Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:16, реферат
Таможенное законодательство впервые наделило таможенные органы правоохранительной функцией. Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших форм государственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере. Правоохранительная деятельность осуществляется в следующих формах: дознание, проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.
Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней.
Введение 2
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3
1.1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов. 3
1.2. Условия при которых возбуждено уголовное дело. 4
1.3. Выемка, обыск, задержание, осмотр. 5
1.4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 6
1.5. Оперативно-розыскные действия связанные с ограничением прав граждан. 8
Производство по делам о нарушении таможенных правил. 10
2.1. Каким образом заводятся дела о нарушении таможенных правил. 10
2.2. Требования предъявляемые к таможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушении таможенных правил. 11
2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил. 14
Административное задержание и в каких случаях оно может быть применено. 15
Изъятие документов и иных предметов. 20
Наложение ареста на товары и имущество. 22
Таможенное обследование, осмотр. 23
Порядок назначения экспертизы. 26
Требования предъявляемые к составлению протоколов процессуальных действий. 27
Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил. 28
Порядок направления дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение. 28
Условия прекращения производства до передачи дела на рассмотрение. 28
Таможенные органы рассматривающие дела о нарушении таможенных правил. 28
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31
виновность лица (физического или должностного); факт совершения правонарушения юридическим лицом либо гражданином-предпринимателем; иные обстоятельства. имеющие значение для правильного разрешения дела.
Так же, как и при совершении любого другого административного проступка, доказательствами нарушения
таможенных правил являются объяснения лица, привлеченного к ответственности, объяснения свидетелей, заключение эксперта, вещественные доказательства.
Однако данные нарушения обнаруживаются, как правило, при таможенном контроле, таможенном оформлении и связаны с проверкой документации, товаров, транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу. Поэтому в качестве доказательств используются протоколы и другие документы, составленные в ходе таможенного контроля и оформления. Ведение производства по делу сопровождается процессуальными действиями, которые также облекаются в протокольную форму (протокол административного задержания; изъятия документов, товаров и иных предметов; постановление о наложении на них ареста и т. д.).
Однако никакие доказательства не имеют заранее установленной силы. Они оцениваются в совокупности.
Для установления состава нарушения в действиях лица, провозящего товары через таможенную границу, во многих случаях требуются специальные познания в науке, искусстве, технике. В этих случаях назначается экспертиза,
Экспертиза проводится экспертами таможенных лабораторий либо иными специалистами. В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для того, чтобы дать заключение.
Должностное лицо, в производстве или на рассмотрении которого находится дело, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности.
Заключение эксперта не является для него обязательным, однако несогласие с заключением должно быть мотивировано и отражено в постановлении, вынесенном по рассмотрении дела. В случае недостаточной ясности или полноты заключения возможно проведение дополнительной экспертизы.
Не признаются заключениями эксперта акты, справки и другие документы, если они были подготовлены не по поручению должностного лица таможенного органа, производстве которого находится дело о нарушении таможенных правил. Такие документы могут рассматриваться только как вещественные доказательства или письменными доказательствами.
В отличие от Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, который лишь упоминает о вещественных доказательствах, таможенное законодательство раскрывает понятие вещественных доказательств, определяет порядок приобщения их, если имеется уголовное дело или дело о нарушении таможенных правил.
Вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил являются товары, транспортные средства, которые были непосредственными объектами правонарушения. К вещественным доказательствам относятся товары и транспорт со специально изготовленными тайниками, с помощью которых производилось незаконное перемещение через таможенную границу. С этой же целью нарушителями могут быть использованы документы и средства идентификации, которые также могут рассматриваться как вещественные доказательства. Вещественными доказательствами могут быть любые предметы, сохранившие на себе следы правонарушения.
Вещественные доказательства приобщаются к делу, подробно описываются в протоколах о нарушении таможенных правил, изъятия, производства таможенного обследования или в иных протоколах.
Если вещественные доказательства не могут быть приобщены к делу, например, в силу их громоздкости, составляется справка об их нахождении, которая прилагается к делу.
Вещественные доказательства, если они по постановлению таможенного органа подлежат конфискации, конфискуются независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил.
Письменными доказательствами являются акты, справки, письменные сообщения и другие документы, в которых предприятия, учреждения или организации, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, а также физические и должностные лица изложили или удостоверили факты и обстоятельства, имеющие значение для дела. Это могут быть документы, сопровождающие подачу таможенной декларации и представляемые таможенному органу, и дополнительные сведения, которые запрашиваются с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации. Документами могут быть сведения и справки об операциях и состоянии счетов лиц, перемещающих товары через границу.
Документы сами по себе не относятся к вещественным доказательствам, но становятся таковыми, если используются, например, для незаконного перемещения товаров через таможенную границу. Если документы были представлены в таможенный орган в подлиннике, то после истечения срока обжалования постановления по делу они могут быть возвращены представившему их лицу. В деле остается копия такого документа.
Деятельность таможенных органов в процессе ведения дела направлена на получение доказательств о нарушении таможенных правил. Эта деятельность осуществляется в рамках процессуальных действий, определенных законом, и включает: опрос лиц; истребование документов, необходимых для производства по делу и его рассмотрения; изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов; наложение ареста на товары, транспортные средства и иное имущество; таможенное обследование; осмотр; предъявление товаров, транспортные средств, документов на них и иных предметов для опознания; получение необходимой информации от государственных органов и иных лиц; проведение ревизии, проверки, инвентаризации; проведение экспертизы.
В Таможенном кодексе определен порядок проведения каждого из перечисленных процессуальных действий. Невыполнение требований закона может привести к тому, что действие теряет доказательственное значение.
Наиболее распространенным видом получения доказательств по делам об административных правонарушениях являются показания лиц. Однако порядок их получения подробно регламентирован только нормами Таможенного законодательства (ст. 335 ТК).
Определен круг лиц, которые могут быть вызваны для дачи объяснений. Это физические, должностные лица, руководители юридических лиц, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (граждане-предприниматели). Практические трудности возникают в связи с вызовом в таможенный орган. Закон подробно регламентирует процедурные вопросы вручения повестки, иные формы оповещения, реквизиты повестки.
Повестка вручается под расписку. Лицо, подлежащее опросу, может быть также вызвано телефонограммой, телеграммой. Если требуется опросить несовершеннолетнего, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, его вызов производится через родителей или других законных представителей. Лица, задержанные таможенными органами, вызываются через администрацию места содержания. Свидетель может быть опрошен в месте своего пребывания, если он болен, находится в преклонном возрасте или по другим уважительным причинам не может явиться по вызову.
Процедура опроса включает установление личности опрашиваемого, выяснение, владеет ли он русским языком, нуждается ли в услугах переводчика. Свидетель предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи объяснения. В соответствии со ст. 442 ТК отказ или уклонение без уважительных причин лица, подлежащего опросу по делу о нарушении таможенных правил в качестве свидетеля, от дачи необходимых объяснений, за исключением случаев свидетельствования против самого себя, своего супруга и близких родственников, — влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до однократного размера минимальной месячной оплаты труда.
Подобная ответственность установлена впервые. При производстве по делам об административных правонарушениях свидетель не предупреждается об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний.
Порядок начала опроса зависит
от процессуального положения
Опрос физического или должностного лица, привлекаемого к ответственности, начинается с вопроса, признает ли он себя виновным в нарушении таможенных правил. Опрос привлекаемых к ответственности руководителя или заместителя руководителя предприятия, учреждения или организации, а также гражданина-предпринимателя начинается с вопроса, признает ли он факт нарушения таможенных правил.
Если опрашивается свидетель, ему сообщается об обстоятельствах, в связи с которыми он вызван.
Затем опрашиваемый дает свои объяснения по существу дела, после чего ему задаются вопросы.
Особо в законе обращено внимание на опрос несовершеннолетних. При опросе лица, не достигшего 14-летнего возраста, вызывается педагог или психолог; если опрашивается несовершеннолетний в возрасте от 14 до 16 лет, допуск указанных лиц зависит от решения лица, в производстве которого находится дело.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано не позднее чем в пятидневный срок направить или выдать их должностному лицу таможенного органа.
Документы представляются в подлиннике. Заверенные должным образом копии документов вместо подлинников могут представляться лишь с согласия лица, в производстве которого находится дело. Если для производства и рассмотрения дела имеет значение лишь часть документов, представляется заверенная выписка из них.
При исполнении требования о представлении документов они могут быть изъяты в принудительном порядке.
2.5. Изъятие документов и иных предметов.
Изъятие товаров, транспортных средств, документов и иных предметов представляет наибольшую сложность, трудоемкость, и поэтому потребовалась детальная регламентация как характера предметов, которые при необходимости могут быть изъяты, так и порядка их изъятия.
В соответствии со ст. 337 ТК изъятию подлежат товары | и транспортные средства, являющиеся непосредственными объектами нарушений таможенных правил или имеющие специально изготовленные тайники, которые были использованы для незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Могут изыматься транспортные средства, на которых перевозились товары, являющиеся непосредственными объектами нарушения таможенных правил, и, наконец, документы, средства идентификации (чертежи, фотографии, товаросопроводительная документация, описание товаров и т. д.) и иные предметы, которые могут быть признаны вещественными доказательствами.
Расширены возможности реального исполнения постановлений таможенных органов о наложении взысканий в виде штрафа или взыскания стоимости товаров и транспортных средств. В счет этих сумм могут изыматься ценные бумаги в валюте Российской Федерации, транспортные средства.
Однако можно избежать их изъятия в случае замены на залог, предоставления гарантий либо внесения на депозит причитающейся суммы в порядке, установленном для обеспечения уплаты таможенных платежей.
Изъятие может проводиться как при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления, составлении протокола о нарушении таможенного законодательства, так и в качестве самостоятельного процессуального действия. В последнем случае выносится постановление об изъятии. Изъятие производится в присутствии понятых и лица, у которого предметы и документы изымаются.
Если изъятие является самостоятельным процессуальным действием, лицу, у которого оно производится, предъявляется соответствующее постановление и предлагается добровольно выдать требуемые предметы, и только в случае отказа они изымаются принудительно. Таможенным органам предоставлено право вскрывать помещения, емкости и другие места, где могут находиться предметы, подлежащие изъятию.
Если во время изъятия обнаруживаются предметы, запрещенные к обращению (например, оружие, наркотики), они также подлежат изъятию.
О проведении изъятия как самостоятельного процессуального действия составляется протокол. Изъятые предметы перечисляются и описываются либо непосредственно в протоколе, либо в прилагаемой к нему описи.
Такое изъятие возможно, но при определенных условиях. В случае временного отсутствия физического или должностного лица, а также лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (граждане-предприниматели), изъятие проводится в присутствии взрослых членов семьи, либо работников жилищно-эксплуатационных организаций по месту его жительства, либо представителя администрации по месту работы, либо представителя органа местного самоуправления.
Иной порядок установлен
для изъятия предметов и
Закон допускает возможность изъятия документов, составляющих государственную тайну, но для этого требуется согласие начальника таможенного органа или лица, его заменяющего, и проводится оно с санкции прокурора. При изъятии таких документов у государственного органа, предприятия, учреждения или организации порядок изъятия согласуется с их руководством. Изложенный порядок изъятия секретных документов не распространяется на случаи обнаружения их при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления.
2.6. Наложение ареста на товары и имущество.
Наложение ареста на имущество
не предусмотрено нормами
Арест имущества является мерой обеспечения иска в гражданском процессе и в случаях возможной конфискации имущества — в уголовном процессе.
Эта мера состоит в описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Арест имущества применяется при исполнении судебных решений по гражданским делам, а также производится следователем для обеспечения гражданского иска, возникающего из уголовного дела, и, как указано выше, в случае возможной конфискации имущества.
Таможенное законодательство предусматривает эту меру в качестве самостоятельного процессуального действия при производстве по делам о таможенных правонарушениях.
Информация о работе Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов