Государственный контроль и его виды, общественный контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 09:21, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов
В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
1 Государственный контроль сущность и цели…………………………………5
2 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика…………………..7
2.1 Президентский контроль…………………………………………………..…7
2.2 Контроль органов законодательной (представительной) власти………....11
2.3 Контроль органов исполнительной власти………………………………..14
2.4 Судебный контроль.........................................................................................17
3 Административный надзор…………………………………………………..22
4 Прокурорский надзор………………………………………………………….24
5 Судебный контроль……………………………………………………………26
4 Общественный контроль……………………………………………………...27
Заключение……………………………………………………………………….30
Список использованной литературы………………………………………...…31

Работа содержит 1 файл

Государственный контроль и его виды.docx

— 58.71 Кб (Скачать)

 

Агентство по управлению государственными учреждениями Пермского края

ГОУ СПО «Пермский педагогический колледж № 1»

 

 

 

 

 

Кафедра социально – гуманитарных дисциплин

 

 

 

Курсовая работа

 

Государственный контроль и его виды, общественный контроль

 

 

 

 

 

                                                                                

                                                                               Никифоровой Н.М.

                                                                              Специальность: менеджмент 080501

                                                  Курс VI, группа 61

                                                                           Форма обучения: очно – заочная

                                                            Научный руководитель:

                                                 Комарова М. А

 

 

 Пермь  2011

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

1 Государственный контроль сущность и цели…………………………………5

2 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика…………………..7

2.1 Президентский контроль…………………………………………………..…7

2.2 Контроль органов законодательной  (представительной) власти………....11

2.3 Контроль органов исполнительной  власти………………………………..14

2.4 Судебный контроль.........................................................................................17

3 Административный надзор…………………………………………………..22

4 Прокурорский надзор………………………………………………………….24

5 Судебный контроль……………………………………………………………26

4 Общественный контроль……………………………………………………...27

Заключение……………………………………………………………………….30

 

Список использованной литературы………………………………………...…31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Проводимые в Российском государстве с начала 90-х годов  прошлого века социально – экономические  преобразования сопровождались противоречиями. Желание, как можно быстрее преодолеть их привело к тому, что государство, учитывая возрастающий спрос на государственные  институты в экономике, в последнее  время стало усиливать свое организующее воздействие. 
Усиление государственного влияния выразилось прежде всего в увеличении штатной численности контрольных государственных органов. Контрольная функция государственных органов является одной из основных функций в механизме реализации исполнительной власти.  
Государственный контроль отражает происходящее в жизни общества, государства, в праве, экономике и политической системе процессы и изменяется в соответствии с механизмом управления. 
Хочется отметить, что за последние годы отношение к государственному контролю трансформировалось: от негативного, до позитивного. 

 
Таким образом, тема моего  реферата представляется достаточно актуальной для современной России. Обусловливается тем, что любое демократическое общество должно заботиться о совершенствовании контрольных механизмов. Осуществление государством контрольных функций в политической, экономической, социальной, экологической, информационной, упорядочение правопорядка и международной сферах, обеспечивает стабильность и прогресс общества. При этом важно находить обоснованную меру государственного воздействия на общественные процессы в этих сферах, избегая как чрезмерного вмешательства, так и не допуская «ухода» государства из этих сфер.

 
Целью моего реферата является изучение понятия и сущности государственного контроля, анализ его форм и видов

В соответствии с поставленной целью, задачами курсовой работы являются:  
— исследование теоретического понятия государственного контроля, его сущности, содержания, характерных признаков и принципов его осуществления;  
— изучение механизма и правовых форм осуществления государственного контроля в Российской Федерации;  
— анализ осуществления государственного контроля в системе разделения властей президентом, парламентом, исполнительными и судебными органами государственной власти;  
— выявление особенностей форм и методов осуществления контрольной деятельности государственных органов;  
  
Объектом исследования в курсовой работе является контрольная деятельность государственных органов и механизм реализации государственного контроля в Российской Федерации.

Предметом исследования в курсовой работе служат закономерности функционирования и развития государственного контроля государственных органов, практика его осуществления в Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Государственный контроль сущность и цели

Государственный контроль – деятельность специально уполномоченных государственных органов, их должностных лиц и иных уполномоченных субъектов по наблюдению за функционированием подконтрольного объекта с целью установления его отклонений от заданных параметров.

Сущность государственного контроля:

  1. деятельность специально уполномоченных органов и должностных лиц в пределах установленной компетенции;
  2. наблюдение за функционированием подконтрольного объекта, находящегося в состоянии подчиненности по отношению к субъекту контрольной деятельности;
  3. получение полной, достоверной информации о состоянии законности в подконтрольном объекте;
  4. соотнесение деятельности подконтрольного объекта с точки зрения как законности, так и целесообразности;
  5. принятие мер по предупреждению правонарушений и недопущению вредных последствий;
  6. выявление причин и условий, способствующих совершению правонарушений, их нейтрализация и устранение;
  7. применение мер ответственности (дисциплинарной и материально-правовой);
  8. организация наиболее рационального (эффективного) режима функционирования подконтрольного объекта.

Основные цели контроля - соблюдение органами исполнительной власти и их должностными лицами законодательства, обеспечение целесообразного и  экономного расходования средств, поддержание  стабильности государственного устройства, повышение эффективности государственного регулирования. Его основные принципы: законность, объективность, независимость, гласность, экономичность, сохранение государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны. Достижение целей и соблюдение принципов  контроля не предполагает образование  какого-то единого и всеобъемлющего контрольного органа, стоящего над  всеми ветвями власти, что противоречило  бы принципу разделения властей. Поэтому  контрольные полномочия за деятельностью  органов исполнительной власти установлены  законодательством отдельно по каждому  виду государственного контроля.

 

 

В зависимости  от объема и содержания государственный контроль делится на общий (охватывает все направления деятельности подконтрольного объекта) и специальный (осуществляется по какому-либо конкретному направлению деятельности, какому-либо конкретному вопросу– финансовый, таможенный, санитарный, экологический и др.).

В зависимости  от направленности и организационно-правовых форм государственный контроль делится на внешний (осуществляется в отношении объектов, непосредственно не подчиненных контролирующему органу) и внутренний (осуществляется в пределах системы данного органа)

 В зависимости  от стадий осуществления деятельности контроль может быть: предварительным, текущим, последующим.

В зависимости  от временного режима контрольной деятельности - постоянным (систематическим) и временным (периодическим)

 

Исходя из установленного Конституцией РФ разделения государственной  власти на самостоятельные ветви, а  также разграничения предметов  ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, различаются  следующие виды государственного контроля:

1) президентский контроль;

2) контроль органов законодательной  (представительной) власти;

3) контроль органов исполнительной  власти;

4) судебный контроль.

 

 

 

 

 

 

2 Государственный надзор: понятие, виды, характеристика

Государственный надзор – функция специальных государственных органов и их должностных лиц по систематическому наблюдению заточным и неуклонным соблюдением законов, иных нормативных правовых актов, осуществляемая по подведомственным данным органам вопросам в отношении неподчиненных им юридических и физических лиц.

 

 

2.1 Президентский контроль.

 

 Контрольные полномочия  Президента РФ за деятельностью  органов исполнительной власти  наиболее полно выражаются в  том, что согласно ч. 3 ст. 80 Конституции  он определяет основные направления  внутренней и внешней политики  государства, претворение которой  в жизнь возлагается на соответствующие  органы исполнительной власти.

 Он осуществляет контрольные  полномочия при формировании  Правительства и других федеральных  органов исполнительной власти, а кроме того, при назначении  должностных лиц, в частности  Председателя Правительства, его  заместителя и федеральных министров,  при формировании Совета Безопасности  и Администрации Президента, назначении  высшего командования Вооруженных  Сил.

Президент имеет возможность  осуществлять повседневный контроль за деятельностью Правительства и  других органов исполнительной власти, поскольку вправе председательствовать на заседаниях Правительства, руководить деятельностью федеральных органов  исполнительной власти, ведающих вопросами  обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также осуществлять иные полномочия как Верховный Главнокомандующий  Вооруженными Силами и Председатель Совета Безопасности РФ.

 Президент осуществляет  постоянный контроль за законностью  актов органов исполнительной  власти. Им могут быть отменены  постановления и распоряжения  Правительства в случае их  противоречия Конституции, федеральным  законам и указам Президента. Президент в определенных законодательством  случаях вправе приостанавливать  действие актов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа), органов исполнительной власти субъектов.

Федеральным законом "Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. (с изменениями и дополнениями) (СЗ РФ. 1999. N 42. Ст. 5005; 2004. N 50. Ст. 4950)определены полномочия Президента по обеспечению законности в случаях, когда этими органами принимаются нормативные правовые акты, противоречащие Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Если эти нарушения законности своевременно не устраняются, Президент в зависимости от фактических обстоятельств и в порядке, установленном названным Законом, выносит предупреждение законодательному (представительному) органу или вносит в Государственную Думу проект федерального закона о его роспуске, выносит предупреждение высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа) субъекта Федерации или отрешает его от должности. По представлению Президента РФ законодательными органами субъектов Федерации избираются высшие должностные лица (руководители высшего исполнительного органа) субъекта Федерации - президенты, губернаторы и др.

Контроль в сфере исполнительной власти Президент осуществляет лично  и через соответствующие президентские  структуры, прежде всего Администрацию  Президента.

 Контрольное управление  как подразделение Администрации  Президента:

 организует систематический  контроль и проверку деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, подразделений Администрации,  органов исполнительной власти  субъектов Федерации, организаций  и их руководителей;

 при осуществлении  проверки координирует деятельность  органов контроля и надзора  федеральных органов исполнительной  власти и их подразделений  в субъектах Федерации;

 по результатам проверок  вносит Президенту предложения  о совершенствовании деятельности  федеральных органов исполнительной  власти, а в необходимых случаях  направляет в органы прокуратуры,  внутренних дел, Федеральной службы безопасности и другие органы исполнительной власти материалы о выявленных нарушениях.

Контрольному управлению поручено регулярно проводить проверки хода исполнения поручений Президента органами исполнительной власти Федерации  и ее субъектов, вносить представления  о привлечении должностных лиц, виновных в несвоевременном или  ненадлежащем исполнении либо неисполнении поручений главы государства, к  дисциплинарной ответственности, вплоть до отрешения от должности (СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2395.)

 

Главные направления деятельности этого Управления - обеспечение президентского контроля за деятельностью федеральных  министерств и иных федеральных  органов исполнительной власти, в  том числе внешнеэкономической  деятельностью; ходом экономических  реформ и выполнением государственных  программ; использованием государственных  средств, выделенных целевым назначением. Особое внимание оно уделяет исполнению нормативных актов Президента и  Правительства, имеющих социальную направленность.

 Важную роль в осуществлении  президентского контроля играют  полномочные представители Президента  в федеральных округах. Полномочный  представитель осуществляет свою  деятельность по поручению Президента  в целях обеспечения реализации  главой государства своих конституционных  полномочий. Он наделен необходимыми  полномочиями для выполнения  своих ответственных задач: вправе  запрашивать и получать необходимые  сведения, документы и материалы  от федеральных и региональных  органов власти, участвовать в  работе органов исполнительной  власти региона и др. Посредством  института полномочного представительства  обеспечивается дополнительное  усиление исполнительной власти, контроль в регионах за выполнением  федеральных законов, указов и  распоряжений Президента. По результатам  контроля полномочный представитель  готовит и представляет Президенту  аналитические и иные материалы  об экономических, социальных  и политических процессах в  соответствующем регионе и вносит  ему свои предложения. По предложению  полномочного представителя Президент  приостанавливает действие актов  органов исполнительной власти  субъектов Федерации, если они  противоречат Конституции РФ, федеральным  законам или нарушают права  и свободы человека и гражданина. Полномочный представитель Президента также вносит в Контрольное управление Президента, соответствующие федеральные органы исполнительной власти, а также главам исполнительной власти субъектов Федерации представления в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, а также вступивших в законную силу решений суда.

Информация о работе Государственный контроль и его виды, общественный контроль