Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 07:07, статья
Государственные служащие Российской Федерации представляют довольно многочисленную социальную группу (общая их численность превышает полмиллиона человек) со своими интересами и ценностными ориентациями, писанными и неписанными правилами служебных и межличностных отношений. Это органическая совокупность специалистов, занимающих государственные должности в системе органов государственной власти и занимающаяся решением управленческих, организационно-распорядительных, информационно-аналитических и иных задач государственного характера.
За неисполнение или некачественное исполнение должностных обязанностей гражданский служащий несет не только моральную, но и юридическую ответственность вплоть до уголовного преследования. Говоря об ответственности, мы, конечно, прежде всего имеем в виду позитивную ответственность, говорим об ответственном и высококачественном исполнении служебных обязанностей в соответствии с требованиями закона, должностного регламента и служебного контракта. Ее антипод – безответственность, т.е. безразличное, халатное, а то и преступное отношение к служебным обязанностям. Оно то и влечет соответствующую юридическую ответственность, например, дисциплинарную в форме замечания; выговора; предупреждения о неполном должностном соответствии; освобождения от замещаемой должности гражданской службы и даже увольнения с гражданской службы. При освобождении от должности в связи с дисциплинарным взысканием в отдельных случаях служащий может быть включен в кадровый резерв для последующего замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.
Существенной составляющей социально-правового статуса гражданского служащего являются законодательно установленные ограничения и запреты по должности (ст.16 и 17 Федерального закона о государственной гражданской службе). Это совокупность социально-политических, экономических и организационно-управленческих факторов, очерчивающих пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении служащего. Ограничения и запреты устанавливают те границы, выход за которые государство либо однозначно запрещает, либо не одобряет и не поощряет. Ограничения и запреты призваны не допустить конфликта частных интересов служащего и публичных интересов общества и государства: государство не может не учитывать, что обладая властными полномочиями, человек располагает немалыми возможностями использования их в целях, не относящихся к должности и даже противопоказанные ей: в политических целях, в интересах третьих лиц, в целях личного обогащения и т.д.
Закрепленные законом ограничения и запреты имеют абсолютный характер, действуют в течение всего времени прохождения службы.
О каких ограничениях идет речь? Гражданин не может быть даже претендовать на гражданскую службу и находиться на службе в случае: признания его по решению суда недееспособным или ограниченно дееспособным; осуждения к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей; отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности, связано с использованием таких сведений; наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; близкого родства (родители, супруги, дети, братья, сестры) с гражданским служащим, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому; выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства; представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу; непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Запреты
по гражданской службе можно разделить
на четыре группы.
В первую группу составляют запреты политического характера. Служащий не вправе:
– использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности. В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов. Это означает, что в своей служебной деятельности государственный служащий должен исключать какие бы то ни было шаги, направленные на оказание предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям. Его идеологические воззрения не должны превалировать над законом. Он должен оставаться независимым от лоббистского влияния со стороны граждан, профессиональных, политических и социальных групп. И еще: служащий, замещающий должность руководителя, не должен допускать случаев принуждения подчиненных к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений;
– принимать участие в
–
принимать без письменного
– допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе и в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей, если это не входит в его служебные обязанности.
Названные
запреты установлены в целях обеспечения
государственной целостности, политического
суверенитета и единства государственной
власти, безопасности и управляемости
государства, что полностью соответствует
ч. 3 ст. 5 Конституции Российской Федерации.
Ограничения и запреты является нормами
прямого действия, они должны исполняться
без каких-либо дополнительных решений,
особых разъяснений и толкований.
Ко второй группе запретов можно отнести те из них, которые преследуют цель, с одной стороны, более эффективного использования служебного времени а, с другой, – не допустить, чтобы служащие отвлекались на другие занятия или использовали свои полномочия для противоправного укрепления своего материального благосостояния. Это запреты, касающихся материально-финансовой стороны служебных отношений. Гражданский служащий не вправе:
– участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных законом. Ему запрещено получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего. Короче, он не вправе заниматься любой другой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и иной творческой деятельности. Все доходы подлежат обязательному декларированию.
Результатом творческой деятельности может быть создание оригинальных, новаторских по содержанию, неповторимых по форме произведений литературно-художественного, публицистического, музыкального жанра, живописи и т.д. В перечисленных сферах служащий не может оказывать служебного влияния, поскольку в своей основе эти виды деятельности связаны с эмоционально-духовным восприятием окружающего мира;
– осуществлять предпринимательскую деятельность. Более того, даже после увольнения со службы отставной служащий не вправе 1) в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно в свое время входили в его должностные обязанности; 2) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
– приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. В случае если владение гражданским служащим приносящими доход ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов, он обязан передать принадлежащие ему указанные ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
–
быть поверенным или представителем
по делам третьих лиц в
– получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, деньги, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), связанные с исполнением должностных обязанностей. Эта норма действует в отношении государственного служащего и после выхода его на пенсию.
Под
подарком понимается безвозмездная
передача дарителем вещи в собственность
либо имущественного права (требования)
к дарителю или к третьему лицу, или освобождение
одаряемого от имущественной обязанности
перед кем-либо. Так трактуется это понятие
Гражданским кодексом Российской Федерации.
Получение подарка за исполнение или
неисполнение конкретных должностных
обязанностей непосредственно или передача
его членам семьи служащего подпадает
под признаки уголовного правонарушения.