Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:59, курсовая работа
Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие. Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов.
Введение……………………………………………………………....3
Государственный контроль
Понятие законности и способы её обеспечения………………5
Понятие государственного контроля………………………….7
Содержание и виды государственного контроля……………..9
Виды государственного контроля в системе разделения властей
Президентский контроль……………………………………...13
Контроль органов исполнительной власти…………………..17
Контроль органов законодательной власти………………….20
Судебный контроль……………………………………………23
Заключение…………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………….31
А основными особенностями президентского контроля можно выделить:
3.2 Контроль органов исполнительной власти
Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Так, Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.
Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность. Эти федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Контроль органов
а) общий,
б) ведомственный,
в) надведомственный.
Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.
В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет
контроль за исполнением законов, иных
нормативных актов не только федеральными
органами исполнительной власти, но и
органами исполнительной власти субъектов
РФ. Контролю со стороны Правительства
РФ подлежит также деятельность по согласованию
решений об образовании, реорганизации
и ликвидации территориальных органов,
федеральных органов исполнительной власти
в крае, области и назначении соответствующих
должностных лиц и др.
Контрольные полномочия высших исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ можно свести в основном к следующим:
контроль за состоянием учета и отчетности
на предприятиях, в учреждениях и организациях,
находящихся в собственности субъекта
РФ; за использованием и охраной земель,
вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных
проектов строительства; за состоянием
транспортного обслуживания населения.
Указанные органы контролируют также
санитарно-эпидемиологическое, радиационное
состояние подведомственной территории,
соблюдение на ней законодательства РФ,
устава, законов и иных нормативных актов
субъекта РФ; обеспечивает контроль за
соблюдением правил охраны труда, техники
безопасности на предприятиях, в учреждениях
и организациях, находящихся в собственности
субъекта РФ.
Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой
и некоторыми органами межотраслевой
компетенции в отношении подведомственных
им объектов. Он состоит в проверке этими
органами в пределах своей компетенции
соблюдения и исполнения законов и подзаконных
актов, а также своих решений нижестоящими
подведомственными им органами, а также
предприятиями, учреждениями, организациями.
Например, Министерство путей сообщения
РФ осуществляет контроль за правильным
применением действующего законодательства
и иных нормативных актов на предприятиях,
в учреждениях и организациях железнодорожного
транспорта, за профессиональным уровнем
руководящих работников этих организаций.
Оно осуществляет контроль за выполнением
требований Устава железных дорог, состоянием
безопасности движения поездов, сохранностью
перевозимых грузов, использованием грузовых
вагонов и контейнеров и др. Министерство
РФ по атомной энергии осуществляет контроль
за использованием по назначению и сохранностью
относящегося к федеральной собственности
имущества предприятий и организаций
ядерного комплекса.
В субъектах РФ ведомственный контроль
осуществляется соответствующими министерствами,
ведомствами, управлениями и другими органами
отраслевой и межотраслевой компетенции.
Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности.
Государственный комитет РФ по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики. Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.
3.3Контроль органов законодательной власти
Этот вид контроля регламентирован Конституцией РФ (ст. 102, 103). Федеральное Собрание РФ вправе контролировать федеральные исполнительные органы, а законодательные органы субъектов Федерации – исполнительные органы соответствующих республик, краев, областей, городов. Существует механизм построения контроля со стороны Федерального Собрания за соответствием указов Президента Конституции и законам РФ. Так, Совет Федерации осуществляет контроль при утверждении указов Президента о введении военного положения, чрезвычайного положения, а также за решением Президентом вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории РФ (ст. 102 Конституции). [1, 17]
Конституция РФ предоставила Федеральному Собранию довольно ограниченные возможности для контроля за федеральными органами исполнительной власти. Главным образом они принадлежат Государственной Думе, к числу таких полномочий относятся: дача согласия Президенту за назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности в случаях, предусмотренных ст. 93 Конституции. На основании ст. 103 Конституции Председатель Центрального банка России и Уполномоченный по правам человека, который проверяет реализацию конституционных норм о правах и свободах личности, назначается и освобождается от должности Государственной Думой.
Контрольные полномочия Федерального Собрания выражаются и в том, что назначение и отзыв дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях осуществляются Президентом после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания (п. «м» ст. 83 Конституции). Формой контроля за деятельностью органов исполнительной власти является также запрос депутата или группы депутатов Совета Федерации, Государственной Думы Правительству страны, руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в их компетенцию.
В основном Государственная Дума может влиять на исполнительную власть с помощью бюджета. Она дает оценку проекту федерального бюджета, выносимому на ее рассмотрение Правительством, и утверждать его. Правительство обязано ежегодно представлять Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший год.
Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определен в Федеральном законе. Она должна выполнять такие задачи: организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности; оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; финансовая экспертиза проектов федеральных законов и нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти; анализ отклонений от показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса в целом; контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке России и иных финансово-кредитных учреждениях; регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета.
Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются не только на государственные органы (в том числе их аппараты) и учреждения, но и на органы местного самоуправления и вообще на все организации и объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют ею, а также имеют какие-либо официально предоставленные льготы и преимущества.
Счетная палата проводит ревизии, проверки и иные контрольные мероприятия. Проверяемые организации обязаны обеспечивать условия для этого и представлять все необходимые документы и информацию под угрозой юридической ответственности. По результатам проверок Счетная палата направляет проверяемым организациям представления, которые должны быть рассмотрены в определенные сроки с уведомлением Счетной палаты о принятых мерах. В случае выявления признаков преступлений материалы проверок передаются в правоохранительные органы. Счетная палата уполномочена также давать предписания, предусмотрен механизм их обязательного исполнения и обжалования в судебном порядке.
Согласно ст. 77 Конституции, субъекты Федерации сами образуют соответствующие органы государственной власти. Эти органы наделены и соответствующими контрольными полномочиями по отношению к органам исполнительной власти. Они особенно значительны в республиках, входящих в состав Федерации. Конституции республик устанавливают, что представительные органы являются не только высшими законодательными, но и контрольными органами.
3.4 Судебный контроль
Среди способов обеспечения законности в государственном управлении важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. Судебный контроль представляет собой осуществление контрольной функции государства при применении судебной власти в рамках особой судебно-процессуальной формы. Основная функция всей системы судебных органов — реализация задач правосудия, в результате чего обеспечивается охрана прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов.
Вместе с тем судебную власть как одну из ветвей государственной власти нельзя сводить только к рассмотрению конкретных судебных дел. Судебная власть — неотъемлемый элемент правового государства. Будучи сильной и независимой, она является гарантом прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия нормальной деятельности исполнительной власти. Судебную власть характеризует не только правосудие, но и возможность оказать активное влияние на решения и действия исполнительной власти. Наличие властных полномочий судебной власти дает возможность говорить о судебном контроле за исполнительной властью.
Закон от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г.) предоставляет гражданам возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав. Суду подконтрольны любые действия (решения) любых структур и должностных лиц, если возникает опасность ущемления ими законных интересов личности.