Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
3. Принцип взаимной
ответственности государства и
личности. Заключается в том, что
за нарушение норм
4. Принцип федерализма.
Проявляется в нормативном
5. Принцип гуманизма.
Заключается в юридическом
6. Принцип справедливости.
Требование соответствия между
поведением субъекта
7. Принцип равенства
граждан перед законом и
Можно назвать
два способа закрепления
4.4. Административно-правовые
нормы
Административно-правовые
нормы это общеобязательное, структурно-организованное,
государственно-властное веление, содержащееся
в нормативном правовом акте, регулирующее
общественные отношения в сфере
государственного управления, а также
отношения управленческого характера,
возникающие в иных сферах жизнедеятельности
общества.
Особенности административно-правовых
норм:
1) являются разновидностью
юридических норм;
2) объектом регулирования
выступают особого рода общественные
отношения – управленческие;
3) административно-правовые
нормы – средство реализации
публичных интересов в сфере
государственного управления;
4) устанавливаются
органами государственной
5) содержатся
в нормативных правовых актах
различной юридической силы (законах
и подзаконных нормативных
6) имеют представительно-
7) обеспечиваются
мерами государственного принуждения;
8) преследуют
цель обеспечения должного
9) во многих
случаях регулируют
Структура административно-правовой
нормы – ее внутреннее строение, совокупность
логически обусловленных элементов. Элементы
структуры административно-правовой нормы:
1) гипотеза–
часть административно-
2) диспозиция
– часть административно-
3) санкция –
часть административно-
Выделяют следующие
виды административно-правовых норм.
1. По предмету
правового регулирования:
2. По функциям
права: регулятивные –
3. По методу
правового регулирования:
4. По содержанию
предписания: управомочивающие
5. По адресату:
регламентирующие организацию
6. По действию
в пространстве: федеральные –
действующие в пределах
7. По действию
во времени: срочные – нормы,
для которых определен срок
действия; бессрочные – нормы
без указания срока действия,
действующие до момента фактической или
юридической отмены; чрезвычайные – нормы,
вступающие в действие при наступлении
определенных обстоятельств.
8. По кругу
лиц общего действия –
9. По юридической
силе: законодательные –
10. По характеру
юридической защиты: охраняемые
в судебном порядке;
Реализация административно-
Формы (виды) реализации
административно-правовых норм: исполнение,
соблюдение, использование, применение.
Исполнение – форма
реализации предписывающих административно-правовых
норм, состоящая в реализации возложенных
на субъектов управленческих отношений
юридических обязанностей.
Соблюдение –
форма реализации запрещающих административно-
Использование
– форма реализации управомочивающих
административно-правовых норм, когда
субъекты управленческих отношений
своим активным поведением реализуют
имеющиеся у них субъективные права.
Применение –
особая форма реализации административно-правовых
норм, состоящая в разрешении управомочивающим
субъектом конкретного
4.5. Акты официального
толкования административно-правовых
норм
Толкование административно-
Элементы толкования
административно-правовых норм:
1) уяснение сущности
толкуемой административно-
2) разъяснение
сущности толкуемой нормы.
Способы толкования
– совокупность способов, приемов и
средств, направленная на уяснение смысла
и содержания толкуемой нормы. Виды способов
толкования:
1) грамматический
(филологический, языковый, текстовый);
2) логический;
3) систематический;
4) историко-политический;
5) специально-юридический.
Виды толкования
административно-правовых норм по субъектам:
официальное – дается специально
уполномоченными субъектами (государственными
органами или должностными лицами)
и содержится в специальном юридическом
интерпретационном акте; неофициальное
– дается субъектами, не наделенными
официальными полномочиями по разъяснению
содержания административно-правовых
норм, и не имеет установленной формы.
Акты официального
толкования административно-правовых
норм – это вид юридических
актов, принятых уполномоченными государственными
органами и должностными лицами в установленном
порядке и содержащих разъяснение административно-правовых
норм.
Особенности актов
официального толкования административно-правовых
норм:
1) не устанавливают
новых административно-правовых норм,
не отменяют и не изменяют их содержания;
2) принимаются
уполномоченными субъектами;
3) раскрывают
содержание толкуемой нормы;
4) определяют
порядок реализации толкуемой
нормы;
5) обладают юридической
силой и подлежат применению
только в течение срока действия
толкуемой нормы;
6) обладают государственно-
7) адресуются
субъектам правоприменения.
По форме выражения
акты могут быть письменными или
устными.
По юридической
природе выделяют акты нормативного
толкования и акты казуального толкования.
По видам государственных
органов: акты законодательных органов,
акты исполнительных органов, акты судебных
органов, акты органов прокуратуры.
В зависимости от субъекта интерпретационной деятельности акты делятся на аутентичные и легальные.
4.6. Акты применения
административно-правовых норм
Акты применения
административно-правовых норм представляют
собой индивидуальное, государственно-властное
веление, принятое уполномоченными
субъектами в установленном порядке,
содержащее разрешение конкретного управленческого
дела на основе административно-правовых
норм.