Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Признаки актов
административно-правовых норм:
• носят государственно-властный
(обязательный) характер;
• принимаются
компетентными субъектами государственного
управления;
• индивидуализируют
требования административно-правовых
норм применительно к конкретной управленческой
ситуации;
• применяются
на основе и во исполнение законов,
т. е. носят подзаконный характер;
• имеют чаще
всего документальную форму;
• выступают
юридическими фактами, т. е. влекут возникновение,
изменение и прекращение правоотношений;
• принимаются в соответствии с установленной процедурой (порядком).
4.7. Административно-правовые
отношения
Административно-правовые
отношения это урегулированные
административно-правовой нормой управленческие
отношения, участники которых наделены
субъективными правами и юридическими
обязанностями, установленными данной
юридической нормой.
Особенности административно-правовых
отношений:
1) это властные
отношения, т. е. они обусловлены
неравенством участников отношений;
2) это результаты
опосредования управленческих
3) для них
характерен обязательный
4) возникают в связи
с практической деятельностью органов
исполнительной власти;
5) могут возникать
по инициативе любой из сторон,
согласие второй стороны
6) споры о
праве разрешаются чаще всего
во внесудебном (
7) при нарушении
требований административно-правовой
нормы сторона отношений несет ответственность
перед государством;
8) по своей
сути – организационные, т.
е. направлены на организацию
совместной деятельности людей
и их коллективов.
Предпосылки административно-правовых
отношений – совокупность условий
и обстоятельств, без которых
административно-правовые отношения
не могут возникнуть.
В состав предпосылок
входят: административно-правовая норма,
административная правосубъектность
и юридический факт.
Среди элементов
административно-правовых отношений
можно назвать субъекты административно-правовых
отношений, объекты административно-
Субъект административно-правовых
отношений – участник административно-правовых
отношений, обладающий административной
правосубъектностью, наделенный субъективными
правами и юридическими обязанностями.
Можно выделить
следующие виды субъектов: физические
лица (граждане), государственные органы
и их структурные подразделения, государственные
служащие, общественные (некоммерческие)
объединения, предприятия, учреждения,
организации и др.
Объекты административно-правовых
отношений – то, по поводу чего возникло,
изменилось или было прекращено административно-правовое
отношение. Виды объектов: предметы материального
мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты
духовного творчества (произведения искусства,
литературы, кино и др.), личные неимущественные
блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство
и т. п.), поведение участников правоотношений
(выражается в действиях и бездействии),
результаты поведения участников правоотношений
(последствия, к которым привело то или
иное действие или бездействие).
Содержание административно-
Юридический факт
– конкретное жизненное обстоятельство,
с которым административно-
По порождаемым
последствиям существуют правообразующие,
пра-воизменяющие и правопрекращающие
юридические факты.
По форме проявления:
положительные, с наличием которых
административно-правовая норма связывает
возникновение правоотношений; отрицательные,
отсутствие которых необходимо для возникновения
правоотношений.
По связи с
волей субъекта: события – факты,
которые не связаны с волей
участников конкретного правоотношения;
действия – факты, которые связаны
с волей хотя бы одного из участников
правоотношения.
По содержанию
административно-правовые отношения
делятся на: материальные – общественные
отношения в сфере управления,
урегулированные материальными
нормами административного
По функциям
права: регулятивные отношения –
складывающиеся на основе регулятивных
административно-правовых норм, и охранительные
– складывающиеся на основе охранительных
административно-правовых норм.
По характеру
связей между участниками правоотношений:
вертикальные – отношения «власть – подчиненный»;
горизонтальные – отношения между несоподчиненными
субъектами административного права.
По характеру
юридических фактов: отношения, порожденные
правомерными действиями, порожденные
неправомерными действиями и порожденные
событиями.
В зависимости
от конкретных целей возникновения
управленческих отношений: внутренние
– отношения, связанные с формированием
управленческих структур, определением
принципов взаимодействия между управленческими
структурами, отношений между работниками
внутри управленческой структуры; внешние
– отношения, связанные с непосредственной
реализацией внешних функций управления.
В зависимости от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА
5.1. Понятие, элементы,
правовая основа и виды
Человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод человека и гражданина –
обязанность государства (ст. 2 Конституции).
Административно-правовой
статус гражданина это юридическое
закрепление положения
Элементы административно-
1) принципы административно-
2) гражданство;
3) административная
правосубъектность (право-, дееспособность)
граждан;
4) права и
обязанности граждан в сфере
государственного управления;
5) административная
ответственность граждан;
6) юридические
гарантии административно-
Основные нормативные
правовые акты, закрепляющие административно-правовой
статус граждан:
• Конституция,
принята на всенародном референдуме
12 декабря 1993 г.;
• Декларация прав
и свобод человека и гражданина,
принята 22 ноября 1991 г.;
• ФКЗ от 10 октября
1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской
Федерации»;
• ФКЗ от26 февраля
1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по
правам человека в Российской Федерации»;
• ФЗ от 19 мая 1995
г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
• ФЗ от 31 мая 2002
г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации»;
• Закон РФ от
27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан»;
• ФЗ от 2 мая 2006
г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений
граждан»;
• ФЗ от 19 сентября
1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации»;
• ФЗ от 26 ноября
1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении
• ФЗ от 19 февраля
1997 г. № 4528-1 «О беженцах»;
• Закон РФ от
19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных
переселенцах»;
• ФЗ от 25 июля 2002
г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных
граждан в Российской Федерации»;
• ФЗ от 12 января
1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах,
их правах и гарантиях деятельности»;
• ФЗ от 26 сентября
1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и
религиозных объединениях»;
• Уголовный
кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ
и другие нормативные правовые акты,
закрепляющие права и свободы граждан.
Виды административно-правовых
статусов граждан:
1) общий административно-
2) родовой (специальный)
административно-правовой
3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.
5.2. Принципы административно-правового
статуса граждан
Социальное равенство.
Все равны перед законом и
судом. Государство гарантирует
равенство прав и свобод человека
и гражданина независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Запрещаются любые формы ограничения
прав граждан по признакам социальной,
расовой, национальной, языковой или религиозной
принадлежности. Мужчина и женщина имеют
равные права и свободы и равные возможности
для их реализации (ст. 19 Конституции).
Гуманизм. В Российской
Федерации признаются и гарантируются
права и свободы человека и
гражданина согласно общепризнанным принципам
и нормам международного права и в соответствии
с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и
гарантирование общепризнанных прав и
свобод не является умалением других прав
и свобод человека и гражданина.
Народовластие
(демократизм). Носителем суверенитета
и единственным источником власти в Российской
Федерации является ее многонациональный
народ. Народ осуществляет свою власть
непосредственно, а также через органы
государственной власти и органы местного
самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции).
Презумпция невиновности.
Гражданин считается невиновным
в совершении правонарушения независимо
от степени тяжести, пока его виновность
не будет доказана в установленном
процессуальном порядке и закреплена
во вступившем в законную силу индивидуальном
правоприменительном акте.
Законность. Все субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять Конституцию, федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые на территории Российской Федерации.
5.3. Гражданство:
понятие, виды, принципы, основание
приобретения и прекращения
Гражданство –
устойчивая правовая связь человека
с государством, выражающаяся в совокупности
их взаимных прав, обязанностей и ответственности,
основанная на признании и уважении
достоинства, основных прав и свобод человека
(преамбула ФЗ «О гражданстве Российской
Федерации»).