Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 04:29, курсовая работа

Описание работы

Цель работы анализ государственной службы в России: ее виды и правовое регулирование.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. рассмотреть понятие государственной службы в РФ;
2. изучить виды гражданской службы;
3. выделить действующие принципы гражданской службы в РФ;

Содержание

Введение …………………………………………………………………. ….3

Глава 1. Понятие государственной службы, её признаки,
цели и задачи ………………………………………………….. ……………..6

1.1. История развития государственной службы
в Российской Федерации..……………………………………………………. 6

1.2. Признаки государственной службы ………………………………… 10

1.3. Цели и задачи государственной службы……………………………… 14

Глава 2. Виды государственной службы …………………………………20

Глава 3. Должность государственной службы: понятие, категории, группы ………………………………………………………………………..26

Глава 4. Понятие, признаки и виды государственных служащих… .32


Заключение………………………………………………………………. ….37

Список использованных источников ………………………………. ….39

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Адм право.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

- политическом – как деятельность по реализации государственной политики, достижению, выработанных всеми политическими силами государственно-политических целей и задач в обществе и государстве; государственная служба – важнейший фактор стабильности в обществе, ибо от ее функционирования и эффективности зависит стабильность и устойчивость общественных отношений;

- социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов; в этом смысле важно выявление степени эффективности государственной службы, практики и проблем ее функционирования;

правовом – юридическое  установление государственно-служебных  отношений при реализации, которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов. Государственная служба является сложным социально-правовым институтом, изучение которого требует комплексного анализа его социальных и юридических основ.

Государственная служба – комплексный  правовой институт, состоящий из норм различных отраслей права и включающий в себя множество подинститутов;

организационном – государственная  служба связывается со структурно-функциональными элементами государственного аппарата; она представляется как система, состоящая из следующих элементов: формирование организационных и процессуальных основ деятельности государственного аппарата, построение и правовое описание иерархии должностей, выявление, оценка, стимулирование и ответственность соответствующих работников; государственная служба – правовая основа, позволяющая укрепить государство, усилить государственную власть и обеспечить нормальное функционирование гражданского общества;

нравственном – рассмотрение этических основ государственной  службы.5

В теоретическом понимании  государственная служба – это  осуществление государственными органами кадровой функции управления и практическая деятельность всех лиц, получающих заработную плату из государственного бюджета (т.е. от государства в лице его органов и подразделений) и занимающих постоянно или временно должности в аппарате государственных органов, включая органы законодательной, исполнительной, и судебной власти, прокуратуры, контрольно-надзорных органов. А.П. Алехин и Ю.М. Козлов сводят понимание государственной службы в широком смысле к выполнению служащими своих обязанностей (работы) в государственных организациях: в органах государственной власти, на предприятиях, в учреждениях, иных организациях; государственная служба в узком смысле, по мнению авторов, состоит в выполнении служащими своих обязанностей только в государственных органах.6

Традиционным стало  в научной литературе определение  государственной службы, данное В.М. Манохиным: «государственная служба представляет собой одну из сторон (частей) деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также сама деятельность этого личного состава – государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства».7 Однако такое определение вызывает у некоторых авторов критические замечания. Например, Б.М. Лазарев выделяет в нем следующие недостатки8:

государственная служба определяется через термин «государственный служащий», что является необоснованным;

не учитывается, что  государственные служащие не только выполняют необходимые задачи, но и осуществляют охрану и защиту прав граждан, общества и государства.

Данное определение  объединяет два различных явления  – государственную службу и деятельность по ее организации и правовому регулированию.

Государственная служба – это один из основных видов  деятельности государства по формированию аппарата и правовому регулированию всех аспектов работы государственных служащих, занимающих конкретные государственные должности в этом аппарате и реализующих функции государственных органов в целях обеспечения эффективности государственной деятельности.

Согласно ст. 1 ФЗ «О системе государственной службы РФ» государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению полномочий: Российской Федерации; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов Российской Федерации; органов государственной власти субъектов Российской Федерации; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов (лица, замещающие государственные должности Российской Федерации); лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации (лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации).

Деятельность лиц, замещающих государственные должности РФ и  субъектов РФ не регулируется законами о государственной службе.9

 

 

 

1.3 Цели и  задачи государственной службы

 

Одной из серьезных проблем  государственной службы является определение  целей и задач государственной  службы. Сложность заключается в  том, что если понятие и принципы государственной службы России определены и зафиксированы в действующем  законодательстве, то ее цели и задачи – нет. Поэтому «дерево целей» государственной службы по-прежнему остается проблемным и дискуссионным.

 В научной литературе  встречаются разные подходы к  типологии целей государственной  службы. Особый интерес в этом  плане вызывают научные разработки профессора В.Д. Граждан10. Наиболее часто в литературе встречаются уровневая и отраслевая классификации. С уровневой точки зрения цели государственной службы принято делить на стратегические, оперативные и текущие. Главная стратегическая цель административной власти — служить интересам государства, а через него — общества, народа, который согласно Конституции РФ (ст. 3) является «носителей суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации». Служение государству и обществу, качественное обеспечение исполнения функций и задач государства, его органов и должностных лиц, повышение эффективности работы государственного механизма — главная цель государственной службы. Кроме того, перед государственной службой политической властью, в соответствии с политической и социально-экономической ситуацией в стране, ставятся среднесрочные и текущие цели.11

С отраслевой или содержательной точки зрения все цели государственной  службы подразделяются на политико-административные, социальные, экономические, правовые, организационные (см. таблицу 1).

Таблица 1.

Основные цели государственной  службы

Политико-административные

- выполнение конституционных  требований о государственной  поддержке социальной сферы;

- реализация обязательств  государства по обеспечению определенного уровня жизни, удовлетворению материальных потребностей людей;

- обеспечение благосостояния  общества.

Социальные

- исполнение и обеспечение  полномочий государства и его  органов; 

-  решение общегосударственных  задач управления;

- выполнение публичных  дел; 

- практическое осуществление  функций государства; 

создание условий для  связи государственного аппарата с  народом

Экономические

- повышение эффективности  государственного управления экономикой;

- осуществление от  имени государства управления государственной собственностью;

- поддержка предпринимательства;

- обеспечение финансирования  затрат на государственную службу;

- снижение затрат на  содержание государственного аппарата

Правовые

- обеспечение соблюдения  законодательства государства;

- создание правовых  условий для нормального функционирования  государственного аппарата.

Организационные

- организационно-техническое  обеспечение органов государственной  власти;

- профессионализация  государственного аппарата;

- совершенствование норм, стандартов, правил регулирования состава государственного аппарата, продвижения по службе;

- приведение структуры  государственного аппарата в  соответствие с задачами государственной  службы


 

Социальные цели государственной  службы обусловлены ее социальным характером и предназначением государственной службы как социального института. Государственные органы ставят перед собой цели выполнения конституционных требований государственной поддержки социальной сферы — образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, реализации социальных обязательств государства перед населением регулирования и предотвращения социальных конфликтов в обществе, обеспечения занятости на рынке труда и т.д. Одной из целей в этой области является обеспечение социальных гарантий для работников государственного аппарата и членов их семей.

Социальные цели государственной  службы имеют ценностное содержание. В этом важная связь ее социального  и культурного компонентов. С  помощью государственной службы государство обеспечивает воспроизводство социальных ресурсов, стабильность, целостность, равновесие общественной системы, снижение социальной напряженности, повышение уровня и качества жизни, способствуя удовлетворению потребностей членов общества. Важную роль при этом играют соответствующие виды государственной службы – демографии, здравоохранения, социального обеспечения, образования, науки, культуры и др. Они являются специализированными органами, осуществляющими дифференцированное управление социальной политики, анализ и обобщение соответствующей социальной информации, разработку социальных программ, регулирования процессов социальной дифференциации общества, способствуя его социокультурному развитию12.

 Для выполнения  социальных целей государственная  служба взаимодействует с важнейшими институтами общества и во многом воспринимает их влияние через уточнение целей и задач, а также условий своей деятельности. Государственная служба тесно связана со следующими институтами:

- институтом права, поскольку сама существует в правовом качестве и подвергается довольно жесткой правовой регламентации, что придает государственной службе черты социально-правового института;

- экономическими институтами, так как она призвана обеспечивать проведение государственной политики в экономической области, осуществлять поддержку реального сектора экономики, гарантировать соблюдение экономических прав и свобод, регулировать рыночные отношения и т.п., что наделяет государственную службу статусом социально-экономического института;

- институтами гражданского общества, ибо она является опосредующим звеном в системе взаимодействия государства и гражданского общества, выступая в этом случае, как было отмечено выше, в качестве социального института и, с одной стороны, реализуя функции государственного регулирования общественных процессов, в том числе и деятельности институтов гражданского общества, а с другой – подвергаясь социальному (общественному) контролю;

- институтами, относящимися к социальной сфере общества, так как регулирование широкого круга социальных проблем, касающихся вопросов социальной защиты населения, здравоохранения, образования, социального обеспечения, создания современной социальной инфраструктуры и т.д., находятся в непосредственном ведении государственной службы по их ведомственной принадлежности; в связи с этим государственная служба выступает в качестве института государственных социальных услуг;

- институтами культурно-духовной сферы общества, поскольку сама государственная служба воспринимает существующие в обществе системы ценностей и моральных норм, а ее особое место в системе отношений «общество – государство» предполагает культивирование в среде государственных служащих высоких этических качеств, способных служить социальными ориентирами в обществе, что придает государственной службе черты социально-культурного института.

 Соответственно, государственная  служба должна культивировать  интересы общества, способствовать  выполнению конституционных требований  о поддержке социальной сферы,  создавать условия для свободного  развития личности, гражданина, реализовывать обязательства государства по поддержке определенного уровня жизни народа, способствовать удовлетворению его материальных и духовных потребностей, а также повышению благосостояния населения13.

Экономические цели государственной службы направлены на повышение эффективности государственного регулирования экономики и управления государственной собственностью, на поддержку предпринимательства, снижение затрат на содержание государственного аппарата и т. д.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

 Государственная служба  — сложный социально-правовой  институт. Этот институт представляет  собой систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т.е. права, обязанности, ограничения, запреты, стимулирование, ответственность служащих, прохождение государственной службы, порядок возникновения и прекращения служебных отношений. С точки зрения традиционной теории под государственной понимается служба в государственных учреждениях, предприятиях, организациях и объединениях. В процессе государственной службы возникают публично-правовые отношения, «состоящие в том, что поступивший в аппарат государственного управления находится на службе не только в соответствующем органе, но и у государства в целом»; а суть государственной службы в этом плане состоит в «формировании властно-управленческих взаимоотношений между государством и обществом».

Информация о работе Государственная служба