Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:07, статья
Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.
Права государственного служащего раскрывают не только институциональный характер, но и демократизм государственной службы. Под правами государственного служащего понимается система общеобязательных норм, охраняемых силой государственного принуждения и гарантирующих стабильность социально-правового статуса государственного служащего и правовую регламентацию его служебной деятельности.
Наиболее
общие права гражданских
К первой группе прав гражданского служащего относятся:
• право на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критериями оценки качества его работы, показателями эффективности исполнения служебных обязанностей, условиями продвижения по службе (должностного и профессионального роста);
• право на должностной рост путем участия по собственной инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы;
• право на ознакомление с материалами своего личного дела, отзывами о своей профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, а также на приобщение к личному делу своих письменных объяснений, а также других документов и материалов;
• право на защиту сведений о гражданском служащем, на проведение по требованию служащего специального служебной проверки для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
• право на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;
• право на обращение в соответствующие государственные органы для разрешения индивидуальных служебных споров;
•
право на надлежащие организационно-технические
условия, необходимые для исполнения должностных
обязанностей.
Ко второй группе прав гражданского служащего относятся:
• право на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа;
• право на доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации - предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности;
• право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку в порядке, установленном законодательством, за счет средств соответствующего государственного бюджета;
•
право на доступ в установленном порядке
к сведениям, составляющим государственную
тайну, если исполнение должностных обязанностей
связано с использованием таких сведений;
Третью группу прав составляют:
• право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом;
• право на пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной служебной деятельности;
• право на членство в профессиональном союзе для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
• право на отдых, обеспечиваемое установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
• право на медицинское страхование служащего и членов его семьи, в том числе и после выхода его на пенсию;
• право на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов семьи, а также принадлежащего гражданскому служащему имущества, т.е. право на государственное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности, причинения вреда здоровью и личному имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей.
Причем гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от руководителя подобного поручения, т.е. являющегося, по мнению служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения и добиться от руководителя подтверждения этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и даже уголовную ответственность в соответствии с российским законодательством.
Другое дело недобросовестность или недисциплинированность служащего. Перечисленных прав вполне достаточно для успешной реализации аппаратом и каждым его работником возложенных на них управленческих, информационно-аналитических, экспертно-прогнозных, контрольных и иных полномочий. Главное, чтобы предоставленными законом правами служащий пользовался разумно, добросовестно и, главное, ответственно. К сожалению, на практике так бывает далеко не всегда. О чем свидетельствуют как многочисленные конкретные факты злоупотреблений служебным положением, так и сложившееся в массовом сознание мнение о «преобладании в государственном управлении административного произвола чиновников». Сегодня так считает 41% опрошенных россиян. Многие чувствуют себя беспомощными перед лицом государственного аппарата, убеждены, что при принятии управленческих решений с их мнением никто не считается, что нынешняя административная система не способна оказывать качественные государственные услуги обществу и отдельным гражданам1.
И самый серьезный вывод: государственные служащие сегодня больше заботятся о своих личных, в лучшем случае, ведомственных интересах, чем об интересах государства и граждан.
Недобросовестное
отношение к должностным
При
этом мы подчеркиваем, что принцип
презумпции добросовестности в системе
государственной службы действует
в полном объеме. Проводя квалификационные
экзамены, аттестационные мероприятия,
собеседования, оценивая конкретные поступки
подчиненного, руководитель должен быть
максимально объективным и доброжелательными.
Нельзя работать с людьми и управлять
коллективом, руководствуясь предубеждением,
что подчиненные априори некомпетентны
или, скажем, незаконопослушные люди. Государственный
служащий – это гражданин страны и
вправе рассчитывать на признание, соблюдение
и защиту его прав и свобод, что, кстати,
является важнейшей конституционной обязанностью
государства и соответствующих должностных
лиц. Презумпция невиновности – это признание
добросовестности (доброй совести) работника,
проявление уважения государства к своему
служащему.
Служебные
права создают необходимые
В ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» основные обязанности гражданских служащих представлены в редакции, которая позволяет классифицировать их следующим образом.
К группе конституционных можно отнести обязанности:
К группе функциональных относятся обязанности:
К обязанностям профессионально-личностного плана можно отнести:
Говоря о служебных обязанностях, мы снова выходим на проблему добросовестности.
Не случайно, «в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе» Президент Российской Федерации своим Указом от 12 августа 2002 г. № 885 утвердил общие принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих, многие нормы которого затем были закреплены в федеральном законодательстве о государственной гражданской службе.