Государственная служба

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Государственная служба продолжает и завершает организацию механизма государства, делая её готовой и пригодной к практической реализации задач и функций государства. В каждое звено государственного механизма служба вносит жизнь, комплекс мер, средств, форм и методов для реальной, практической деятельности. В становлении государственности любого вида государственная служба выступает в качестве первейшего организационного средства выполнения государством своих целей.

Государственная служба представляет собой один из правовых институтов, нормы которого регулируют обе стороны государственной службы (организацию государственной службы и осуществление государственными служащими практических полномочий). Как правовой институт государственная служба объединяет нормы различных отраслей права - административного, трудового финансового и некоторых других отраслей и потому относится к сложным правовым институтам.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Основы государственной службы……………………………….4

1.. Государственная должность…………………………………….........4
2.. Государственная служба……………………………………………...7
3.. Принципы государственной службы……………………………......10
Глава 2. Правовое положение государственной службы………………..14

2.1. Права и обязанности государственных служащих………………...14

2.2. Ограничения связанные с государственной службой………………18

2.3. Гарантии для государственного служащего………………………....20

Глава 3. Прохождение государственной службы………………………..22

3.1. Поступление на государственную службу…………………………..22

3.2. Аттестация государственного служащего…………………………...27

3.3. Прекращение государственной службы……………………………...30

Заключение………………………………………………………………….32

Список используемой литературы………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Государственная служба РФ..docx

— 55.00 Кб (Скачать)

       для старших и младших должностей федеральной государственной гражданской службы - без предъявления требований к стажу.

       В-третьих, требования и к уровню знаний федеральной Конституции и федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов Федерации применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.  

    1. Принципы  государственной  службы

         Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлены следующие принципы государственной службы.

       1. Принцип верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. Он отражает требования статьи 4 Конституции о том, что Конституция страны и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. Конституция предполагает формирование такой правовой системы, в которой высшей юридической силой обладает главный закон государства - его Конституция, а все остальные нормативные правовые акты должны ей соответствовать. Однако на сегодняшний день не существует комплексного правового акта - закона, который бы детально устанавливал соподчиненность нормативных актов, определял порядок их применения, вступления в юридическую силу, действия и утраты юридической силы. Поэтому конституционный принцип верховенства закона применительно к государственной службе восполняет отмеченный пробел в законодательстве. Нельзя допускать такого явления, когда субъекты Федерации отдают предпочтение своим правовым актам, в том числе по вопросам государственной службы, по сравнению с актами федеральными.

       2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия обязывает государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

       3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами.

       Статьей 5 Конституции закреплено федеративное устройство нашего государства. Это  предполагает последовательное раскрытие  в текущем федеральном законодательстве единства системы государственной  власти, а следовательно, единства основ  организации государственной службы. В то же время это предполагает разграничение предметов ведения  между Федерацией и ее субъектами в целях обеспечения эффективности  государственной службы. Согласно пункту «т» статьи 71 Конституции в ведении  Российской Федерации находится  федеральная государственная служба. Это означает, что на федеральной  государственной службе состоят  государственные служащие, осуществляющие полномочия по предметам ведения  федеральных органов государственной  власти, а также государственные  служащие, осуществляющие полномочия от имени Российской Федерации по предметам совместного ведения  федеральных органов государственной  власти и органов государственной  власти субъектов Федерации.6

       4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, закрепленный в статье 10 Конституции, выражает прежде всего самостоятельность каждой из этих ветвей власти.

       Сущностью данного принципа обусловлено также  то, что государственный служащий не вправе быть депутатом законодательного (представительного) органа. И наоборот: депутаты не могут находиться на государственной  службе.

       5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе закреплен в статье 32 Конституции.

       Сущность  принципа заключается в том, что  при приеме на государственную службу не допускается каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений  в зависимости от расы, пола, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, наличия или отсутствия гражданства субъектов Российской Федерации, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Возможность доступа к государственной службе обусловлена лишь российским гражданством, возрастом и другими требованиями, установленными для государственных служащих.

       6. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством, является одним из краеугольных устоев российской государственности. Он вытекает из единства системы государственной власти и верховенства закона, из подчиненности нижестоящих органов вышестоящим. Благодаря этому создаются реальные условия для исполнительской дисциплины во всех звеньях государственного механизма. Государственным служащим следует строго руководствоваться объемом полномочий каждого государственного органа, очерченного законодательством, учитывая, когда это необходимо, порядок так называемого двойного подчинения.

       7. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, базируется на конституционных нормах, определяющих основные принципы государственной службы, и нормах Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», устанавливающих начала и ключевые процедуры функционирования государственной службы. Законодательство Российской Федерации регулирует федеральную государственную службу. Государственная служба субъектов Федерации регулируется законами и иными актами субъектов Федерации.

       8. Принцип профессионализма и компетентности.

       Профессионализм означает исполнение государственным  служащим своих должностных обязанностей постоянно (в течение определенного  времени) и за регулярно получаемое вознаграждение. Компетентность отражает объем знаний и опыт работника. Профессионализм  стимулирует расширение и повышение  знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно  высокий уровень служебной и  исполнительской дисциплины.

       9. Принцип гласности предполагает открытость законодательства о государственной службе, доступность государственных органов и решение ими вопросов о судьбе, правовом положении государственного служащего с его ведома и согласия.

       10. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение своих должностных обязанностей закреплен в законодательстве, что позволяет крепить государственную дисциплину, формировать чувство личной ответственности государственных служащих за порученное дело.

       11.  Принцип внепартийности государственной  службы означает, что в государственных  органах не образуются структуры  политических партий и движений, государственные служащие не  могут при исполнении должностных  полномочий руководствоваться решениями  политических партий и движений, иных общественных, а также религиозных  объединений. 

        12.    Соблюдение принципа стабильности кадров в государственных органах означает относительное постоянство кадров в занимаемых должностях, минимизацию текучести кадров при стабильности штатного состава. Это одно из важнейших условий качественного функционирования государственных органов. 
 

Глава 2.Правовое положение  государственных  служащих

2.1. Права и обязанности  государственных  служащих

         Права и обязанности государственных  служащих - это особый вид установленных  и гарантированных государством  мер должного и возможного  их поведения в области государственно-служебных  отношений. При этом следует  различать, во-первых, должностные  права и обязанности, которые  определяют полномочия по конкретной  должности, и, во-вторых, общие  права и обязанности, установленные  для всех государственных служащих  независимо от замещаемых ими  государственных должностей.

       Должностные права и обязанности производны от задач и функций государственного органа и выражают его полномочия. В Реестре государственных должностей государственной службы Российской Федерации содержится перечень унифицированных  наименований этих должностей, а конкретные права и обязанности для каждой должности устанавливаются соответствующими нормативными правовыми актами. Это  может быть должность руководителя, другого должностного лица или государственного служащего.7

         Общие права и обязанности  государственных служащих впервые  установлены Федеральным законом  «06 основах государственной службы  Российской Федерации». Они предусмотрены  только для государственных служащих, замещающих должности категорий  «Б» и «В», и не распространяются  на лиц, замещающих должности  категории «А». 

       Каждый  государственный служащий, независимо от конкретных полномочий по замещаемой должности, имеет право на:

  1. ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
  2. получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения своих обязанностей;
  3. посещение в установленном порядке для исполнения своих обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
  4. принятие решений и участие в их подготовке в соответствии со своими обязанностями;
  5. участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности.;
  6. продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;
  7. ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
  8. переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;
  9. пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;
  10. проведение служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
  11. объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально-экономических и профессиональных интересов;
  12. внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

         Из числа названных особого  внимания заслуживает право государственного  служащего на продвижение по  службе. Это право (право на  карьеру) впервые закреплено в  нашем законодательстве о государственной  службе. В советский период не  принято было говорить о таком  праве, более того, считалось нескромным  обращаться самому служащему  к начальникам по такому вопросу. 

       Служащий  вправе обратиться в суд или в  соответствующие государственные  органы для разрешения споров, связанных  с государственной службой, в  том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания отзывов  аттестационной комиссии, приема на государственную  службу, ее прохождения, реализации прав служащего, перевода на другую должность, дисциплинарной ответственности служащего, несоблюдения гарантий его правовой и социальной защиты, увольнения с  государственной службы.8

         Каждый служащий независимо от  полномочий по замещаемой государственной  должности государственной службы  обязан:

  1. обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;
  2. добросовестно исполнять должностные обязанности;
  3. обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;
  4. исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;
  5. в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации;
  6. соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией;
  7. поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;
  8. хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Информация о работе Государственная служба