Государственный контроль и его виды

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов прошлого века социально – экономические преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные институты в экономике, в последнее время стало усиливать свое организующее воздействие. Усиление государственного влияния выразилось, прежде всего, в увеличении штатной численности контрольных государственных органов.

Содержание

Введение……………………………………………………………....3
Государственный контроль
Понятие законности и способы её обеспечения………………5
Понятие государственного контроля………………………….7
Содержание и виды государственного контроля……………..9
Виды государственного контроля в системе разделения властей
Президентский контроль……………………………………...13
Контроль органов исполнительной власти…………………..17
Контроль органов законодательной власти………………….20
Судебный контроль……………………………………………23
Заключение…………………………………………………………..29
Список литературы………………………………………………….31

Работа содержит 1 файл

ГосКонтроль и его виды.doc

— 171.50 Кб (Скачать)

         2.3 Содержание и виды государственного контроля

Содержание контроля состоит из:

  1. наблюдения за функционированием подконтрольных объектов, получения объективной информации о выполнении им правил и поручений, их состоянии. Формы сбора информации – изучение данных учета, отчетов, проверки документов, инвентаризации, ревизии, получение объяснений и др.;
  2. анализа собранной информации, выявления тенденций, причин, разработки прогнозов;
  3. принятие мер по предотвращению нарушений законности и дисциплины, вредных последствий, ущерба, несчастных случаев, нецелесообразных действий и расходов, и в том числе пресечения противоправной деятельности с целью недопущения вредных последствий, новых нарушений;
  4. учета конкретных нарушений, определения их причин и условий;
  5. выявления виновных, привлечения их к ответственности. В отдельных случаях контролирующие органы вправе сами решить вопрос о дисциплинарной, материальной, уголовной ответственности виновных, в других – обязаны ставить вопросы об этом перед компетентными органами, должностными лицами.

Следует также отметить, что контроль как способ обеспечения законности характеризуется определенными признаками:

  1. между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом, как правило, существуют отношения подчиненности или подведомственности.
  2. объектом контроля является законность и целесообразность деятельности контролируемого, когда контролирующий вправе вмешиваться в текущую административно-хозяйственную деятельность контролируемого.
  3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого.
  4. контролирующий вправе применять меры дисциплинарного воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

 

 Основные требования, предъявляемые  к контролю за законностью и дисциплиной  в государственном управлении:

- универсальность –  охват контролем всех органов  исполнительной власти и направлений  их деятельности, оценка не только  с точки зрения состояния законности  и дисциплины, но также целесообразности, эффективности, оперативности;

- постоянство – систематичность,  повседневность, плановость контроля;

- объективность –  проведение контроля незаинтересованными  лицами и организациями, получение  достоверной информации;

- действенность –  направленность на улучшение  работы подконтрольных объектов, устранение недостатков в их деятельности.

Государственный контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности классифицируется по различным основаниям. В зависимости от объема: общий, охватывающий всю деятельность (комплексная инспекторская проверка); специальный, осуществляемый по какому-либо конкретному вопросу (проверка исполнения данного указания, распоряжения). По времени его осуществления различают: предварительный (до совершения действий), текущий (в процессе совершения действий) и последующий контроль (после совершения действий). По методам осуществления контрольных проверок выделяют контроль по документам, отчетам, по отдельным жалобам и запросам, а также непосредственный контроль в виде плановых и внеплановых сплошных или целевых (по определенным вопросам) контрольных проверок. При этом понятие "вид контроля" следует отличать от понятия "форма контроля". Наиболее распространенные формы контроля, присущие всем или, по крайней мере, многим его видам: рассмотрение отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов за определенный период или по определенному вопросу; целевые контрольные проверки по отдельным жалобам, сообщениям средств массовой информации, обращениям различных судебно-следственных и иных правоохранительных органов; ревизии финансово-хозяйственной деятельности; всестороннее целевое инспектирование деятельности подконтрольных организаций по всем видам и направлениям их деятельности за определенный период.

Виды государственного контроля можно классифицировать в зависимости от органов, его осуществляющих.

Внутриведомственный контроль проводится исключительно силами и  средствами аппарата государственного управления, вышестоящими органами исполнительной власти своей системы. Масштабы этого вида контроля ограничены исключительно соответствующей отраслью или сферой государственного управления. Внутриведомственный контроль - одна из важнейших функций руководства вышестоящих органов исполнительной власти нижестоящими подчиненными организациями своей системы, зачастую он имеет форму проверки исполнения актов и директив своего ведомственного руководства.

Наряду с внутриведомственным  контролем и независимо от него действует  несколько видов надведомственного  государственного контроля, осуществляемого органами представительной, исполнительной и судебной государственной власти.

Государственный контроль органов представительной (законодательной) власти на федеральном уровне осуществляется депутатами Федерального Собрания и  формируемыми им органами, прежде всего Счетной палатой РФ и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Для контроля за исполнением  федерального бюджета Федеральное  Собрание образует Счетную палату, которая является постоянно действующим  органом государственного финансового контроля, проводящим контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иные виды деятельности, связанные с контролем за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках и иных финансово-кредитных учреждениях России.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации  рассматривает жалобы на решения  или действия (бездействие) государственных  органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействие) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе. При проведении проверки по жалобе Уполномоченный по правам человека вправе проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственный контроль в системе разделения властей

 

Исходя из установленного Конституцией Российской Федерации разделения государственной власти на самостоятельные ветви различают следующие виды государственного контроля: 1) президентский контроль;        2) контроль органов исполнительной власти; 3) контроль органов законодательной власти; 4) судебный контроль. Основные цели контроля — соблюдение органами исполнительной власти и их должностных лиц законодательства, обеспечение целесообразного и экономного расходования средств, поддержание стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования.

 

          1. Президентский контроль

Контрольные полномочия Президента Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти наиболее полно выражаются в том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции он определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, претворение которой в жизнь возлагается на соответствующие органы исполнительной власти. [1, 14]

Президентский контроль в государственном управлении состоит в том, что в соответствии с полномочиями, он осуществляет контрольные полномочия при формировании Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, Совета Безопасности Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации. Также она осуществляется и при назначении и освобождении высшего командования Вооруженных Сил Российской Федерации, назначении и отзыве дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации  осуществляет функции контроля в  процессе обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия Правительства Российской Федерации  и других органов государственной  власти, а также руководства рядом федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации  непосредственно руководит деятельностью  федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает положения о них и назначает их руководителей. Осуществляет полномочия Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации и Председателя Совета Безопасности Российской Федерации.

Контроль за деятельностью  государственной администрации  Президент России осуществляет частично непосредственно, но главным образом  через свою Администрацию. Он реализует  контрольные полномочия при подготовке вопросов об отставке Правительства, освобождении от должности отдельных федеральных министров, руководителей иных центральных федеральных органов исполнительной власти, назначенных им военачальников, дипломатических представителей в иностранных государствах и других должностных лиц. На Администрацию Президента возложено обеспечение контроля Президента за деятельностью государственной администрации.

На другое структурное  подразделение Администрации –  Управление Президента по работе с  обращениями граждан возложено осуществление контроля за своевременным и полным рассмотрением обращений граждан. В его обязанности входит анализ и обобщение вопросов, которые ставят граждане и на основе этого оперативное и периодическое информирование Президента о количестве и характере такого обращения. На основе этого готовятся предложения по устранению причин, которые порождают жалобы.

Главное контрольное  управление Президента является структурным  подразделением Администрации Президента и подчинено Президенту. Контрольное  управление действует как система, которая обеспечивает реализацию полномочий и осуществляет контроль над исполнением Конституции, Законов и Указов. В соответствии с возложенными обязанностями Управление выполняет следующие функции:

- контроль и проверка исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также организациями федеральных законов (в части, касающейся полномочий Президента Российской Федерации, в том числе по обеспечению прав и свобод человека и гражданина), указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации;

- контроль за реализацией  общенациональных проектов;

- контроль и проверка  исполнения поручений Президента  Российской Федерации и Руководителя  Администрации Президента Российской Федерации;

- контроль за реализацией  ежегодных посланий Президента  Российской Федерации Федеральному  Собранию Российской Федерации,  бюджетных посланий Президента  Российской Федерации и иных  программных документов Президента  Российской Федерации;

- информирование Президента  Российской Федерации и Руководителя  Администрации Президента Российской  Федерации о результатах проверок  и подготовка на их основе  предложений по предупреждению  и устранению выявленных нарушений.

Контрольные полномочия в сфере обеспечения безопасности Президент Российской Федерации осуществляет через Совет безопасности Российской Федерации. В соответствии с п. "ж" ст. 83 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Федерации "О безопасности" Указом Президента Российской Федерации утверждено Положение о Совете безопасности Российской Федерации.

Совет безопасности Российской Федерации является конституционным  органом, осуществляющим подготовку решений  Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Важную роль в реализации контрольных полномочий Президента Российской Федерации играют полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах. Они обязаны содействовать исполнению правовых актов Президента и Правительства Российской Федерации, контролировать выполнение этих актов. Также они обеспечивают реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа. Полномочные представители обязаны представлять Президенту аналитическую и иную информацию об экономических, социальных и политических процессах на территории и вносить соответствующие предложения.

Подводя итог выше сказанного можно заключить, что контрольные полномочия Президента РФ осуществляются в следующих формах:

− непосредственный контроль;

− через соответствующие президентские структуры: Администрацию Президента РФ, Главное контрольное управление;

− через институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.

Информация о работе Государственный контроль и его виды