 

 

Рисунок 1. Признаки, характерные  для органов исполнительной власти

Действующие в России органы исполнительной власти составляют определённую систему органов  исполнительной власти.

Чтобы каждое структурное подразделение этой системы нормально функционировало, она должна строиться на совокупности определённых принципов. В юридической  литературе нет единой системы таких  принципов. Одни авторы в качестве основных принципов организации и деятельности исполнительной власти выделяют:

1. Принцип  федерализма в системе органов  исполнительной власти. Он обусловлен  государственным устройством России. В юридическом смысле принцип  федерализма проявляется в следующем:

а) компетенция  органов исполнительной власти и  взаимоотношения между ними определяется на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих разграничение предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и её субъектов;

б) Конституцией РФ регламентируется соотношение правовых актов органов исполнительной власти и её субъектов;

в) одна из правовых форм регулирования взаимоотношений  между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - административный договор (федеральный орган исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации  могут передавать им осуществление  части своих полномочий, если это  не противоречит Конституции РФ).

2. Принцип  законности проявляется в том,  что все его органы государственной  власти и должностные лица  обязаны соблюдать Конституцию  и законы Российской Федерации.

3. Принцип  сочетания централизации и децентрализации  оказывает большое влияние на  функционирование всей системы  исполнительной власти. Он подразумевает  централизацию, т.е. сосредоточение  большей части государственных  функций в ведении центральных  органов федеральной исполнительной  власти, но в то же время закрепление предметов ведения и полномочий за конкретным органом, которые он должен осуществлять самостоятельно без вмешательство вышестоящих органов (децентрализация)7.

Ряд авторов8 этот список значительно расширяют. Помимо уже вышеуказанных выделяются такие принципы, как:

1. Самостоятельность  органов исполнительной власти. Данный принцип вытекает из  статьи 10 Конституции РФ, по которой  «органы законодательной, исполнительной  и судебной власти самостоятельны».  Он выражается в том, что  органы исполнительной власти  не находятся в организационном  подчинении у органов двух других ветвей власти.

2. Единство  системы органов исполнительной  власти. Данный принцип означает  то, что все органы исполнительной  власти образуют единую систему  исполнительной власти.

3. Принцип  экономичности подразумевает экономию  средств в сфере государственного управления.

Существует  также ещё ряд действующих  принципов: народовластие, гласность, обеспечение и соблюдение прав и  свобод человека и гражданина, ответственность. Но значение этих принципов очевидно.

В институциональном  плане исполнительная власть имеет  иерархическую структуру, которая  включает:

  1. органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  2. корпус государственных служащих;
  3. юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Д.Н. Барах в зависимости от правовой основы образования предлагает различать органы, создаваемые на основе конституций, текущего законодательства, подзаконных актов9.

Иерархическая структура - организационная основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры10.

Поэтому органы исполнительной власти подразделяются на:

  1. органы общей компетенции (Правительство РФ, Правительство субъектов Федерации, администрации краев, областей и т.д.);
  2. органы специальной компетенции, действующие по отраслевому принципу (министерства обороны, иностранных дел, комитет по рыболовству и другие).

В композиционном плане орган исполнительной власти включает два основных элемента:

  1. объективный, характеризующий его статику. С объективной стороны он представляет собой определенный организационно-правовой институт (от лат. institum - организация, учреждение, устройство) публичного права, реализующий цели государственного управления на основе и во исполнение действующего законодательства путем использования распорядительных полномочий. Как институт публичного права он являет собой учреждение государственной власти, имеющее свою организационно-правовую форму и функции. Объективный компонент органа исполнительной власти включает его организационную структуру и закрепленную в правовых нормах компетенцию, которая характеризует меру его власти;
  2. субъективный, выражающий его динамику. Субъективный компонент органа исполнительной власти представлен людьми, находящимися на государственной службе. Именно они, выражая волю государственной власти, своими действиями обеспечивают осуществление его властных полномочий и возможность реального функционирования.

Исполнительная  власть может существовать не иначе  как посредством своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в  соответствующих законах, положениях и иных нормативных актах. Каждый орган создается для осуществления строго определенного вида государственно-управленческой деятельности11.

Информация о работе Исполнительное власть: содержание, место