Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:07, статья
Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.
К третьей группе запретов относятся такие действия, которые могут быть использованы в целях получения неимущественных выгод. В связи с этим служащему запрещается:
– принимать без письменного разрешения государства награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
– выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории страны за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями.
К четвертой группе запретов относятся запреты на использование в неслужебных целях средств материально-технического и информационного обеспечения. Использование государственного имущества и информации в неслужебных целях означает, что они несанкционировано используется в личных целях для удовлетворения собственных потребностей. Поэтому служащий не вправе:
–
использовать в целях, не связанных
с исполнением должностных
–
разглашать или использовать в целях,
не связанных с гражданской
Для
государственного служащего свобода
– это не вседозволенность и игнорирование
по своему усмотрению нормативно установленных
ограничений его политических, социально-экономических
и гражданских прав. Для него свобода –
это возможность реализовать свои жизненные
интересы, строго сообразуясь с законом
и будучи «в ладу с обществом». Гражданская
служба – не просто работа, а призвание.
Это образ жизни в соответствии с понятиями
«законности, разумности и умеренности».
Только в таком случае свобода для служащего
становится своеобразным инструментом
противостояния соблазнам власти, самоограничения
желаний и страстей. Только при таком понимании
свободы можно рассчитывать, что чиновник
будет стоять на страже интересов государства
и общества, на своем должностном уровне
будет надежным гарантом прав человека
и гражданина. Так через статус служащего
право в государственном аппарате смыкается
с моралью и нравственными ориентирами
общества.
К
сожалению, эта смычка в современной
системе гражданской службы еще
недостаточно прочная: общественность
рассматривает российское чиновничество
как привилегированную, причем далеко
не всегда эта привилегированность оправданна,
и оторванную от народа социально-статусную
группу. Ее авторитет 66% россиян оценивает
как невысокий и даже низкий – аппарат
больше занят решением своих корпоративных
проблем, чем проблем общества и его
граждан. Каждый второй опрошенный
заявляет, что при обращении в государственные
учреждения, он не только не получил помощи,
но и столкнулся с действиями, которые
напрямую ущемили его достоинство и
гражданские права. Чиновник «ничего не
задумывает, ничего не предпринимает,
ничего конструктивно-созидательного
не начинает, но все «запрещает»1,
т.е. заняты сугубо канцелярской, бюрократической,
фискальной работой. Такому служащему
выгодны «пробуксовки реформ», ему не
хочется верить, что в аппарате будет наведен
порядок – каждый пятый служащий заявляет,
что не верит в успех административной
реформы, и, естественно, что действует
он в соответствии со своей ориентировкой,
воспроизводя бюрократизм, коррупцию,
безответственность, круговую поруку,
мораль так называемой командности. Не
это ли имеет в виду В.В.Путин, когда говорит
о низкой эффективности аппарата, о групповых
интересах, иждивенческих настроениях
и благодушном отношении бюрократии к
растранжириванию национальных богатств,
о ее закрытости и уникальной способности
извлекать «административную ренту»2.
И это при том, что закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» однозначно (в нормативном порядке) требует от каждого служащего добросовестного, на высоком профессиональном уровне исполнения должностных обязанностей, не оказывая какого-либо предпочтения политическим, общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам. Служащий не вправе совершать действия под влиянием личных имущественно-финансовых и иных интересов, совершать поступки, порочащие честь и достоинство служащего. Не говоря уже о корректности в обращении с гражданами, уважении к нравственным обычаям и традициям людей, культурным особенностям различных этнических и социальных групп и т.д.
В
границах социально-правового статуса
государственного служащего перечисленные
выше ограничения и запреты
Для обеспечения правовой и социальной защищенности служащих, повышения мотивации эффективного исполнения должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального кадрового состава гражданской службы и компенсации запретов и ограничений гражданским служащим предоставляются государственные гарантии.
В части гарантий служебно-правовой защиты служащих предусматриваются:
1) право на переподготовку (переквалификацию), повышение квалификации и стажировку с сохранением должности и денежного содержания на период обучения. Причем обучение может организовываться в самых разнообразных формах – самостоятельно, краткосрочные курсы повышения квалификации, длительное обучение в аспирантуре и докторантуре и др.;
2) право на другую государственную должность государственной службы в своем или другом государственном органе в случае реорганизации или ликвидации государственного органа, либо сокращения должностей гражданской службы. Если трудоустроить невозможно, то гражданскому служащему гарантируется профессиональная переподготовка с последующим трудоустройством (возможно в системе государственной службы), причем с сохранением денежного содержания и непрерывного трудового стажа;
3)
обязательность получения
3)
защита государственного служащего и
членов его семьи от насилия, угроз, других
неправомерных действий в связи с исполнением
им должностных обязанностей в порядке,
установленном федеральным законом. В
ряде государственных структур даже создаются
подразделения по обеспечению собственной
безопасности. Определенной группе
государственных служащих выдается оружие.
Гарантии социально-экономического характера:
1) равные условия оплаты труда, а также сопоставимые показатели оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, если иное не установлено законом;
2) право на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания;
3)
полноценный отдых,
4)
медицинское страхование,
5)
обязательное государственное
6)
государственное пенсионное
7)
при увольнении выплачивается
средний заработок в течении
трех месяцев. При прекращении
государственной службы в
8)
сведения о доходах и
9) возмещение расходов, связанных со служебными командировками;
10)
возмещение расходов, связанных с переездом
служащего и членов его семьи в другую
местность при переводе гражданского
служащего в другой государственный орган;
Гарантии социально-бытового характера:
– гражданскому служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляется в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ, служебный транспорт или денежная компенсация за использование личного транспорта в служебных целях;
– гражданскому служащему один раз за весь период гражданской службы может быть предоставлена единовременная субсидия на приобретение жилой площади. Порядок и условиях ее получения определяется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
Установленный законом перечень гарантий
для государственного служащего не является
исчерпывающим. Федеральными законами,
законами субъектов Российской Федерации,
правительственными решениями могут
быть введены и другие гарантии. Другое
дело, что каждое решение относительно
усиления действующих и введения дополнительных
гарантий, должно быть хорошо продуманным
и социально оправданным.
Есть и другая сторона медали: при таких льготах, на фоне нищенского существования миллионов людей начинается «борьба за государственные должности», в аппарате появляется все больше и больше карьеристов и хапуг, большинство служащих (особенно низшего звена) фактически работают не за деньги, а за льготы. Для них главное, чтобы он и его семья были прикреплены к спецполиклинике, имели дачу и государственный транспорт, чтобы ребенок мог ходить в хороший детский сад или ездить в лагерь1.
В
этой связи, наверное, правильно было
бы поставить вопрос о монетизации
льгот работников системы государственной
власти и государственного управления,
как это, кстати, и предусматривает административная
реформа. И принятие такого решения вряд
ли следует откладывать до 2007 года: отчуждение
государственного аппарата от населения
огромно, социальное напряженность начала
снова расти, вероятность серьезных социальных
конфликтов сохраняется.
Не менее важную роль играют в этом плане
меры морального и
материального поощрения. В последние
годы все более широкое распространение
в государственном аппарате получают
такие его формы, как
объявление благодарности с выплатой
единовременного поощрения; награждение
почетной грамотой с вручением ценного
подарка; выплата единовременного поощрения
в связи с выходом на пенсию за выслугу
лет; присвоение почетного звания; награждение
орденами, медалями и другими знаками
отличия Российской Федерации.
Основаниями для поощрения являются
общественное признание заслуг служащего,
успешное и добросовестное в течение более
или менее продолжительного времени исполнение
им своих должностных обязанностей, выполнение
заданий особой важности и сложности,
мужество и героизм, проявленные при исполнении
служебного долга. Главное, чтобы поощрение
было своевременным, значимым и авторитетным.
Только в таком случае оно будет мотивировать
высококачественный труд.