Полномочный представитель
является федеральным государственным
служащим и входит в состав
Администрации Президента, назначается
на должность и освобождается
от должности Президентом РФ.
2.2 Контроль органов
законодательной (представительной) власти.
Этот вид контроля регламентирован
Конституцией РФ (ст. ст. 102, 103).
Существует механизм
контроля со стороны Федерального
Собрания за соответствием указов
Президента Конституции и законам
РФ. Так, Совет Федерации осуществляет
контроль при утверждении указов
Президента о введении военного
положения, чрезвычайного положения,
а также за решением Президентом
вопроса о возможности использования
Вооруженных Сил за пределами
территории Российской Федерации
(ст. 102 Конституции).
К числу контрольных
полномочий Государственной Думы
в сфере исполнительной власти,
указанных в ст. 103 Конституции,
относятся: дача согласия Президенту
на назначение Председателя Правительства;
решение вопроса о доверии
Правительству; выдвижение обвинения
против Президента для отрешения
его от должности в случаях,
предусмотренных в ст. 93. На основании
ст. 103 Конституции Председатель
Центрального банка России и
Уполномоченный по правам человека
назначаются и освобождаются
от должности Государственной
Думой.
Одной из наиболее
важных форм контроля за исполнительной
властью является рассмотрение
и утверждение Парламентом РФ
представляемого Правительством
бюджета Российской Федерации
- основного социально-экономического
закона страны и отчета о
его исполнении.
Контрольные полномочия
Федерального Собрания выражаются
и в том, что назначение и
отзыв дипломатических представителей
Российской Федерации в иностранных
государствах и международных
организациях осуществляется Президентом
после консультаций с соответствующими
комитетами или комиссиями палат
Федерального Собрания (п. "м"
ст. 83 Конституции).
Формой контроля за
деятельностью органов исполнительной
власти является также запрос
депутата или группы депутатов
Совета Федерации, Государственной
Думы Правительству страны, руководителям
федеральных органов исполнительной
власти, исполнительной власти субъектов
Федерации и органов местного
самоуправления по вопросам, входящим
в компетенцию этих органов.
Для осуществления
контроля за исполнением федерального
бюджета Совет Федерации и
Государственная Дума образуют
Счетную палату, состав и порядок
деятельности которой определен Федеральным
законом от 11 января 1995 г.(СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.
167.)
Задачами Счетной палаты
являются:
организация и осуществление
контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов внебюджетных
фондов по объемам, структуре и целевому
назначению; определение эффективности
и целесообразности расходов государственных
средств и использования федеральной
собственности;
оценка обоснованности
доходных и расходных статей
проектов федерального бюджета
и бюджетов внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза
проектов федеральных законов
и нормативных правовых актов
федеральных органов государственной
власти;
анализ отклонений
от показателей федерального
бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов и подготовка
предложений по их устранению
и совершенствованию бюджетного
процесса в целом;
контроль за законностью
и своевременностью движения средств
федерального бюджета и средств
федеральных внебюджетных фондов в
Центральном банке России и иных
финансово-кредитных учреждениях;
регулярное представление
Президенту, Совету Федерации и
Государственной Думе информации
о ходе исполнения федерального
бюджета.
Контрольные полномочия Счетной
палаты распространяются не только на
государственные органы (в том
числе их аппараты) и учреждения,
но и на органы местного самоуправления
и вообще на все организации и
объединения вне зависимости
от видов организационной подчиненности
и форм собственности, если они получают,
перечисляют, используют средства из федерального
бюджета или используют федеральную
собственность либо управляют ею,
а также имеют какие-либо официально
предоставленные льготы и преимущества.
Счетная палата проводит
ревизии, проверки и иные контрольные
мероприятия. Проверяемые организации
обязаны обеспечивать условия
для этого и предоставлять
все необходимые документы и
информацию о расходовании бюджетных
средств. В противном случае
виновные могут привлекаться
к тому или иному виду юридической
ответственности. По результатам
проверок Счетная палата направляет проверяемым
организациям представления, которые
должны быть рассмотрены в определенные
сроки с уведомлением Счетной палаты о
принятых мерах. В случае выявления признаков
преступлений материалы проверки передаются
в правоохранительные органы. Счетная
палата уполномочена также давать предписания
об устранении выявленных нарушений, предусмотрен
механизм их обязательного исполнения
и обжалования в судебном порядке.
Статьей 77 Конституции
установлено, что субъекты Федерации
сами образуют соответствующие
органы государственной власти.
Эти органы наделены и соответствующими
контрольными полномочиями по
отношению к органам исполнительной
власти. Они значительны особенно
в республиках, входящих в состав
Федерации. Конституциями республик
определено, что представительные
органы являются не только
высшими законодательными, но и
контрольными органами.
2.3 Контроль органов
исполнительной власти.
Функции государственного контроля
осуществляют Правительство, федеральные
министерства и иные федеральные
органы исполнительной власти, а также
органы исполнительной власти субъектов
РФ.
Правительство РФ как
высший исполнительный орган
государственной власти общей
компетенции наделено широкими
контрольными полномочиями в
отношении федеральных органов
исполнительной власти и органов
исполнительной власти субъектов
Федерации. Согласно ст. 114 Конституции
и Федеральному конституционному
закону "О Правительстве Российской
Федерации" оно осуществляет
меры по обеспечению законности,
прав и свобод граждан и
иные полномочия, возложенные на
него Конституцией, федеральными
законами и указами Президента.
Оно в пределах своей компетенции
организует исполнение федеральных
конституционных законов, федеральных
законов, нормативных указов Президента,
международных договоров Российской
Федерации, осуществляет систематический
контроль за исполнением их
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации, принимает
меры по устранению нарушений
действующего законодательства.
Правительство вправе
отменять акты федеральных органов
исполнительной власти или приостанавливать
действие этих актов. Оно направляет
в законодательные (представительные)
органы и органы исполнительной
власти субъектов Федерации проекты
своих решений по предметам
совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов. Предложения
этих органов по таким проектам
подлежат обязательному рассмотрению
в Правительстве РФ.
Правительство РФ обеспечивает
соблюдение федеральными органами
исполнительной власти прав органов
исполнительной власти субъектов
Федерации и способствует их
взаимодействию. Оно разрешает споры
и устраняет разногласия между
федеральными органами исполнительной
власти и органами исполнительной
власти субъектов Федерации. Для
этих целей создаются согласительные
комиссии из представителей заинтересованных
сторон.
Правительство вносит
предложения Президенту страны
о приостановлении действия актов
органов исполнительной власти
субъектов Федерации в случае
их противоречия Конституции
РФ, федеральным конституционным
законам, федеральным законам, международным
обязательствам России или нарушения
прав и свобод человека и гражданина.
Федеральные министерства
и иные федеральные органы
исполнительной власти могут
осуществлять межотраслевой (надведомственный)
и отраслевой (внутриведомственный)
контроль. Среди этих органов
имеются такие, основной деятельностью
которых является именно специализированный
контроль, например, Федеральная антимонопольная
служба, Федеральная служба по
тарифам, Федеральная таможенная
служба. Большинство федеральных
министерств и иных федеральных
органов исполнительной власти
осуществляет контроль по отраслям
и сферам своей деятельности.
Так, в финансово-экономической
сфере контроль осуществляют
министерства финансов, экономического
развития и торговли, Центральный
банк России. Осуществление жесткого
контроля за целевым использованием
бюджетных средств - одна из
основных задач экономической
политики. В связи с этим министерствам
финансов, экономического развития
и торговли и Центральному
банку поручено ежеквартально
докладывать Правительству о
ходе выполнения федерального
бюджета и сконцентрировать свои
усилия на финансовой стабилизации
и укреплении курса рубля.
В иных сферах деятельности
контроль осуществляют, например, федеральные
службы, подведомственные Министерству
транспорта РФ.
Для осуществления
межотраслевых контрольных функций
создаются также специализированные
инспекции (например, Государственная
жилищная инспекция), специальные
структурные подразделения внутри
федеральных органов исполнительной
власти (например, ГИБДД).
Особенностью межотраслевого
контроля федеральных органов
исполнительной власти является
то, что он осуществляется за
определенными сферами (вопросами)
деятельности не подчиненных
им органов и должностных лиц.
Чаще всего такой контроль
касается только определенной
функции или отдельной стороны
деятельности подконтрольных органов,
независимо от ведомственной
подчиненности и форм собственности
объектов управления.
Сферы (вопросы) управления,
на которые распространяется
межотраслевой контроль, его пределы
и юридические последствия определены
конкретными положениями о соответствующих
органах и иными нормативными
актами. Например, Федеральным законом
"Об охране окружающей среды"
от 10 января 2002 г.( уст СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133)
ановлено, что государственный экологический
контроль осуществляется федеральными
органами исполнительной власти и органами
исполнительной власти субъектов Федерации
в порядке, установленном Правительством
РФ. Должностные лица этих органов наделены
широкими контрольными полномочиями.
В частности, они вправе посещать организации,
объекты хозяйственной и иной деятельности
независимо от форм собственности и подчинения,
знакомиться с документами, иными материалами;
проверять выполнение требований государственной
экологической экспертизы и вносить предложения
по ее проведению; привлекать в установленном
порядке виновных лиц к административной
ответственности; приостанавливать хозяйственную
и иную деятельность юридических и физических
лиц, допустивших нарушение законодательства
в области охраны окружающей среды.
Отраслевой (внутриведомственный)
контроль, в отличие от межотраслевого,
проводится органами одной отрасли
или сферы в отношении подчиненных
им органов и должностных лиц
по всем вопросам исполнительной и
распорядительной деятельности. При
этом все федеральные органы исполнительной
власти и их территориальные структуры
осуществляют контроль в отношении
подчиненных (подведомственных), а руководители
(администрация) конкретных организаций
- внутренний контроль за деятельностью
своих структурных подразделений
и их должностных лиц. Еще раз
отметим: отраслевой контроль - непременная
часть управляющего воздействия
руководителей на своих подчиненных.
Непосредственный руководитель, осуществляющий
контроль за подчиненными структурами
и лицами по всем вопросам их деятельности,
вправе отменять или изменять их решения,
вмешиваться в оперативную деятельность,
наказывать виновных, принимать меры
для исправления выявленных недостатков
и устранения их причин.
В субъектах Федерации
контрольными полномочиями наделены
их администрация, а также соответствующие
министерства, управления и другие
органы исполнительной власти. Объем
их полномочий определен федеральным
законодательством, конституциями,
уставами, законами и другими
нормативными правовыми актами
субъектов Федерации.
Органы исполнительной
власти, осуществляя контроль, используют
разнообразные методы. Они проводят
ревизии и проверки фактического
состояния дел, заслушивают отчеты
должностных лиц, проверяют сообщения
печати и жалобы, акты управления.
2.4 Судебный контроль.
Согласно ч. 2 ст. 118 Конституции
РФ судебная власть осуществляется
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного
судопроизводства. Федеральный конституционный
закон "О судебной системе
Российской Федерации" от 31 декабря
1996 г. определяет виды, порядок
создания и упразднения судов,
а также основные принципы
их деятельности. Кроме ныне действующих
судов, в субъектах Федерации
могут учреждаться специализированные
федеральные суды по рассмотрению
гражданских и административных
дел, конституционный (уставный)
суд субъекта Федерации для
рассмотрения вопросов соответствия
законов субъекта РФ, нормативных
правовых актов органов государственной
власти субъекта, органов местного
самоуправления конституции (уставу)
субъекта Федерации, а также
для толкования конституции (устава)
субъекта. Мировые судьи рассматривают,
кроме гражданских и административных
дел, также уголовные дела, по
которым наказание предусмотрено
до двух лет лишения свободы.
Институт мировых судей находится
в стадии формирования, но во
многих субъектах РФ они уже начали
функционировать (См.: Федеральный закон
"О мировых судьях Российской Федерации"
от 17 декабря 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.)