Вместе с тем судебную
власть как одну из ветвей государственной
власти нельзя сводить только к рассмотрению
конкретных судебных дел. Судебная власть
- неотъемлемый элемент правового
государства. Будучи сильной и независимой,
она является гарантом прав каждого
и должна быть в состоянии защитить
эти права, кто бы на них ни покушался.
Но, что не менее значимо, судебная
власть - это еще и гарантия нормальной
деятельности исполнительной власти.
Судебную власть характеризует не только
правосудие, но и возможность оказать
активное влияние на решения и
действия исполнительной власти.
Наличие властных полномочий
судебной власти дает возможность
говорить о судебном контроле
за исполнительной властью.
Судебный контроль
за исполнительной властью в
стране начал формироваться в
конце 1970-х гг. В современный
период возможность гражданам
беспрепятственно обращаться в
суд за защитой своих прав
предоставлена принятым 27 апреля 1993
г. Законом РФ "Об обжаловании
в суд действий и решений,
нарушающих права и свободы
граждан" (с изменениями и дополнениями).
Суду стали подконтрольны любые
действия (решения) любых управленческих
структур, должностных лиц, если возникает
опасность ущемления ими законных интересов
личности.
Контрольные полномочия
Конституционного Суда РФ в
сфере исполнительной власти
и порядок их осуществления
определены Конституцией и Федеральным
конституционным законом "О
Конституционном Суде Российской
Федерации" от 21 июля 1994 г(СЗ РФ. 1994.
N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607.)
Деятельность этого органа
призвана служить укреплению основ
конституционного строя России, защите
основных прав и свобод человека и
гражданина, утверждению начал законности
в правотворчестве и правоприменении,
обеспечению верховенства и прямого
действия Конституции на всей территории
страны.
Контрольные полномочия Конституционного
Суда РФ в сфере исполнительной власти
предусмотрены ст. 125 Конституции. Реализуя
эти полномочия, суд разрешает
дела о соответствии Конституции
РФ нормативных актов Президента,
Правительства и органов исполнительной
власти субъектов Федерации, изданных
по вопросам, относящимся к ведению
органов государственной власти
Российской Федерации и совместному
ведению органов государственной
власти Российской Федерации и ее
субъектов, разрешает споры о
компетенции, включая споры между
органами исполнительной власти Российской
Федерации и ее субъектов, жалобы
граждан. Возможно разрешение и других
дел, связанных с конституционным
судебным контролем за актами органов
исполнительной власти и ее должностных
лиц. Акты или их отдельные положения
(нормы, статьи), признанные неконституционными,
утрачивают силу.
Конституционный Суд,
выявив конкретные нарушения
Конституции и законодательства,
действующего на территории России,
своим представлением может обратить
на это внимание органа исполнительной
власти и должностных лиц. Представление
должно быть рассмотрено субъектом,
которому оно адресовано, не позднее
чем в месячный срок со дня
его получения; Конституционный
Суд незамедлительно уведомляется
о результате рассмотрения представления
и мерах по его реализации.
Решение Конституционного
Суда по спору о компетенции
между органами исполнительной
власти является основанием для
отмены или изменения нормативных
актов, определяющих компетенцию
этих органов.
Толкование Конституции
РФ, данное Конституционным Судом,
является официальным и обязательным
для всех представительных, исполнительных
и судебных органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
организаций, должностных лиц,
граждан и их объединений (ст.
106 Федерального конституционного
закона "О Конституционном Суде
Российской Федерации").
Согласно Конституции
РФ Конституционный Суд действует
лишь по запросам и жалобам,
он лишен права начинать дела
по собственной инициативе.
Поводом к рассмотрению
и разрешению дел в Конституционном
Суде является обращение (запрос,
ходатайство) к нему Президента,
обеих палат Федерального Собрания,
одной пятой членов Совета
Федерации или депутатов Государственной
Думы, Правительства, Верховного
Суда, Высшего Арбитражного Суда
РФ, органов законодательной и
исполнительной власти субъектов
Федерации. Жалобы граждан рассматриваются
в случаях нарушения их конституционных
прав и свобод вследствие применения
или подлежащего применению закона
в конкретном деле.
Формы контроля судов
общей юрисдикции за деятельностью
органов исполнительной власти
имеют свои особенности. Основной
задачей судов общей юрисдикции
является рассмотрение уголовных,
гражданских, административных и
иных дел. Контрольная же функция
осуществляется ими не отдельно,
а в процессе рассмотрения
этих дел.
При рассмотрении уголовных
дел, особенно о должностных
преступлениях, суд исследует
не только действия подсудимого
как должностного лица органа
исполнительной власти, но и условия,
способствовавшие возникновению
дела. За совершенное преступление
виновный привлекается к ответственности,
о чем выносится приговор. Формой
же реагирования суда на выявленные
недостатки в работе органа
исполнительной власти, которые
способствовали тем или иным
нарушениям и преступлению должностного
лица, может быть частное определение.
В нем обращается внимание
соответствующего органа исполнительной
власти, должностного лица на
факты нарушения закона, причины
и условия, способствовавшие совершению
преступления и требующие предупредительных
мер. Субъект, которому адресовано частное
определение, обязан в месячный срок рассмотреть
его и сообщить суду о принятых мерах.
При рассмотрении судами
общей юрисдикции гражданских
дел также осуществляется контроль
за деятельностью органов исполнительной
власти. Круг дел, рассматриваемых
в порядке гражданского судопроизводства,
весьма обширный. Сюда относятся
дела искового производства, производство
по делам, возникающим из административных
правоотношений, и особое производство.
Это, например, дела о восстановлении
на работе, о нарушении авторских
прав, о неправильной записи в
книге актов гражданского состояния
и др. При рассмотрении этих
и других дел суд, кроме решения
вопроса по существу, изучает
с позиций закона правомерность
действий соответствующих органов
исполнительной власти и издаваемых
ими правовых актов, тем самым
осуществляет контроль за их
деятельностью. По этим и другим
делам судами могут выноситься
решения, определения или постановления.
При необходимости в них указывается,
что суд, признавая акты управления
незаконными, отменяет или изменяет
их.
По административным
делам (мелкое хулиганство, мелкое
хищение, налоговые правонарушения
и др.) суд проверяет законность
действий органа исполнительной
власти по привлечению лица
к административной ответственности
и применяет предусмотренные
законом административные наказания.
При необходимости суд дает
оценку неправомерным действиям
органа исполнительной власти
и устраняет допущенные нарушения
(например, прекращает производство
по делу о мелком хулиганстве,
поступившему из органа внутренних
дел).
В условиях рыночной
экономики особую роль играет
система арбитражных судов. Этот
вид правосудия позволяет установить
жесткую дисциплину договорных
отношений, пресечь экономический
произвол чиновников, цивилизованно
осуществлять процесс банкротства,
защитить интересы предпринимателей,
акционеров.
Контроль за деятельностью
органов исполнительной власти
арбитражные суды осуществляют
в специфической форме на основе
Федерального конституционного
закона "Об арбитражных судах
в Российской Федерации" от 28 апреля
1995 г.( СЗ РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.) и Арбитражного
процессуального кодекса.
Арбитражный суд осуществляет
судебную власть при разрешении возникающих
в процессе предпринимательской
деятельности споров, вытекающих из административных
правоотношений.
Порядок рассмотрения
этих дел определен Арбитражным
процессуальным кодексом. Содержанием
контроля, осуществляемого арбитражными
судами, является проверка при
разрешении перечисленных дел
соответствия актов и действий
органов исполнительной власти,
их должностных лиц требованиям
законности и принятие мер
по устранению выявленных нарушений.
Суд принимает решение на основании
действующего законодательства
после всестороннего изучения
всех доказательств по делу. Если
в результате разрешения спора
будут выявлены нарушения закона
и иных нормативных правовых
актов со стороны органа исполнительной
власти и их должностных лиц,
арбитражный суд вправе вынести
частное определение в адрес
соответствующих органов, должностных
лиц.
Судебные акты, вступившие
в законную силу, исполняются
всеми государственными органами,
органами местного самоуправления
и иными органами, организациями,
должностными лицами и гражданами
на всей территории страны. Принудительное
исполнение решения, вступившего
в законную силу, осуществляется
на основании исполнительного
листа, выдаваемого соответствующим
арбитражным судом. Немедленному
исполнению подлежат решения
о незаконности актов государственных
органов. С 1997 г. начал активно
действовать институт судебных
приставов.
Таким образом, Конституционный
Суд РФ, суды общей юрисдикции,
арбитражные суды и мировые
судьи, рассматривая ежегодно
миллионы гражданских, уголовных
и административных дел, в пределах
своей компетенции решают задачи
по обеспечению законности в сфере исполнительной
власти.
3 Административный
надзор
Административный
надзор – вид деятельности специально
уполномоченных органов исполнительной
власти и их должностных лиц по систематическому
наблюдению за точным и единообразным
соблюдением, исполнением и применением
юридическими и физическими лицами правовых
норм в сфере государственного управления.
Особенности административного надзора:
- является особой разновидностью государственного контроля;
- осуществляется специально уполномоченными органами исполнительной власти и их должностными лицами;
- деятельность по надзору осуществляется систематически;
- цель – обеспечение правопорядка и общественной безопасности в сфере государственного управления;
- между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность;
- осуществляется в отношении органов исполнительной власти, местного самоуправления, учреждений, организаций, предприятий, общественных объединений и их должностных лиц и граждан;
- осуществляется при помощи определенных методов;
- оценка объекта дается только с позиции законности.
Методы осуществления административного
надзора:
- постоянное наблюдение;
- периодические проверки;
- обследование поднадзорного объекта;
- истребование и анализ документов;
- изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в средствах массовой информации о нарушениях законности в сфере государственного управления.
Административный надзор
осуществляют:
- специальные федеральные надзоры (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору);
- государственные инспекции, входящие в состав федеральных органов исполнительной власти (инспекции, наделенные надведомственными полномочиями: Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России, Государственный противопожарный надзор МЧС России и др.).
Полномочия органов,
осуществляющих административный надзор: получение информации; применение
мер административного предупреждения;
применение мер административного пресечения;
привлечение к административной ответственности;
регистрация и учет; выдача разрешений
(лицензий); нормотворчество.
Отличия государственного контроля
и административного надзора:
- органы контроля обладают большими правомочиями, чем органы, осуществляющие надзор;
- объектом контроля выступает как законность, так и эффективность деятельности; объект надзора– только законность деятельности;
- контроль осуществляется в отношении конкретных объектов, а надзор может распространяться как на определенный (персонифицированный), так и на неопределенный круг объектов;
- контроль и надзор имеют разные субъекты осуществления;
- контроль и надзор различаются по методам осуществления: если для надзора характерно постоянное наблюдение, реагирование на заявления и жалобы, то арсенал методов государственного контроля гораздо шире.
4 Прокурорский надзор
Деятельность органов (должностных
лиц) прокуратуры РФ по надзору за исполнением
федеральными министерствами и ведомствами,
представительными (законодательными)
и исполнительными органами субъектов
РФ, органами местного самоуправления,
органами военного управления, органами
контроля, их должностными лицами Конституции
и законов, а также соответствием законам
издаваемых ими правовых актов.