Админстративное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

3. Принцип взаимной  ответственности государства и  личности. Заключается в том, что  за нарушение норм административного  права личность должна претерпевать  правоограничения в связи с  применением мер юридической  ответственности и других мер государственного принуждения; если подобные нарушения допускает государство, его органы (должностные лица) также привлекаются к юридической ответственности. 

4. Принцип федерализма.  Проявляется в нормативном закреплении  предметов ведения и компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, в установлении предмета совместного ведения. 

5. Принцип гуманизма.  Заключается в юридическом признании  приоритета общественных ценностей.  Права и свободы человека, степень их закрепления и обеспечения являются критерием оценки качества управленческих отношений. 

6. Принцип справедливости. Требование соответствия между  поведением субъекта управленческих  отношений и последствиями, которые  за это наступают. 

7. Принцип равенства  граждан перед законом и правоприменителем.  Все граждане в сфере управления  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равны перед законом и субъектами правоприменительной деятельности. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. 

Можно назвать  два способа закрепления принципов  административного права в законодательстве: текстуальный, который закреплен  в конкретной статье нормативного правового  акта, и смысловой – вычленяется  из анализа содержания нормативного правового акта.

4.4. Административно-правовые  нормы  

Административно-правовые нормы это общеобязательное, структурно-организованное, государственно-властное веление, содержащееся в нормативном правовом акте, регулирующее общественные отношения в сфере государственного управления, а также отношения управленческого характера, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества. 

Особенности административно-правовых норм: 

1) являются разновидностью  юридических норм; 

2) объектом регулирования  выступают особого рода общественные отношения – управленческие; 

3) административно-правовые  нормы – средство реализации  публичных интересов в сфере  государственного управления; 

4) устанавливаются  органами государственной власти, местного самоуправления, администрацией предприятий, учреждений, организаций; 

5) содержатся  в нормативных правовых актах  различной юридической силы (законах  и подзаконных нормативных правовых  актах); 

6) имеют представительно-обязывающий  характер; 

7) обеспечиваются  мерами государственного принуждения; 

8) преследуют  цель обеспечения должного управленческого  порядка; 

9) во многих  случаях регулируют общественные  отношения, составляющие предмет  иных отраслей права (финансового,  земельного, экологического, трудового  и др.). 

Структура административно-правовой нормы – ее внутреннее строение, совокупность логически обусловленных элементов. Элементы структуры административно-правовой нормы: 

1) гипотеза–  часть административно-правовой  нормы, указывающая на условия,  при наступлении которых норма  начинает действовать; 

2) диспозиция  – часть административно-правовой  нормы, содержащая правила должного  поведения субъектов управления; 

3) санкция –  часть административно-правовой  нормы, указывающая на последствия,  наступающие в результате нарушения  диспозиции. 

Выделяют следующие  виды административно-правовых норм. 

1. По предмету  правового регулирования: материальные  – закрепляющие юридический статус  управленческих отношений, их  непосредственно регулирующие; процессуальные  – определяющие условия и порядок реализации материальных административно-правовых норм. 

2. По функциям  права: регулятивные – регулирующие  позитивные управленческие отношения;  охранительные – регулирующие  управленческие отношения, связанные  с их защитой и вытеснением  отношений, чуждых данному обществу. 

3. По методу  правового регулирования: императивные  – содержат категорические требования  в отношении варианта поведения  в сфере управления; диспозитивные  – дающие возможность участникам  управленческих отношений выбирать  вариант поведения исходя из имеющейся юридической альтернативы; рекомендательные, с помощью которых участникам управленческих отношений предлагается наиболее эффективный (целесообразный) вариант решения стоящих перед ними задач; поощрительные, содержащие меры поощрения, применяемые к участникам управленческих отношений при наличии в их действиях факта заслуги. 

4. По содержанию  предписания: управомочивающие –  нормы, в которых закрепляются  субъективные права участников  управленческих отношений, выражается  юридическая возможность адресата действовать в рамках установленных требований по своему усмотрению; обязывающие – нормы, закрепляющие юридические обязанности участников управленческих отношений, предписывающие определенные варианты поведения; запрещающие – нормы, содержащие юридические запреты на совершение определенных действий в сфере государственного управления. 

5. По адресату: регламентирующие организацию и  деятельность органов исполнительной  власти; административно-правовой статус  государственных служащих; организацию  и деятельность государственных предприятий и учреждений; отдельные вопросы функционирования негосударственных (коммерческих) структур; административно-правовой статус общественных объединений и их служащих; административно-правовой статус граждан. 

6. По действию  в пространстве: федеральные –  действующие в пределах Российской  Федерации; региональные (окружные) – действующие в пределах региона  Российской Федерации (федерального  округа); субъектов РФ – действующие  в пределах субъекта РФ; муниципальные  – действующие в пределах муниципального образования; локальные – действующие в пределах учреждения, предприятия, организации. 

7. По действию  во времени: срочные – нормы,  для которых определен срок  действия; бессрочные – нормы  без указания срока действия, действующие до момента фактической или юридической отмены; чрезвычайные – нормы, вступающие в действие при наступлении определенных обстоятельств. 

8. По кругу  лиц общего действия – регламентирующие  деятельность всех или большинства  субъектов управленческих отношений; специальные – распространяющие действия на отдельные категории, группы субъектов управленческих отношений (пенсионеров, студентов, вынужденных переселенцев и др.). 

9. По юридической  силе: законодательные – содержащиеся  в нормативных правовых актах высшей юридической силы; подзаконные – содержащиеся в подзаконных нормативных правовых актах. 

10. По характеру  юридической защиты: охраняемые  в судебном порядке; охраняемые  во внесудебном (административном) порядке. 

Реализация административно-правовых норм – это практическое претворение предписаний административно-правовой нормы в правомерное поведение участников управленческих отношений. 

Формы (виды) реализации административно-правовых норм: исполнение, соблюдение, использование, применение. 

Исполнение – форма реализации предписывающих административно-правовых норм, состоящая в реализации возложенных на субъектов управленческих отношений юридических обязанностей. 

Соблюдение –  форма реализации запрещающих административно-правовых норм, когда субъекты управленческих отношений должны воздержаться от определенных вариантов поведения под угрозой наказания. 

Использование – форма реализации управомочивающих административно-правовых норм, когда  субъекты управленческих отношений  своим активным поведением реализуют имеющиеся у них субъективные права. 

Применение –  особая форма реализации административно-правовых норм, состоящая в разрешении управомочивающим субъектом конкретного управленческого  дела с вынесением индивидуальных юридических  актов.

4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм  

Толкование административно-правовых норм деятельность органов государственной  власти, должностных лиц, общественных объединений и отдельных граждан  по установлению содержания административно-правовой нормы, раскрытию выраженной в ней государственной воли. 
 

Элементы толкования административно-правовых норм: 

1) уяснение сущности  толкуемой административно-правовой  нормы; 

2) разъяснение  сущности толкуемой нормы. 

Способы толкования – совокупность способов, приемов и средств, направленная на уяснение смысла и содержания толкуемой нормы. Виды способов толкования: 

1) грамматический (филологический, языковый, текстовый); 

2) логический; 

3) систематический; 

4) историко-политический; 

5) специально-юридический. 

Виды толкования административно-правовых норм по субъектам: официальное – дается специально уполномоченными субъектами (государственными органами или должностными лицами) и содержится в специальном юридическом  интерпретационном акте; неофициальное  – дается субъектами, не наделенными официальными полномочиями по разъяснению содержания административно-правовых норм, и не имеет установленной формы. 

Акты официального толкования административно-правовых норм – это вид юридических  актов, принятых уполномоченными государственными органами и должностными лицами в установленном порядке и содержащих разъяснение административно-правовых норм. 

Особенности актов  официального толкования административно-правовых норм: 

1) не устанавливают  новых административно-правовых норм, не отменяют и не изменяют их содержания; 

2) принимаются  уполномоченными субъектами; 

3) раскрывают  содержание толкуемой нормы; 

4) определяют  порядок реализации толкуемой  нормы; 

5) обладают юридической  силой и подлежат применению  только в течение срока действия толкуемой нормы; 

6) обладают государственно-властным  характером; 

7) адресуются  субъектам правоприменения. 

По форме выражения  акты могут быть письменными или  устными. 

По юридической  природе выделяют акты нормативного толкования и акты казуального толкования. 

По видам государственных  органов: акты законодательных органов, акты исполнительных органов, акты судебных органов, акты органов прокуратуры. 

В зависимости  от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и  легальные.

4.6. Акты применения  административно-правовых норм  

Акты применения административно-правовых норм представляют собой индивидуальное, государственно-властное веление, принятое уполномоченными  субъектами в установленном порядке, содержащее разрешение конкретного управленческого дела на основе административно-правовых норм. 

Информация о работе Админстративное право как отрасль права