Админстративное право как отрасль права

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат

Описание работы

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Работа содержит 1 файл

Microsoft Word.doc

— 171.00 Кб (Скачать)

• финансовым правом. Административное право закрепляет систему органов управления в финансово-кредитной сфере, формы и методы их деятельности. Финансовое право регулирует управленческие отношения, связанные с формированием бюджета, его исполнением, функционированием налоговой системы; 

• земельным  и экологическим правом. Значительная часть отношений, отнесенных к предмету земельного и экологического права, особенно в части применения мер государственного принуждения, регулируется нормами административного права; 

• трудовым правом. Особенно тесно взаимодействует  при регулировании вопросов государственной службы, которая является комплексным правовым институтом; 

• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.

Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА 

3.1. Система наук  и место в ней административного  права  

Науки разделяют  на общественные (гуманитарные): философия, история, социология, культурология, политология, экономическая теория, юриспруденция и др.; естественные: астрономия, физика, химия, биология, математика и др.; технические: механика, гидравлика, технология металлов и др. 

Юридические науки, в свою очередь, делятся: 

• на историко-теоретические: история права и государства, история политических и правовых учений, теория права и государства; 

• отраслевые: конституционное  право, административное право, уголовное  право, гражданское право, трудовое право, семейное право, земельное право  и др.; 

• прикладные: криминалистика, криминология, судебная бухгалтерия, судебная медицина, юридическая психология и др.; 

• международные: международное публичное право, международное частное право; 

• изучающие  зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.

3.2. Административное  право: понятие и предмет  

Наука «административное  право» (административно-правовая доктрина) – составная часть российской правовой науки, система научных  взглядов и представлений, знаний и теоретических положений об отрасли административного права и о предмете его регулирования. 

Предмет науки  «административное право» – наиболее общие закономерности развития и  функционирования государственного управления, состояние и перспективы развития административно-правового законодательства. 

Элементы предмета науки «административное право»: 

1) административное  право как отрасль права (административно-правовое  законодательство); 

2) закономерности  возникновения, развития и функционирования государственного управления; 

3) система административно-правовых  категорий и понятий (категориальный  аппарат); 

4) история развития  административного права; 

5) правоприменительная  практика субъектов административного  права; 

6) зарубежное  административное право (сравнительное правоведение); 

7) прогнозы и  рекомендации по совершенствованию  и развитию административного  права.

3.3. Метод науки  «административное право»: понятие  и виды  

Метод науки  «административное право» совокупность средств, приемов и способов, посредством которых изучаются административно-правовое законодательство и предмет его регулирования. 

Методы науки  «административное право» делятся  на общенаучные (используемые во всех науках) и частнонаучные (используемые в конкретной науке). 

Общенаучные методы: 

• диалектика –  метод познания явлений действительности в их взаимосвязи и развитии; 

• анализ – расчленение (идеальное или реальное) объекта  на составляющие его элементы; 

• синтез – метод, обратный анализу, соединение элементов в единое целое; 

• аналогия –  правдоподобное вероятное заключение о сходстве двух предметов в каком-либо признаке на основании установленного их сходства в других признаках; 

• дедукция –  метод познания, который ведет  от общего к частному; от общего положения к особенному; 

• индукция –  метод познания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному и  др. 

Частнонаучные методы: 

• системный  – рассмотрение объекта как системы, выявление его связей как внутри, так и во вне системы; 

• сравнительного правоведения – изучение системы административного права путем его соотношения с аналогичными системами зарубежных стран; соотношение административно-правовых институтов с правовыми институтами других отраслей российской системы права; 

• формально-юридический – метод исследования, при котором административное право изучается в «чистом» виде, в изоляции от других социально-правовых явлений (экономики, политики, экологии и т. д.); 

• юридического эксперимента – апробация административно-правовых новелл в сфере государственного управления в ограниченном масштабе с целью определения их эффективности и дальнейшего использования в более широких масштабах; 

• правовое прогнозирование  – изучение перспектив развития конкретных государственно-управленческих явлений  в будущем. 

Методика –  совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта  государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей  во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет  к искажению полученных при этом результатов.

3.4. Функции науки  «административное право»  

Наука «административное  право» выполняет следующие функции: 

1) познавательную (эвристическую) – состоит в  познании и констатации административно-правовых  явлений; 

2) интерпретационную (объяснительную) – состоит в разъяснении сущности административно-правовых явлений; 

3) методологическую  – состоит в поиске конкретного  инструментария, при помощи которого  исследуется административно-правовая  действительность; 

4) организационно-управленческую – заключается в выработке механизма преобразования административно-правовых институтов и норм, укреплении законности; 

5) идеологическую  – состоит в разработке обобщенных  взглядов на административное  право, государственное управление, исполнительную власть и в конечном итоге на повышение правового сознания граждан и общества; 

6) прогностическую  – состоит в предвидении того, в каком направлении и насколько  изменятся управленческие отношения.

Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 

4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования  

Механизм административно-правового  регулирования совокупность административно-правовых средств, которые, воздействуя на управленческие отношения, организуют их в соответствии с задачами общества и государства. 

Общая характеристика механизма административно-правового  регулирования: 

• представляет собой совокупность юридических  средств; 

• средства носят  административно-правовой характер; 

• объектом воздействия  выступают управленческие отношения; 

• направлено на решение задач общества и государства; 

• активизирует субъекты управленческих отношений; 

• повышает уровень  их правосознания, правовой культуры; 

• обеспечивается принудительной силой государства. Элементы механизма административно-правового регулирования: 

1) принципы административного  права; 

2) административно-правовые  нормы; 

3) акты официального  толкования административно-правовых  норм; 

4) акты применения  административно-правовых норм; 

5) административно-правовые  отношения.

4.2. Стадии и  способы административно-правового  регулирования  

Стадии административно-правового  регулирования: 

• регламентация  управленческих отношений (издание  нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права); 

• возникновение субъективных прав и юридических обязанностей; 

• конкретизация  субъективных прав и юридических  обязанностей; 

• реализация субъективных прав и юридических обязанностей; 

• защита субъективных прав и обеспечение юридических  обязанностей при нарушении прав и свобод в сфере управления, при наличии спора в праве. 

Существуют следующие  способы административно-правового  регулирования: 

1) императивный (категорический, властный) – способ  воздействия, не допускающий отступлений  от требований правовых предписаний; 

2) диспозитивный  (автономный) – способ воздействия,  предоставляющий субъектам управленческих  отношений возможность урегулировать  отношения между собой в пределах, определенных законом; 

3) рекомендательный  – способ воздействия, предлагающий  субъектам управленческих отношений наиболее целесообразный вариант поведения с позиции действующего законодательства; 

4) поощрительный  – способ воздействия, стимулирующий  активное поведение участников  управленческих отношений путем  обещания и применения мер  поощрения за определенный вариант поведения при наличии объективно признаваемого факта заслуги.

4.3. Принципы  административного права  

Основополагающие  идеи, руководящие начала, лежащие  в основе административного права  и выражающие его сущность, составляют принципы административного права, которые: 

• определяют юридическую  природу административного права; 

• закрепляются в административно-правовых нормах; 

• являются ориентиром для законодателя при создании новых  норм административного права; 

• выступают  средством ликвидации пробелов в административном праве; 

• обусловлены  уровнем развития общества и государства. 

К принципам  административного права относятся  следующие. 

1. Принцип демократии (народовластия). Он находит свое  проявление в сфере правотворчества  и правореализации. В правотворческой деятельности он проявляется в широкой возможности участия населения, общественных объединений в непосредственном (референдум) и опосредованном (через избираемые органы государственной власти и местного самоуправления) формировании норм административного права. В правореализационной деятельности он проявляется в степени подконтрольности и подчиненности, а также открытости правоприменительных органов для общественного контроля. 

2. Принцип законности. Субъекты управленческих отношений должны точно и неукоснительно соблюдать и исполнять нормы Конституции, законов и основанных на них подзаконных нормативных правовых актов, а также принцип соответствия нормативных правовых актов Конституции общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ. 

Информация о работе Админстративное право как отрасль права