Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:30, статья
В этой статье речь пойдет о корпоративных письменных нормативных документах. Существует три основные разновидности таких документов: положения о структурных подразделениях, Регламенты выполнения рабочих операций и персональные должностные Инструкции. В действительности, с точки зрения техники написания нет никакой разницы между положениями о подразделениях и регламентами операций. Если какой-то рабочий процесс организован просто, прямолинейно, как конвейер, то его проще описать с помощью специального регламента. Если, напротив, результат зарождается в недрах рабочей группы (структурного подразделения) после плохо формализуемых взаимодействий (вдохновение, творческий акт, мозговой штурм и прочее), то проще воспользоваться шаблоном положения о структурном подразделении. Структура обоих документов останется практически одинаковой, только в регламенте будет акцент на формальных критериях выполнения работы на каждом этапе (при передаче работы и ответственности смежнику), а в положении больше будет сказано об общих целях и задачах подразделения. Что касается персональных должностных инструкций, то они являются просто извлечением, иногда несколько более детализированным, из документов первых двух разновидностей.
Реакций на нештатную ситуацию может быть только две: принять решение самому или доложить «по команде». Если вы не решаетесь прямо доверить подчиненному принимать определенные решения – не стесняйтесь включить в должностную инструкцию обязанность доложить о ЧП. Избавьте подчиненного от участи буриданова осла. Особенно важно обеспечить целостность регламента операции. Не поленитесь нарисовать блок-схему всего процесса. Убедитесь, что на каждой развилке есть четкое указание, что делать: передать работу дальше, вернуть обратно, направить в вышестоящую инстанцию или бросить в корзину для бумаг.
Заключение
Мы рассмотрели двенадцать правил
составления нормативных
Увы, проблема составления кратких и ясных нормативных документов не сводится к решению чисто технических вопросов. В большинстве случаев и заказчики и авторы документов целенаправленно, хотя и бессознательно, «размывают» и «раздувают» должностные инструкции. Тем самым они создают определенный «люфт» в отношениях. И начальники и подчиненные получают возможность маневрировать. Начальники избавляются от необходимости четко ставить задачи, подчиненные – безупречно их исполнять, и те и другие избавляются от необходимости отвечать за свою работу.
Б.В. Бахтерев
Статья была опубликована на сайте http://www.rayter.com/
Организационные документы
представлены уставами, положениями, в
том числе о структурных
Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере государственного управления, хозяйственной или иной деятельности. Например, Устав добровольного спортивного общества, Устав железных дорог. Ветеринарный устав и т.п. Общие уставы утверждаются высшими органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций принимаются и утверждаются их съездами. Уставы предприятий, учреждений и организаций утверждаются вышестоящими органами (министерствами, администрацией субъектов федерации), устав юридического лица утверждается его учредителями (участниками) и подлежит государственной регистрации в установленном порядке. Устав относится к обязательным учредительным документам при создании негосударственных коммерческих организаций. Общие требования к порядку его составления, оформления и содержания устава юридического лица даны в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.
Структура текста Устава меняется в зависимости от его разновидности. Например, устав организации включает: общие положения; цели и задачи; права; деятельность; имущество; управление; реорганизация и ликвидация.
Устав акционерного общества содержит разделы: общие положения; акционерный капитал; порядок деятельности; права; управление; учёт и отчётность; распределение прибыли; прочие накопления; прекращение деятельности.
Положения - нормативные акты, имеющие сводный кодификационный характер и определяющие порядок образования, структуру, функции, компетенцию, обязанности и организацию работы системы органов государства (например, Общее положение о министерствах), одного органа (например, Положение о государственной автомобильной инспекции), структурного подразделения (комиссии, группы). Положения могут регламентировать деятельность должностных лиц. В отдельную группу следует выделить положения, регулирующие совокупность организационных, трудовых и других отношений по конкретному вопросу. Например, "Положение о бухгалтерском учёте и отчётности в Российской Федерации", "Положение о документах и документообороте в бухгалтерским учёте" или "Типовое положение о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях". Наиболее многочисленны разновидности положений, составляемых при создании новых организаций, структурных подразделений, проведении различных конкурсов, смотров и других мероприятий.
Часто индивидуальные положения создаются на основе типовых, которые, как правило, разрабатываются и утверждаются вышестоящими органами управления.
Положения утверждаются в установленном порядке.
Уставы и положения являются сложными документами. Их структура и содержание, как правило, определяются учреждениями-разработчиками.
Например:
УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 17.03.94 №552
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственной архивной службе России
1 Государственная архивная служба России (Росархив) является федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Президента Российской Федерации, осуществляющим государственную политику в области архивного дела. ...
5 Главными задачами Росархива являются:
а) формирование, обеспечение сохранности и использование Архивного фонда Российской Федерации;
б) координация деятельности федеральных органов государственной власти в области архивного дела и делопроизводства, развитие совместно с этими органами государственной системы делопроизводства и унифицированных систем документации:
в) анализ состояния архивного дела, изучение тенденций и закономерностей, определение концепции и стратегии его развития с учетом региональных особенностей;
г) управление федеральными архивными учреждениями, организациями и предприятиями, обеспечение их функционирования;
д) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области архивного дела;
е) ведение централизованного государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации и организация обеспечения информацией о его составе и содержании;
ж) осуществление международных связей в области архивного дела и делопроизводства.
6...
Положения и уставы учреждений
(предприятий) входят в состав унифицированной
системы организационно-
Например:
Инструкции - правовой акт, издаваемый или утверждаемый в целях установления правил, регулирующих организационные, научно-технические, технологические, финансовые и иные специальные стороны деятельности учреждений, организаций, предприятий (их подразделений и служб), должностных лиц и граждан.
Инструкции издаются также
в целях разъяснения и
Инструктивный характер носят также такие документы, как правила, регламенты и др.
Заголовок инструкции должен четко очерчивать круг вопросов, объектов и лиц, на которых распространяются ее требования. Например: "Должностная инструкция инспектору по контролю...", "Инструкция по документационному обеспечению (делопроизводству) в Администрации Президента Российской Федерации".
К инструкциям предъявляются повышенные требования четкости и ясности изложения текста. Очень важно учитывать последовательность, в которой пользователь должен изучать и использовать инструкцию. Текст разделяется по определенной логической схеме на части: разделы, подразделы, пункты, подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Порядок нумерации должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 1.5-92.
* ГОСТ Р 1.5-92 Государственная
система стандартизации
Начинается, инструкция как правило, разделом "Общие положения", в котором указываются цели ее издания, области распространения, порядок пользования и другие сведения общего характера. Инструкция является документом постоянного или длительного действия (до замены новой).
Текст инструкции носит указующий характер, поэтому в ней рекомендуются четкие формулировки с распорядительными словами типа: "должен", "следует", "необходимо", "имеет право", "не допускается", "рекомендуется", "запрещается" и т.д. Текст инструкции излагается от третьего лица (например, "Руководители или по их поручению другие должностные лица государственных органов, предприятий, учреждений и организаций должны систематически анализировать, обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них практические замечания..."; "Годовой бухгалтерский отчет составляют предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, независимо от форм собственности в порядке и по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации") или в безличной форме (например: "При написании заголовка дела за основу берётся формулировка, данная в номенклатуре дел").
На каждого работника учреждения (организации), в том числе и на работника службы делопроизводства, составляется должностная инструкция.
Инструкция оформляется на общем бланке и подписывается руководителем структурного подразделения, которое его разрабатывала. Инструкция утверждается специальным распорядительным актом или непосредственно руководителем организации, о чем свидетельствует соответствующий по форме гриф утверждения. На инструкции может быть сделана отметка о том, что она является приложением к распорядительному документу. При утверждении инструкции распорядительным документом (например, приказом) в нем устанавливается срок введения инструкции, перечисляются необходимые организационные мероприятия, указываются ответственные исполнители.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
29 мая 2006 г. № 41
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ПРОВЕДЕНИЯ СЛУЖЕБНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ В ТАМОЖЕННЫХ
ОРГАНАХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В целях реализации положений Закона Республики Беларусь от 14
июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь»,
Дисциплинарного устава должностных лиц таможенных органов Республики
Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 7
мая 2001 г. № 243, на основании Положения о Государственном
таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденного Указом
Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2000 г. № 39,
Государственный таможенный комитет Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую
проведения служебного расследования в таможенных органах Республики
Беларусь.
2. Начальникам структурных
подразделений
таможенного комитета Республики Беларусь, начальникам таможен
довести содержание настоящего постановления до сведения личного
состава и обеспечить его выполнение.
3. Признать утратившими силу приказ Государственного
таможенного комитета Республики Беларусь от 16 октября 2001 г.
№ 417-ОД «Об утверждении Инструкции о порядке организации и
проведения служебного расследования в таможенных органах Республики
Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь,
2001
г., № 103, 8/7432) и постановление
комитета Республики Беларусь от 27 июля 2005 г. № 49 «О внесении
дополнения в приказ Государственного таможенного комитета Республики
Беларусь от 16 октября 2001 г. № 417-ОД» (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., № 127, 8/13012).
4. Контроль за исполнением
настоящего постановления
за собой.
Председатель
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке организации и
в таможенных органах Республики Беларусь
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Информация о работе Двенадцать правил составления должностной Инструкции