Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 07:16, реферат

Описание работы

Таможенное законодательство впервые наделило таможенные органы правоохранительной функцией. Правоохранительная деятельность таможенных органов является одной из важнейших форм государственного контроля. Она включает непосредственную борьбу с контрабандой и иными преступлениями в таможенной сфере. Правоохранительная деятельность осуществляется в следующих формах: дознание, проведение оперативно-розыскных мероприятий, контролируемые поставки наркотических средств и психотропных веществ, производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение.
Правоохранительная деятельность осуществляется таможенными органами всех уровней.

Содержание

Введение 2
Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 3
1.1. Дознание и действия правомерные для таможенных органов. 3
1.2. Условия при которых возбуждено уголовное дело. 4
1.3. Выемка, обыск, задержание, осмотр. 5
1.4. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов. 6
1.5. Оперативно-розыскные действия связанные с ограничением прав граждан. 8
Производство по делам о нарушении таможенных правил. 10
2.1. Каким образом заводятся дела о нарушении таможенных правил. 10
2.2. Требования предъявляемые к таможенным органам для обеспечения порядка проверки сведений о нарушении таможенных правил. 11
2.3. Участники в производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил. 14
Административное задержание и в каких случаях оно может быть применено. 15
Изъятие документов и иных предметов. 20
Наложение ареста на товары и имущество. 22
Таможенное обследование, осмотр. 23
Порядок назначения экспертизы. 26
Требования предъявляемые к составлению протоколов процессуальных действий. 27
Рассмотрение дел о нарушении таможенных правил. 28
Порядок направления дела о нарушении таможенных правил на рассмотрение. 28
Условия прекращения производства до передачи дела на рассмотрение. 28
Таможенные органы рассматривающие дела о нарушении таможенных правил. 28
Заключение. 30
Список используемой литературы. 31

Работа содержит 1 файл

Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

В случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия проводится до возбуждения дела.

Осмотр чаще всего  связан с контрабандой и проводится с целью обнаружения предметов контрабанды. Осмотру могут подлежать предметы, изъятые при личном обыске и задержании лица. К проведению осмотра, когда необходимо установить качество предметов, фабричную маркировку и другие отличительные признаки, возможно привлечение специалиста.

Ответ на этот вопрос зависит  от того, требуется ли по данному  делу проводить предварительное  следствие  нет.

По контрабанде, например  предварительного следствия обязательно, поэтому прекращение уголовного дела на стадии дознания недопустимо. Дознаватель обязан составить постановление  о направлении дела следователю.

По другим делам, по которым  предварительное следствие не обязательно (таможенные преступления к ним не относятся), возможно прекращение дела постановлением органа дознания.

1.4.  Оперативно-розыскная  деятельность таможенных органов.

Характер и содержание оперативно-розыскной деятельности определены Уголовно-процессуальным кодексом, Федеральным законом "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г. В Таможенном кодексе соответствующие нормы содержатся в главе 36.

В федеральном законе она определена как вид государственной деятельности, которая осуществляется гласно и негласно соответствующими подразделениями государственных органов посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Специфика оперативно-розыскной  деятельности таможенных органов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, таможенных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Самостоятельным направлением оперативно-розыскной деятельности таможенных органов является обеспечение их собственной безопасности.

Таможенный кодекс не раскрывает содержания оперативно-розыскной деятельности. Она проводится в полном соответствии с Законом от 12 августа 1995 г.

Статья 6 Закона детализирует полномочия органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Им предоставляется право: применять опрос граждан; наводить справки; сбирать образцы для сравнительного исследования; исследовать предметы и документы; проводить наблюдения; производить отождествление личности; обследовать помещения, сооружения, участки местности и транспортные средства; контролировать поставки. Кроме того, им предоставлено право контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.

Организация и тактика  проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну.

В ходе проведения таких  мероприятий могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка. В практике таможенных органов применяются и такие технические средства для обнаружения тайников с предметами контрабанды, как рентгеновские аппараты и приборы для обнаружения металлов.

Основания проведения оперативно-розыскных  мероприятий для таможенных органов — те же, что и для остальных правоохранительных органов. Определены они в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации" от 12 августа 1995 г.

Такие меры применяются  не только после возбуждения уголовного дела, но и при получении сведений о подготавливаемом преступлении. Сведения могут быть получены, например, по результатам таможенного контроля. Располагая ими, таможенные органы могут проводить оперативную проверку.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также поручение следователя, указание прокурора, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с договорами о правовой помощи.

В ранее действовавшем  Законе "Об оперативно-розыскной деятельности" от 13 марта 1992 г. такие мероприятия не предусматривались. Контролируемые поставки характерны для таможенной сферы. Поэтому они предусмотрены таможенным законодательством.

Глава 37 Таможенного кодекса  предусматривает порядок проведения контролируемых поставок, прежде всего наркотических средств и психотропных веществ. Вызвано это возросшей опасностью распространения наркотиков в Российской Федерации. Государственная граница используется наркобизнесом для ввоза наркотиков в страну или транзита через ее территорию. Контролируемые поставки выполняют роль барьера к его распространению.

Ст. 227 Таможенного кодекса  определяет цель использования такого метода — пресечение международного незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обороте. В каждом случае таможенные органы РФ действуют в соответствии с договоренностью с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров.

Суть контролируемой поставки состоит в том, что под  контролем таможенных органов допускается  ввоз в страну и вывоз из нее или транзит наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом РФ. Если страной назначения является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура. Указанный метод может использоваться и в других определенных законом случаях.

С принятием нового Закона об оперативно-розыскной деятельности контролируемые поставки отнесены к  ней В соответствии с Законом  контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

 

1.5. Проведение  оперативно-розыскных действий

 связано  с ограничением прав граждан

Обеспечение законности проведения оперативно-розыскных мероприятий предусмотрено ст. 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ".

При проведении оперативно-розыскных  действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений, а также с нарушением конституционного права на неприкосновенность жилища, таможенный орган, как и любой другой правоохранительный орган, проводящий оперативно-розыскные действия, обязан представить материалы судье, который рассматривает их единолично и принимает решение о возможности их проведения либо отказывает в этом. Для решения вопроса судья может потребовать предоставить дополнительный материал.

Постановление Пленума  Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" от 24 декабря 1995 г. рекомендует судам принимать такие материалы к рассмотрению незамедлительно. Суды не могут отказать в их рассмотрении.

Закон также определяет характер информации, располагая которой допустимо проводить оперативно-розыскных мероприятия, ограничивающие конституционные права граждан. Подобная информация включает сведения о том, что имеются признаки подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно, либо о лицах, участвующих в нем. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допустимо, если имеются сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации.

Как отмечалось выше, проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможно только на основании судебного решения. Но из этого правила имеется исключение.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (контрабанда, например, относится к тяжким преступлениям), а также если имеются данные об угрозе безопасности страны, допустимо проведение оперативно-розыскных мероприятий по постановлению руководителя органа, осуществляющего такую деятельность, в течение 24 часов с обязательным последующим уведомлением суда (судьи). В течение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение. 

Данные, полученные в  результате оперативно-розыскных действий, сами по себе доказательственного значения не имеют. Но они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Результаты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела представляться в орган дознания, следователю или в cyд.  Для того чтобы их можно было использовать в качеств доказательств, они должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, то есть как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотра и т. 1д.

 

 

 

 

 

III.   ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ О НАРУШЕНИИ

 ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ

2.1.  Каким  образом заводятся дела о нарушении  таможенных правил.

Таможенное законодательство устанавливает особый порядок привлечения  к ответственности за нарушение  таможенных правил. Он предполагает две  стадии:

а) производство по делу;

б) рассмотрение дела по существу.

Производство по делу заключается в сборе доказательств, проведении конкретных процессуальных действий. На второй стадии (рассмотрения дела) на основании собранного материала и оценки доказательств решается вопрос о наложении взыскания.

Производство по делу о нарушении таможенных правил является видом административного расследование которое, как известно, заключается в выявлении факта и обстоятельств правонарушения, данных о виновных оканчивается составлением протокола.

Но таможенное законодательств не дублирует административное расследование и не только его регламентирует, расширяет круг лиц участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении, предусматривает проведение таких действий, которые характерны для совершенно иной отрасли права — уголовного процесса (осмотр, предъявление для опознания). Устанавливается новый вид процессуальных действий — проведение таможенного обследования. 

Поводы для этого  могут быть разные, все они определены законом. Прежде всего, признаки нарушения таможенных правил могут быть обнаружены должностными лицами таможни. По каждому такому факту немедленно составляется протокол.

Кроме того, поводом для  заведения дела могут послужить сообщения и заявления российских и иностранных граждан, а также сообщения в средствах массовой информации. В таможенные органы могут быть направлены материалы из других правоохранительных, контролирующих и иных государственных органов, что тоже может служить поводом для заведения дела.

Помимо поводов, существуют основания для заведения дела. Такими основаниями являются достаточные данные, которые указывают на признаки нарушения таможенных правил. 

Заведению дела предшествует проверка фактов, изложенных в поступившем сообщении. Проверяется также личность правонарушителя. Возможно, что при проведении проверки будут выявлены обстоятельства, исключающие производство по делу.

Закон устанавливает 12 обстоятельств, исключающих производство (ст. 291 ТК). Одни из них относятся к характеристике фактических данных, другие — к  характеристике нарушителя. Обстоятельствами первой группы можно назвать отсутствие события или состава таможенного нарушения. Производство по делу исключается, если правонарушение, совершенное предприятием, учреждением или организацией, а также гражданином-предпринимателем, произошло вследствие действия непреодолимой силы либо если гражданин (физическое лицо) действовал в состоянии крайней необходимости или необходимой обороны.

Точно так же применение взыскания за нарушение таможенных правил устраняется в связи с амнистией или в случае, если принят акт, устраняющий ответственность за конкретное нарушение.

Возможно, что к моменту  рассмотрения дела истекли сроки  наложения взыскания за нарушение.

Обстоятельствами, характеризующими личность нарушителя и исключающими привлечение к ответственности, являются:

недостижение лицом 16-летнего  возраста, с которого возможно привлечение  к ответственности за нарушение  таможенных правил, либо невменяемое  состояние нарушителя. Если по тому же факту возбуждено уголовное дело, производство по делу о нарушении таможенных правил также исключается. 

Если нарушение не обнаружено непосредственно должностным лицом таможенного органа, а имеется соответствующая информация, полученная при проведении таможенного контроля и производстве таможенного оформления, проводится проверка таких сообщений.

Проверка может осуществляться в ходе проведения таможенного контроля или производстве таможенного оформления. Должностное лицо, проверяющее информацию о нарушении, вправе до заведения дела о нарушении проводить таможенный контроль товаров и транспортных средств, а также получать от лиц, перемещающих товары и транспортные средства через таможенную границу РФ, таможенных брокеров и иных лиц необходимые для проверки документы, сведения, объяснения.

Проверка сообщений, заявлений  и иной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном  нарушении таможенных правил должна быть закончена в срок не более трех суток, а в исключительных случаях — в срок не более десяти суток.

Если нарушение таможенных правил обнаруживается непосредственно должностным лицом таможенного органа, проверка не проводится. Протокол о нарушении оформляется немедленно.

2.2.  Требования  предъявляемые  к таможенным  органам для обеспечения порядка  проверки сведений о нарушении таможенных правил.

Информация о работе Дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов