Государственный контроль и его виды, общественный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов
В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Государственный контроль сущность и цели…………………………………5
2 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика…………………..7
2.1 Президентский контроль…………………………………………………..…7
2.2 Контроль органов законодательной (представительной) власти………....11
2.3 Контроль органов исполнительной власти………………………………..14
2.4 Судебный контроль.........................................................................................17
3 Административный надзор…………………………………………………..22
4 Прокурорский надзор………………………………………………………….24
5 Судебный контроль……………………………………………………………26
4 Общественный контроль……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………...…31

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль и его виды.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

Надзорная деятельность прокуратуры осуществляется:

  1. за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля и их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  2. соблюдением прав и свобод граждан этими органами и должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  3. исполнением законов администрацией органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемую судом меру принудительного характера, а также администрацией мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Формы реагирования прокурора  на нарушения законности:

  1. протест прокурора;
  2. представление прокурора;
  3. постановление прокурора;
  4. предостережение о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель  приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд в установленном порядке, где протест подлежит рассмотрению в десятидневный срок с момента поступления, о чем сообщается прокурору, его принесшему.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Прокурор, исходя из нарушения  закона должностным лицом, выносит  мотивированноепостановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся  деяниях прокурор или его заместитель  объявляет в письменной форме  должностным лицампредостережение о недопустимости нарушения закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Судебный контроль

Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления – это деятельность органов судебной власти, состоящая в правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, местного самоуправления, их должностных лиц, по защите прав, свобод и законных интересов граждан и иных субъектов, по привлечению виновных лиц к ответственности.

Субъектами судебного контроля являются федеральные суды (Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов, автономной области, районные суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов РФ и суды субъектов РФ (конституционные (уставные) суды, мировые судьи).

Судебный контроль в сфере  государственного управления осуществляется:

  • при рассмотрении жалоб на действия и решения органов и должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан;
  • рассмотрении дел об административных правонарушениях (качество проведенного расследования, законность вынесенных постановлений и др.);
  • рассмотрении жалоб и протестов на постановления по делам об административных правонарушениях;
  • проверке законности нормативных правовых актов;
  • рассмотрении дел, возникающих из гражданско-правовых отношений;
  • рассмотрении уголовных дел;
  • рассмотрении жалоб юридических лиц.

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Общественный контроль

Общественный  контроль за законностью в сфере  государственного управленияпредставляет собой одну из форм отправления демократии, состоящую в реализации прав граждан и общественных объединений участвовать в управлении делами государства, наблюдении за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц по соблюдению ими законности, прав и свобод граждан и их объединений.

Особенности общественного контроля:

  1. осуществляется гражданами и их объединениями (общественными объединениями, политическими партиями и др.);
  2. объектом контроля является деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий и учреждений, их должностных лиц;
  3. широко применяются меры общественного воздействия;
  4. имеет профилактическую и правовосстановительную направленность;
  5. осуществляется во взаимодействии с другими способами обеспечения законности.

Субъекты общественного контроля: граждане (физические лица), общественные объединения, политические партии, профессиональные союзы, трудовые коллективы и др.

Основное средство реагирования граждан на факты нарушения законности – жалоба(административная и судебная).

Существуют общее право  граждан на обжалование (подача административной или судебной жалобы) и специальное  право жалобы (внесудебное и судебное обжалование).

При общем праве жалобы обжалованию подлежат коллегиальные  и единоличные действия (решения), в том числе представление  официальной информации, ставшей  основанием для совершения действия (решения), в результате которых: нарушены права и свободы граждан, созданы  препятствия осуществления гражданином  его прав и свобод, незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность  или он незаконно привлечен к  какой-либо ответственности.

Жалоба может быть подана в последовательном порядке (сначала  в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, а в случае ее неудовлетворения – в суд) или  в альтернативном порядке (жалоба подается по выбору субъекта или в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу или в суд).

При судебном обжаловании обращаются в суд с жалобой в срок:

  1. три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права;
  2. один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе вышестоящего органа, общественного объединения, должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ (законом по отдельным категориям дел могут быть установлены другие сроки).

Решение суда по жалобе: установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и свободы.

Если обжалуемое действие (решение) суд признает законным, не нарушающим прав и свобод гражданина, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Исполнение решения  суда: решение суда, вступившее в законную силу, обязательную для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений, должностных лиц, государственных служащих и граждан, подлежит исполнению на всей территории РФ.

Суд информируется об исполнении решения не позднее чем в месячный срок со дня получения жалобы.

Судебные издержки возлагаются на государственный орган, орган местного самоуправления, учреждения, предприятия или объединения, общественное объединение, должностное лицо, государственного служащего в случае признания судом их действия (решения) незаконным, а также если поданная гражданином жалоба вышестоящему органу, должностному лицу была оставлена без ответа либо ответ был дан с нарушением срока.

Общие признаки права  на специальную жалобу:

  • подается лицом, в отношении которого вынесено постановление о наложении административного взыскания, от его имени адвокатом, потерпевшим, их законными представителями;
  • подается в письменной форме;
  • подается в орган (должностному лицу), вынесший постановление по делу об административном правонарушении, которое направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в трехдневный срок;
  • направляется субъекту, полномочному рассматривать жалобу в десятидневный срок с момента вынесения постановления;
  • рассматривается вышестоящими органами (должностными лицами) или судом в десятидневный срок;
  • поданная в срок жалоба приостанавливает исполнение отдельных административных взысканий;
  • рассматривается в установленном процедурном порядке

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
Чтобы избежать узкого понимания государственного контроля как проверки, являющейся основной, но не единственной формой его  осуществления, необходимо помнить  следующее:  
Государственный контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке протекающих в коллективах людей, в обществе, в государстве процессов, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и так далее, устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия. 
Одной из отличительных черт государственного контроля, осуществляемого исполнительной властью, является то, что правоприменительные формы деятельности исполнительной власти: регистрация, сертификация, аттестация, аккредитация, лицензирование - представляют собой особые формы осуществления государственного контроля исполнительной властью. 
В зависимости от статуса органов, осуществляющих государственный контроль, можно выделить следующие его виды: 
- президентский контроль; 
- контроль законодательной власти; 
- контроль исполнительной власти; 
- судебный контроль; 
- прокурорский надзор; 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Список использованной литературы

 

  1. Абросимова Е.Б., Анишина В.И., Гаджиев Г.А., Ермошин Г.Т., и др.
  2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001. -201с
  3. Бегаева А.А. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2004. - 226 c. 
  4. Габричидэе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2001.-230с
  5. Гурин А.И. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.14. - Саратов, 2004. - 217 c. 
  6. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы государственного контроля в Российской Федерации. - М.: Формула права, 2008. - 176 c.
  7. Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект). Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2006. - 209 c. 
  8. Ершов В.В Самостоятельность и независимость судебной власти Российской Федерации /.:. - М.: Юристъ, 2006. - 493 c. 
  9. Караев Р.Ш. Конституционно-правовые формы парламентского контроля за исполнительной властью в Российской Федерации. Монография. - Ростов-на-Дону: "Ростиздат", 2007. - 191 c. 
  10. Карпов Н.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 231 с. 
  11. Кочерин Е.А. Основы государственного и управленческого контроля: Учебное пособие. – М.: Филинъ, 2000. – 384
  12. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
  13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ
  14. Коренев А.П Административное право России. Часть I. Государственное управление и административное право: Учебник /. М.. 2002. -312с 
  15. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учебник. Саратов, 2003-221с
  16. Маштакова Е.А. Теоретико-правовые вопросы государственного контроля в Российской Федерации. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - Ростов-на-Дону, 2000. - 205 c.   
  17. Попова Л.Л, С. Студеникиной Административное право: Учебник для ВУЗов /  М.. – М.: Норма, 2008. – 992 с.
  18. Савенко О.Е. Контрольная функция государственных органов. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.01. - М., 2004. - 195 c. 
  19. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для ВУЗов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Феникс, 2007. – 352 с. 
  20. Тарасов А.М. Президентский контроль: понятие и система. Учебное пособие. - С.-Пб.: Юрид. центр Пресс, 2004. - 644 c. 
  21. Тарасов А.М. Государственный контроль в России. Монография. - М., 2008. - 672 c. 
  22. Толстыжено Е.А. Счетная палата Российской Федерации как орган парламентарского контроля. Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02. - М., 2003. - 136
  23. Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
  24. Федеральный закон 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» 

Информация о работе Государственный контроль и его виды, общественный контроль