Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
2.1. Понятие и
признаки отрасли
Административное
право – отрасль российского
права, система юридических норм,
регулирующая общественные отношения,
складывающиеся в процессе реализации
задач и функций органов государственной
власти, местного самоуправления при осуществлении
исполнительно-распорядительной деятельности,
а также отношения внутриорганизационного
характера на предприятиях, в учреждениях,
организациях.
Признаки отрасли
административного права:
• является одной
из основополагающих отраслей публичного
права;
• представляет
собой совокупность юридических
норм;
• имеет обособленный
предмет правового
• имеет свой
метод правового регулирования;
• обладает внутренней
согласованностью, состоит из определенных
элементов;
• имеет внешнее
выражение, т. е. закрепляется в определенных
формах-источниках.
Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.
2.2. Предмет административного
права
Общественные
отношения в сфере
Виды управленческих
отношений, регулируемых нормами административного
права:
По субъектному
признаку:
• между соподчиненными
субъектами государственного управления
(вертикальные отношения);
• между субъектами
исполнительной власти, не находящимися
в состоянии соподчинения (горизонтальные
отношения);
• между субъектами
исполнительной власти и исполнительными
органами местного самоуправления;
• между субъектами
исполнительной власти и общественными
объединениями;
• между субъектами
исполнительной власти и государственными
служащими;
• между субъектами
исполнительной власти и гражданами;
• между субъектами
исполнительной власти и иными субъектами.
По признаку государственно-
• между центральными
органами федеральной исполнительной
власти и исполнительными органами
субъектов Федерации;
• между органами
исполнительной власти субъектов Федерации;
• между органами
исполнительной власти субъектов Федерации
и исполнительными органами местного
самоуправления.
В зависимости
от направления воздействия:
• внешние отношения,
отношения в связи с
• внутренние отношения,
т. е. внутриорганизационные, внутрисистемные
отношения.
Предмет административного
права отличается динамичностью. Отдельные
отношения, например таможенные, частично
в сфере местного самоуправления,
в настоящее время являются предметом
правового регулирования
2.3. Метод административного
права
Совокупность
предписывающих, запрещающих и дозволительных
средств воздействия на управленческие
отношения составляет метод административного
права.
Характеристика
административно-правового
1) представляет
собой определенное соотношение средств
предписания, запрета и дозволения;
2) наиболее присущи
правовые средства
3) чаще всего
представляет собой
4) не исключает
использования диспозитивных
5) отличается
динамизмом, что обусловлено природой
управленческих отношений.
Предписание –
метод правового регулирования,
предполагающий возложение на субъекта
управленческой деятельности обязанностей
совершения определенных действий в условиях,
предписанных административно-правовой
нормой.
Запрет –
метод правового регулирования,
предполагающий возложение обязанностей
на участников управленческих отношений
воздержаться от определенного варианта
поведения под угрозой применения мер
государственного принуждения.
Дозволение –
метод правового регулирования,
предоставляющий участникам управленческих
отношений возможность самим
выбирать наиболее приемлемый вариант
поведения в тех пределах, которые
определены нормами административного
права.
В настоящее
время диспозитивные средства правового
регулирования начали применяться
все более широко, что обусловлено
тенденцией децентрализации
2.4. Система административного
права
Система административного
права – это внутреннее строение административного
права как отрасли права, совокупность
взаимосвязанных, взаимообусловленных
правовых институтов и норм.
Признаки системы
административного права:
• обусловлена
спецификой регулируемых общественных
отношений;
• представляет
собой объективное правовое явление;
• характеризуется
взаимосвязанностью и взаимообусловленностью
административно-правовых норм и институтов;
• включает определенные
элементы;
• изменяется с
учетом изменения предмета правового
регулирования (управленческих отношений).
Административно-правовой
институт – комплекс административно-правовых
норм, регулирующих определенный вид
управленческих отношений и являющихся
частью отрасли административного
права.
Существуют следующие
институты административного права:
• принципов
государственного управления;
• административно-правового
статуса граждан (физических лиц);
• административно-правового
статуса органов исполнительной
власти;
• государственной
и муниципальной службы;
• административно-правового
статуса негосударственных (общественных)
объединений;
• административно-правового
статуса предприятий, учреждений и
иных субъектов управления;
• административно-правовых
режимов;
• форм государственного
управления;
• методов государственного
управления;
• административной
ответственности;
• административного
процесса;
• обеспечения
законности в государственном управлении;
• административно-правовых
основ межотраслевого управления (координации);
• административно-правовых
основ управления в сфере экономики;
• административно-правовых
основ управления в административно-правовой
сфере;
• административно-правовых основ управления в социально-культурной сфере.
2.5. Источники
(формы) административного
Источники (формы)
административного права это внешнее
выражение и закрепление содержания норм
административного права. Виды юридических
источников административного права:
• нормативный
правовой акт – вид юридического
акта, принятый компетентными субъектами
правотворчества и содержащий нормы административного
права;
• административно-правовой
договор нормативного содержания –
двустороннее или многостороннее соглашение
между субъектами правотворчества,
содержащее нормы административного
права;
• административный
прецедент – решение по конкретному управленческому
делу, которое становится обязательным
для всех аналогичных дел, возникающих
в будущем;
• правовой обычай
– санкционированное
• административно-правовая
наука (доктрина) – научные труды (монографии,
статьи, положения и т. д.) по вопросам административного
права, на основании которых вырабатываются
новые административно-правовые нормы
и принимаются решения по конкретным управленческим
делам.
Правосознание
– совокупность идей, теорий, чувств,
эмоций, взглядов, настроений, переживаний,
на основании которых
Основополагающий
источник административного права
– нормативный правовой акт, что
обусловлено принадлежностью
Виды нормативных
правовых актов – источников административного
права: Конституция; федеральные конституционные
законы; федеральные законы; законы СССР,
не противоречащие российскому законодательству;
законы РСФСР, не противоречащие российскому
законодательству; указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ; постановления
Государственной Думы и Совета Федерации
Федерального Собрания РФ; нормативные
правовые акты федеральных органов исполнительной
власти; конституции и уставы субъектов
РФ; законы и другие нормативные правовые
акты представительных (законодательных)
органов субъектов РФ; нормативные правовые
акты органов исполнительной власти субъектов
РФ; нормативные правовые акты исполнительной
власти органов местного самоуправления;
локальные нормативные правовые акты
(отдельных предприятий, учреждений, организаций).
Источники административного
права отличаются низкой степенью систематизации
нормативных правовых актов. В настоящее
время систематизировано
2.6. Административное
право в системе российского
права
Административное
право наиболее тесно взаимодействует
со следующими отраслями российского
права:
• конституционным
правом. Конституционное право
• гражданским
правом. Нормы гражданского права
регулируют частноправовые отношения,
возникающие в сфере государственного
управления, по владению, пользованию
и распоряжению имуществом, а также отношения,
связанные с реализацией личных неимущественных
благ. Нормы административного права определяют
порядок передачи имущества, лицензирования,
контрольной и других видов деятельности,
связанной с данными отношениями;
• уголовным
правом. Нормы административного
права взаимодействуют с