Админстративное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

Признаки актов  административно-правовых норм: 

• носят государственно-властный (обязательный) характер; 

• принимаются  компетентными субъектами государственного управления; 

• индивидуализируют требования административно-правовых норм применительно к конкретной управленческой ситуации; 

• применяются  на основе и во исполнение законов, т. е. носят подзаконный характер; 

• имеют чаще всего документальную форму; 

• выступают  юридическими фактами, т. е. влекут возникновение, изменение и прекращение правоотношений; 

• принимаются  в соответствии с установленной  процедурой (порядком).

4.7. Административно-правовые  отношения  

Административно-правовые отношения это урегулированные  административно-правовой нормой управленческие отношения, участники которых наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой. 

Особенности административно-правовых отношений: 

1) это властные  отношения, т. е. они обусловлены неравенством участников отношений; 

2) это результаты  опосредования управленческих отношений  административно-правовыми нормами; 

3) для них  характерен обязательный субъект,  наделенный полномочиями государственно-властного  характера; 

4) возникают в связи с практической деятельностью органов исполнительной власти; 

5) могут возникать  по инициативе любой из сторон, согласие второй стороны необязательно; 

6) споры о  праве разрешаются чаще всего  во внесудебном (административном) порядке; 

7) при нарушении требований административно-правовой нормы сторона отношений несет ответственность перед государством; 

8) по своей  сути – организационные, т.  е. направлены на организацию  совместной деятельности людей  и их коллективов. 

Предпосылки административно-правовых отношений – совокупность условий  и обстоятельств, без которых  административно-правовые отношения  не могут возникнуть. 

В состав предпосылок  входят: административно-правовая норма, административная правосубъектность  и юридический факт. 

Среди элементов  административно-правовых отношений  можно назвать субъекты административно-правовых отношений, объекты административно-правовых отношений, содержание административно-правовых отношений. 

Субъект административно-правовых отношений – участник административно-правовых отношений, обладающий административной правосубъектностью, наделенный субъективными правами и юридическими обязанностями. 

Можно выделить следующие виды субъектов: физические лица (граждане), государственные органы и их структурные подразделения, государственные служащие, общественные (некоммерческие) объединения, предприятия, учреждения, организации и др. 

Объекты административно-правовых отношений – то, по поводу чего возникло, изменилось или было прекращено административно-правовое отношение. Виды объектов: предметы материального мира (земля, леса, деньги и т. п.), продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и др.), личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство и т. п.), поведение участников правоотношений (выражается в действиях и бездействии), результаты поведения участников правоотношений (последствия, к которым привело то или иное действие или бездействие). 

Содержание административно-правовых отношений – совокупность прав и обязанностей участников административно-правовых отношений. 

Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым административно-правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение административно-правовых отношений. 

По порождаемым  последствиям существуют правообразующие, пра-воизменяющие и правопрекращающие  юридические факты. 

По форме проявления: положительные, с наличием которых  административно-правовая норма связывает  возникновение правоотношений; отрицательные, отсутствие которых необходимо для возникновения правоотношений. 

По связи с  волей субъекта: события – факты, которые не связаны с волей  участников конкретного правоотношения; действия – факты, которые связаны  с волей хотя бы одного из участников правоотношения. 

По содержанию административно-правовые отношения  делятся на: материальные – общественные отношения в сфере управления, урегулированные материальными  нормами административного права; процессуальные – управленческие отношения, урегулированные на основе административно-процессуальных норм. 

По функциям права: регулятивные отношения –  складывающиеся на основе регулятивных административно-правовых норм, и охранительные  – складывающиеся на основе охранительных  административно-правовых норм. 

По характеру  связей между участниками правоотношений: вертикальные – отношения «власть – подчиненный»; горизонтальные – отношения между несоподчиненными субъектами административного права. 

По характеру  юридических фактов: отношения, порожденные  правомерными действиями, порожденные неправомерными действиями и порожденные событиями. 

В зависимости  от конкретных целей возникновения  управленческих отношений: внутренние – отношения, связанные с формированием  управленческих структур, определением принципов взаимодействия между управленческими структурами, отношений между работниками внутри управленческой структуры; внешние – отношения, связанные с непосредственной реализацией внешних функций управления. 

В зависимости  от способа защиты: отношения, защищаемые в судебном порядке и защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА

5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового  статуса гражданина  

Человек, его  права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (ст. 2 Конституции). 

Административно-правовой статус гражданина это юридическое  закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами. 

Элементы административно-правового  статуса граждан: 

1) принципы административно-правового  статуса граждан; 

2) гражданство; 

3) административная  правосубъектность (право-, дееспособность) граждан; 

4) права и  обязанности граждан в сфере  государственного управления; 

5) административная  ответственность граждан; 

6) юридические  гарантии административно-правового  статуса граждан. 

Основные нормативные  правовые акты, закрепляющие административно-правовой статус граждан: 

• Конституция, принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.; 

• Декларация прав и свобод человека и гражданина, принята 22 ноября 1991 г.; 

• ФКЗ от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»; 

• ФКЗ от26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Обуполномоченном по правам человека в Российской Федерации»; 

• ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; 

• ФЗ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»; 

• Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании  в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; 

• ФЗ от 2 мая 2006 г. № 69-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений  граждан»; 

• ФЗ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; 

• ФЗ от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных  прав граждан Российской Федерации  избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»; 

• ФЗ от 19 февраля 1997 г. № 4528-1 «О беженцах»; 

• Закон РФ от 19 февраля 1993 г. № 4530-1 «О вынужденных  переселенцах»; 

• ФЗ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных  граждан в Российской Федерации»; 

• ФЗ от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; 

• ФЗ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и  религиозных объединениях»; 

• Уголовный  кодекс РФ, ГК, КоАП, Трудовой кодекс РФ и другие нормативные правовые акты, закрепляющие права и свободы граждан. 

Виды административно-правовых статусов граждан: 

1) общий административно-правовой  статус граждан – общее статусное  положение гражданина в сфере  государственного управления, которое  закрепляется основополагающими  нормативными правовыми актами; 

2) родовой (специальный)  административно-правовой статус  – отражает особенности правового  положения отдельных категорий  граждан в сфере государственного  управления (вынужденные переселенцы,  беженцы, врачи, военнослужащие  и т. д.); 

3) индивидуальный административно-правовой статус – конкретизирует (фиксирует) правовое положение индивидуального физического лица в сфере государственного управления с учетом пола, возраста, образования, профессии, семейного положения и других особенностей.

5.2. Принципы административно-правового статуса граждан  

Социальное равенство. Все равны перед законом и  судом. Государство гарантирует  равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 19 Конституции). 

Гуманизм. В Российской Федерации признаются и гарантируются  права и свободы человека и  гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией (ч. 1 ст. 17). Признание и гарантирование общепризнанных прав и свобод не является умалением других прав и свобод человека и гражданина. 

Народовластие (демократизм). Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 1,2 ст. 3 Конституции). 

Презумпция невиновности. Гражданин считается невиновным в совершении правонарушения независимо от степени тяжести, пока его виновность не будет доказана в установленном  процессуальном порядке и закреплена во вступившем в законную силу индивидуальном правоприменительном акте. 

Законность. Все  субъекты государственного управления обязаны соблюдать и исполнять  Конституцию, федеральные законы и  иные нормативные правовые акты, принимаемые  на территории Российской Федерации.

5.3. Гражданство:  понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения  

Гражданство –  устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека (преамбула ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»). 

Информация о работе Админстративное право как отрасль права