Иностранные граждане и лица без гражданства как субьекты администратвного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 06:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. В данной курсовой работе мною рассматриваются проблемы связанные с правами, обязанностями и ответственностью иностранных граждан и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами в Республики Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………………………………………….5
1.1. Общие положения о понятии и статусе иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………….5
1.2. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь……………………………………………………………… 7
1.3. Временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………………11
1.4. Постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства…..13
2.Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере государственного управления………………………………………….......17
3.Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение законодательства Республики Беларусь……………………………..25
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованных источников……………………………………..30

Работа содержит 1 файл

ПРАВИЛЬНО КУРСОВАЯ ОЛЬКИ.doc

— 178.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………3

1.Иностранные граждане и лица без гражданства как субъекты административного права………………………………………………………….5

  1.1. Общие положения о понятии и статусе иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………….5

1.2. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь……………………………………………………………… 7

1.3. Временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства…………………………………………………………………………11

1.4. Постоянное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства…..13

2.Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в сфере государственного управления………………………………………….......17

3.Ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение законодательства Республики Беларусь……………………………..25

Заключение…………………………………………………………………28

Список использованных источников……………………………………..30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность темы исследования. Административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства. В данной курсовой работе мною рассматриваются проблемы связанные с правами, обязанностями и ответственностью иностранных граждан и лиц без гражданства.

Иностранными гражданами в Республики Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами  без гражданства в Республики Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Определение статуса иностранных граждан – весьма острая проблема, часто зависящая от политической ситуации в мире, от международной политики, проводимой республикой. Поэтому необходимо выделить положения, которые незыблемо стояли бы на страже прав и свобод личности, находящейся на территории Республики Беларусь и считающейся иностранным гражданином.

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства в Республики Беларусь гарантируются предусмотренные законом права и обязанности. Они пользуются теми же правами и обязанностями, и несут ту же ответственность, что и граждане Республики Беларусь, если иное не вытекает из Конституции Республики Беларусь и других актов белорусского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республики Беларусь равны перед законом не зависимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера, занятий и других обстоятельств. Использования иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам белорусского общества и государства, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц. Таким образом, данные конституционные положения и нормы и соответствующие международно-правовые акты являются одновременно юридической базой для административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.

Особое правовое положение имеется у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а так же у других лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего не подпадают под юрисдикцию Республики Беларусь. 

Республика Беларусь представляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

Объектом исследования являются иностранные граждане и лица без гражданства.

Предметом исследования являются административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства.

Цель исследования всесторонне изучить административно-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь.

Для достижения поставленной цели, я выделила следующие задачи:

- анализ правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства;

- изучить основные права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь;

- рассмотреть ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.

Научная новизна курсовой работы заключается в комплексном исследовании административно-правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства.


1. ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

 

1. 1. Общие положения о понятии и статусе иностранных граждан и лиц без гражданства

 

Проблема правового статуса иностранца в стране пребывания возникла почти 3000 лет назад, когда обра­зовались первые в истории человеческой цивилизации государства, население разделилось по территориаль­ному принципу и появилось понятие «чужестранец». В различные исторические эпохи проблема право­вого положения «чужестранца» решалась по-разному. Так, в Риме долгое время «чужестранец» считался вра­гом и в связи с этим мог быть обращен в рабство. Кроме того, в Риме имел место институт клиентелы, в соответ­ствии с которым римский гражданин мог заключать спе­циальное соглашение с чужестранцем, по которому обя­зывался в качестве патрона защищать правовые инте­ресы своего клиента, совершая для него договоры, вы­ступая вместо него в суде и т.д. Патрон, заменяя собой клиента, не считался его представителем, а действовал от собственного имени [20, с. 27].

В действующем законодательстве многих стран иностранными гражданами признаются лица, не яв­ляющиеся гражданами данного государства и имею­щие доказательства своей принадлежности к граж­данству другого государства. Лицами без граждан­ства признаются лица, которые не состоят в граждан­стве данного государства и не имеют доказательств своей принадлежности к гражданству другого госу­дарства. Безгражданство, например, может возникнуть в следующих случаях:

1)          лицо утратило граждан­ство, но не приобрело нового гражданства;

2)          женщи­на при вступлении в брак с иностранцем утратила свое гражданство, но не приобрела по законам госу­дарства мужа его гражданство;

3)          ребенок родился от лица без гражданства в государстве, где не предос­тавляется ему гражданство.

В современной литературе по международному частному праву понятие «иностранец» употребляет­ся в двух смыслах - широком и узком. В широком смысле иностранцем считается лицо, которое не обладает гражданством данного государ­ства. В узком смысле иностранцем считается лицо, которое находится на территории данного государ­ства, но не является его гражданином и состоит в гражданстве другого государства (иностранный гражданин) или же не имеет гражданства ни одного государства (лицо без гражданства).

Каждое государство само устанавливает для ино­странцев, находящихся на его территории, соответству­ющий правовой статус. Этот статус определяется как внутренним (национальным) законодательством, так и международными договорами.

Правовой статус иностранного гражданина условно можно разделить на две части: правовой статус граж­данина своего государства и правовой статус гражда­нина страны пребывания. Иностранный гражданин, находясь за пределами своего государства, сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам. В то же время он должен соблюдать законы и иные нор­мативные акты страны пребывания.

В правовом положении лиц без гражданства не­мало общего с иностранными гражданами, но имеют­ся и существенные различия. Так, лица без граждан­ства (в отличие от иностранных граждан) подчиня­ются лишь правопорядку страны пребывания, кото­рая полностью определяет их правовое положение. Если лицо без гражданства переезжает на жительство в другое государство, его правовая связь с прежним государством автоматически прекращается и уста­навливается новая правовая связь с государством, в котором это лицо находится [23, с. 48].

В Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, определяющих правовое положение иностранных граж­дан. Так, Советом Министров Республики Беларусь утвержде­ны следующие нормативные акты: Правила пребыва­ния иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, Положение о видах на житель­ство иностранного гражданина и лица без граждан­ства в Республике Беларусь, Положение о проездном документе Республики Беларусь, выдаваемом иност­ранному гражданину и лицу без гражданства, посто­янно проживающим в Республике Беларусь, Положе­ние о порядке депортации иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь.

Правовое положение иностранных граждан в Рес­публике Беларусь определяется также Законом Рес­публики Беларусь от 3 июня 1993 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без граж­данства в Республике Беларусь» (далее – Закон) [6]. Согласно предписа­ниям названного Закона иностранные граждане пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республи­ки Беларусь, если иное не следует из Конституции Республики Беларусь, настоящего Закона и иных актов законодательства республики. Иностранные граждане равны перед законом независимо от проис­хождения, социального и имущественного положе­ния, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Положения настоящего Закона в отношении ино­странных граждан, находящихся в Республике Бела­русь, применяются на взаимной основе. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения инос­транных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в от­ношении прав и свобод граждан этого государства [21, с. 64].

 

1. 2. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь

 

Правила въезда иностранных граждан и лиц без гражданства на территорию Республики Беларусь, передвижения по ней, а также выезда регулируются, помимо Закона, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.01.2006 № 73 (далее - Правила пребывания) [13]. Как для транзита, так и для пребывания на территории РБ иностранцу потребуется виза. Правда, с некоторыми странами нашей республикой заключены международные договоры о безвизовых взаимных поездках граждан. В таких случаях виза не нужна.

Правила пребывания предписывают иностранцам въезжать в Республику Беларусь и выезжать из нее только через пункты пропуска на Государственной границе. Это значит, что просто перейти границу «через лес или поле» им запрещено.

Получение визы - это еще не гарантия того, что иностранец будет впущен на территорию республики. Ему может быть отказано во въезде по основаниям, перечисленным в ст. 28 Закона, и обязанность проверить наличие или отсутствие таких оснований лежит на должностном лице пограничных войск Республики Беларусь.

В случае установления оснований, когда во въезде «может быть отказано», должностное лицо пограничных войск проводит дополнительную проверку и изучение обстоятельств, связанных с целесообразностью въезда иностранца в Республику Беларусь. Иностранец же может представлять документы, обосновывающие целесообразность его въезда в Республику Беларусь. После изучения представленных документов принимается решение о въезде в Республику Беларусь либо отказе. При принятии решения об отказе во въезде в Республику Беларусь в документе иностранца проставляется соответствующая отметка, а ранее выданная ему виза аннулируется.

Однако и при принятии решения об отказе иностранцу во въезде имеется исключение, позволяющее иностранцу все же въехать в Республику Беларусь на срок, не превышающий 30 суток. Такое решение может быть принято органами, принявшими решение об отказе иностранцу во въезде, вышестоящими органами или на основании решения суда Республики Беларусь «в исключительных случаях». Какие это исключительные случаи, Правила пребывания не оговаривают [19].

Иностранцы при въезде в Республику Беларусь должны располагать средствами в объеме, эквивалентном не менее 25 базовым величинам, установленным в Республике Беларусь на день въезда на ее территорию, на каждый месяц пребывания. Если же срок пребывания иностранца составляет менее 1 месяца, то они должны располагать средствами в объеме, эквивалентном не менее 1 базовой величины на каждый день пребывания. Отсутствие таких средств является одним из оснований для отказа во въезде. При этом Правилами пребывания установлены способы подтверждения наличия необходимых средств путем предъявления:

-    национальной валюты Республики Беларусь либо иностранной валюты, конвертируемой Национальным банком;

-    документа, на основании которого возможно получение платежных средств;

-    приглашения для временного въезда в Республику Беларусь, оформленного органами внутренних дел;

-    документа, подтверждающего бронирование и оплату места проживания и оплату питания в Республике Беларусь;

-    гарантийного письма индивидуального предпринимателя или юридического лица, принимающего иностранца об оплате всех расходов, связанных с его пребыванием и выездом из Республики Беларусь;

-    транспортного средства или проездных билетов в государство своего гражданства, постоянного места жительства или в третью страну.

Как и при транзите, иностранцы при въезде на территорию Беларуси заполняют миграционную карту, которую сдают пограничнику при выезде. На документе иностранца и в миграционной карте при въезде и выезде проставляются соответствующие отметки.

Но въехать в Республику Беларусь - это еще полдела. Иностранцу необходимо еще и благополучно выехать из республики. Это возможно при наличии действительной визы, за исключением случаев, когда иностранцы имеют право на пересечение Государственной границы без виз в соответствии с международными договорами. При этом в выезде из Республики Беларусь иностранцу также может быть отказано по основаниям, приведенным в ст. 31 Закона. Решения об отказе в выезде из Республики Беларусь, принятые в отношении иностранцев, временно пребывающих или временно проживающих в Республике Беларусь, являются основанием для продления им срока пребывания или проживания на срок, необходимый для устранения оснований для отказа в выезде из Республики Беларусь.

Информация о работе Иностранные граждане и лица без гражданства как субьекты администратвного права