Государственный гражданский служащий, его статус в обществе и системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:07, статья

Описание работы

Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

      К третьей группе запретов относятся такие действия, которые могут быть использованы в целях получения неимущественных выгод. В связи с этим служащему запрещается:

      – принимать без письменного разрешения государства награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;

      – выезжать в связи с исполнением  должностных обязанностей за пределы территории страны за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.

       

      К четвертой группе запретов относятся запреты на использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения. Использование государственного имущества и информации в неслужебных целях означает, что они несанкционировано используется в личных целях для удовлетворения собственных потребностей. Поэтому служащий не вправе:

      – использовать в целях, не связанных  с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и  иного обеспечения, другое государственное  имущество, а также передавать их другим лицам;

      – разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям  конфиденциального характера, или  служебную информацию, ставшие ему  известными в связи с исполнением  должностных обязанностей.

       

      Для государственного служащего свобода – это не вседозволенность и игнорирование по своему усмотрению нормативно установленных ограничений его политических, социально-экономических и гражданских прав. Для него свобода –  это возможность реализовать свои жизненные интересы, строго сообразуясь с законом и будучи «в ладу с обществом». Гражданская служба – не просто работа, а призвание. Это образ жизни в соответствии с понятиями «законности, разумности и умеренности». Только в таком случае свобода для служащего становится своеобразным инструментом противостояния соблазнам власти, самоограничения желаний и страстей. Только при таком понимании свободы можно рассчитывать, что чиновник будет стоять на страже интересов государства и общества, на своем должностном уровне будет надежным гарантом прав человека и гражданина. Так через статус служащего право в государственном аппарате смыкается с моралью и нравственными ориентирами общества. 

      К сожалению, эта смычка в современной  системе гражданской службы еще недостаточно прочная: общественность рассматривает российское чиновничество как привилегированную, причем далеко не всегда эта привилегированность оправданна,   и оторванную от народа социально-статусную группу. Ее авторитет  66% россиян оценивает как невысокий и даже низкий – аппарат больше занят решением своих корпоративных проблем, чем проблем  общества и его граждан. Каждый второй опрошенный  заявляет, что при обращении в государственные учреждения, он не только не получил помощи, но и столкнулся с действиями, которые напрямую ущемили его достоинство и  гражданские права. Чиновник «ничего не задумывает, ничего не предпринимает, ничего конструктивно-созидательного не начинает, но все «запрещает»1, т.е. заняты сугубо канцелярской, бюрократической, фискальной работой. Такому служащему выгодны «пробуксовки реформ», ему не хочется верить, что в аппарате будет наведен порядок  – каждый пятый служащий заявляет, что не верит в успех  административной реформы, и, естественно, что действует он в соответствии со своей ориентировкой, воспроизводя бюрократизм, коррупцию, безответственность, круговую поруку, мораль так называемой командности. Не это ли имеет в виду В.В.Путин, когда говорит о низкой эффективности аппарата, о групповых интересах, иждивенческих настроениях и благодушном отношении бюрократии к растранжириванию национальных богатств, о ее закрытости и уникальной способности извлекать «административную ренту»2.  

     И это при том, что закон «О государственной  гражданской службе Российской Федерации» однозначно (в нормативном порядке) требует  от каждого служащего  добросовестного, на высоком профессиональном уровне исполнения должностных обязанностей, не оказывая какого-либо предпочтения политическим, общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Служащий не  вправе совершать действия под влиянием личных имущественно-финансовых и иных интересов, совершать поступки, порочащие честь и достоинство служащего. Не говоря уже о корректности в обращении с гражданами, уважении к нравственным обычаям и традициям людей, культурным   особенностям различных этнических и социальных групп и т.д.

       

     В границах социально-правового статуса  государственного служащего перечисленные  выше ограничения и запреты уравновешиваются довольно существенным набором государственных гарантий и  преимуществ. Гарантии по государственной службе – это совокупность факторов социально-экономического, правового, организационно-управленческого и морально-психологического характера, которые создают благоприятные условия для эффективного исполнения должностных полномочий, усиливают привлекательность государственной службы, обеспечивают стабильность социального и правового статуса государственного служащего

        Для обеспечения правовой и социальной защищенности служащих, повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального кадрового состава гражданской службы и компенсации запретов и ограничений гражданским служащим предоставляются государственные гарантии.  

       

      В части гарантий служебно-правовой защиты служащих предусматриваются:

      1) право на переподготовку (переквалификацию), повышение квалификации и стажировку с сохранением должности и денежного содержания на период обучения. Причем обучение может организовываться в самых разнообразных формах – самостоятельно, краткосрочные курсы повышения квалификации, длительное обучение   в аспирантуре и докторантуре и др.;

      2) право на другую государственную должность государственной службы в своем или другом государственном органе  в случае реорганизации или ликвидации государственного органа, либо сокращения должностей гражданской службы. Если трудоустроить невозможно, то гражданскому служащему гарантируется профессиональная переподготовка с последующим трудоустройством (возможно в системе государственной службы), причем с сохранением денежного содержания и непрерывного трудового стажа;

      3) обязательность получения  согласия  государственного служащего на  перевод его на другую должность  государственной службы (или временное прикомандирование), за исключением случаев, предусмотренных  действующим законодательством;

      3) защита государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. В ряде государственных структур даже создаются подразделения по обеспечению собственной безопасности. Определенной группе  государственных служащих выдается оружие. 

      Гарантии  социально-экономического характера:

      1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено   законом;

      2) право   на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;

      3) полноценный отдых, обеспечиваемый  установлением нормальной продолжительности  служебного времени, предоставлением  выходных дней и нерабочих  праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;

      4) медицинское страхование, медицинское и санаторно-курортное обслуживание гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода служащего на пенсию за выслугу лет.  Причем все это за счет государственного бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации;

      5) обязательное государственное социальное  страхование на случай заболевания  или утраты трудоспособности  в период прохождения гражданской  службы либо сохранение денежного  содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом;

      6) государственное пенсионное обеспечение  в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. В случае освобождения служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору;

      7) при увольнении выплачивается  средний заработок в течении  трех месяцев. При прекращении  государственной службы в связи  с выходом на пенсию гражданский служащий считается находящимся в отставке и сохраняет за собой присвоенный ему квалификационный разряд. Это имеет значение в том случае, если  служащий по условиям отставки будет возвращен к исполнению своей прежней или другой  должности государственной службы.

      8) сведения о доходах и  имущественном  положении служащего, поступающие  в органы государственной налоговой службы, составляют служебную тайну.

      9) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;

    10) возмещение расходов, связанных с переездом служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган; 

    Гарантии  социально-бытового характера:

       – гражданскому служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, служебный транспорт или денежная компенсация за использование личного транспорта в служебных целях; 

      – гражданскому служащему  один раз за весь период гражданской службы может быть предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилой площади. Порядок    и условиях ее получения определяется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;

        Установленный законом перечень гарантий для государственного служащего не является исчерпывающим. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, правительственными решениями  могут быть введены и другие гарантии. Другое дело, что  каждое решение относительно усиления действующих и введения дополнительных гарантий, должно быть хорошо продуманным и социально оправданным.   

      Есть  и другая сторона медали: при таких  льготах, на фоне нищенского существования  миллионов людей начинается «борьба за государственные должности», в аппарате появляется все больше и больше карьеристов и хапуг, большинство служащих (особенно низшего звена) фактически  работают не за деньги, а за льготы. Для них главное,  чтобы он и его семья были прикреплены к спецполиклинике, имели дачу и государственный транспорт, чтобы ребенок мог ходить в хороший детский сад или ездить в лагерь1.

      В этой связи, наверное, правильно было бы поставить вопрос о монетизации  льгот работников системы государственной  власти  и государственного управления, как это, кстати, и предусматривает административная реформа. И принятие такого решения вряд ли следует откладывать до 2007 года: отчуждение государственного аппарата от населения   огромно, социальное напряженность начала снова расти, вероятность серьезных социальных конфликтов сохраняется.  

       Не менее важную роль играют в этом плане меры морального и материального поощрения. В последние годы все более широкое распространение в государственном аппарате получают такие его формы, как объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;  награждение почетной грамотой с вручением ценного подарка; выплата единовременного поощрения в связи с выходом на   пенсию за выслугу лет;         присвоение почетного звания;    награждение орденами, медалями и другими знаками отличия Российской Федерации.  
   Основаниями для поощрения являются  общественное признание заслуг служащего, успешное и добросовестное в течение более или менее продолжительного времени исполнение им своих должностных обязанностей, выполнение заданий особой важности и сложности, мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга. Главное, чтобы поощрение было своевременным, значимым и авторитетным. Только в таком случае оно будет мотивировать высококачественный труд.

Информация о работе Государственный гражданский служащий, его статус в обществе и системе государственного управления