Государственный гражданский служащий, его статус в обществе и системе государственного управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:07, статья

Описание работы

Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.

Работа содержит 1 файл

статья.doc

— 140.00 Кб (Скачать)

      За  неисполнение или некачественное исполнение  должностных обязанностей гражданский служащий несет не только моральную, но и юридическую ответственность вплоть до уголовного преследования. Говоря об ответственности, мы, конечно, прежде всего имеем в виду  позитивную ответственность, говорим  об ответственном и высококачественном исполнении служебных обязанностей в соответствии с требованиями закона, должностного регламента и служебного контракта. Ее антипод –   безответственность, т.е. безразличное, халатное, а то и преступное отношение к служебным обязанностям. Оно то и влечет соответствующую юридическую ответственность, например, дисциплинарную в форме замечания;  выговора;  предупреждения о неполном должностном соответствии; освобождения от замещаемой должности гражданской службы и даже увольнения с гражданской службы. При освобождении  от  должности   в связи с дисциплинарным взысканием  в отдельных случаях служащий может быть включен в кадровый резерв для последующего замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

       

      Существенной  составляющей социально-правового статуса гражданского служащего являются законодательно установленные ограничения и запреты по должности (ст.16 и 17 Федерального закона о государственной гражданской службе). Это совокупность социально-политических, экономических и организационно-управленческих факторов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении служащего. Ограничения и запреты устанавливают те границы, выход за которые государство либо однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. Ограничения и запреты призваны не допустить конфликта частных интересов   служащего и публичных интересов общества и государства: государство не может не учитывать, что обладая властными полномочиями, человек располагает немалыми возможностями использования их в целях, не относящихся к должности и даже противопоказанные ей: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.д.

      Закрепленные  законом ограничения и запреты  имеют абсолютный характер, действуют  в течение всего времени прохождения службы. 

      О каких  ограничениях идет речь? Гражданин не может быть даже претендовать на гражданскую службу и находиться на службе в случае: признания его по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным;  осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую   законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; близкого родства (родители, супруги, дети, братья, сестры) с гражданским служащим, если замещение должности  связано с  непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

       

      Запреты по гражданской службе можно разделить на  четыре группы.   

      В первую группу  составляют запреты политического характера. Служащий не вправе:

  • – замещать должность государственного служащего в случае избрания или назначения на государственную должность. Он не может  быть депутатом законодательного (представительного) органа Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Недопустимость представительства гражданского служащего в законодательных органах предусматривается в целях недопущения лоббирования им законопроектов с использованием своих должностных полномочий и в интересах своего ведомства или иных интересов. Принцип разделения власти предполагает не только распределение властных полномочий между органами различных ветвей государственной власти, но и их взаимное уравновешивание, невозможность ни для одной из ветвей власти подчинить себе другие. Данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе, а, следовательно, и совмещения депутатского мандата с занятием должности в системе  государственного управления и наоброт;
  • замещать должность государственного служащего в случае избрания на оплачиваемую выборную должность в профсоюзных органах, в т.ч. и в первичной  профсоюзной организации своего государственного органа;
  • использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума, т.е. использование так называемого административного ресурса – действия противозаконные;

      – использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Это означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий должен исключать какие бы то ни было шаги, направленные на оказание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям. Его идеологические воззрения не должны превалировать  над законом.   Он должен оставаться независимым от лоббистского влияния со стороны граждан, профессиональных, политических и  социальных групп. И еще: служащий, замещающий должность руководителя,  не должен допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;

        – принимать участие в забастовках,  антиправительственных и оппозиционных  выступлениях и манифестациях.  Более того, он не вправе прекращать  исполнение  должностных обязанностей  в целях урегулирования служебного  спора. В Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. № 175-ФЗ  «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» дано определение понятия «забастовка»  (п. 6 ст. 2). Это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора. Поскольку участие государственных служащих в забастовках парализует работу государственных органов, а, следовательно, влечет за собой серьезную угрозу основам конституционного строя и законным интересам граждан, то работники, принявшие участие в забастовках, не могут оставаться безнаказанными. Они несут строгую юридическую ответственность в соответствии с  нормам  административного и уголовного   законодательства Российской Федерации вплоть до увольнения со службы, а в отдельных случаях и привлечения к уголовной ответственности. Наличие таких ограничений вполне понятно, ведь нарушение перечисленных запретов объективно ведет к деформированию основополагающих принципов демократии и законности. Эти запреты носят социальный политико-статусный характер, создают дополнительные гарантии политической и конфессиональной нейтральности, а значит повышению эффективности профессиональной  деятельности гражданского служащего;

     – принимать без письменного разрешения награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями. По вопросам принятия наград подписывается двустороннее соглашение (нота). Этот документ содержит перечень и описание наград, которыми могут награждаться граждане той или иной страны. При наличии такого соглашения, по сложившейся международной практике, органы государственной власти иностранного государства обращаются в МИД России с извещением о награждении гражданина Российской Федерации. МИД представляет материал о награждении в Комиссию по государственным наградам при Президенте Российской Федерации, которая оценивает представление к награждению и составляет заключение о возможности награждения. На основании заключения председатель Комиссии визирует проект соответствующего указа Президента Российской Федерации;

      – допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе и в средствах массовой информации,  в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.

      Названные запреты установлены в целях обеспечения государственной целостности,  политического суверенитета и единства государственной власти, безопасности и управляемости государства, что полностью соответствует ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации. Ограничения и запреты является нормами прямого действия, они должны исполняться без каких-либо дополнительных решений, особых разъяснений и толкований. 
 

      Ко  второй группе запретов можно отнести те из них, которые преследуют цель, с одной стороны, более эффективного использования служебного времени а, с другой, – не допустить, чтобы служащие отвлекались на другие занятия или использовали свои полномочия для противоправного укрепления своего материального благосостояния. Это запреты, касающихся материально-финансовой стороны служебных отношений.   Гражданский  служащий не вправе:

      –  участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законом. Ему запрещено получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего. Короче, он не вправе заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности. Все доходы подлежат обязательному декларированию.

      Результатом творческой деятельности может быть создание  оригинальных, новаторских по содержанию, неповторимых по форме произведений литературно-художественного, публицистического, музыкального жанра, живописи и т.д. В перечисленных сферах  служащий не может оказывать служебного влияния, поскольку в своей основе эти виды деятельности связаны с эмоционально-духовным восприятием окружающего мира;

      – осуществлять предпринимательскую  деятельность. Более того, даже после увольнения со службы отставной служащий не вправе 1) в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно в свое время входили в его должностные обязанности; 2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

      – приобретать ценные бумаги, по которым  может быть получен доход. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

      – быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном  органе, в котором он замещает должность  гражданской службы, если иное не предусмотрено российским законодательством. Он не   вправе «использовать свое служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов его лично касающихся»1, т.е. гражданский служащий не может обладать какими-либо дополнительными полномочиями, в соответствии с которыми он «получает императивные рычаги давления на государственный орган, непосредственно подчиненный ему либо им контролируемый»2;

      – получать в связи с исполнением  должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. получать от физических и юридических лиц  вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги,  оплату развлечений,  отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Эта норма действует в отношении государственного служащего и после выхода его на пенсию.

      Под подарком  понимается безвозмездная передача дарителем вещи в собственность либо имущественного права (требования) к дарителю или к третьему лицу, или освобождение одаряемого от имущественной обязанности перед кем-либо. Так трактуется это понятие  Гражданским кодексом Российской Федерации. Получение  подарка за исполнение или неисполнение конкретных должностных обязанностей непосредственно или передача его членам семьи  служащего подпадает под признаки уголовного правонарушения. 

Информация о работе Государственный гражданский служащий, его статус в обществе и системе государственного управления