Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 13:29, реферат
Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.
• финансовым правом.
Административное право закрепляет
систему органов управления в финансово-кредитной
сфере, формы и методы их деятельности.
Финансовое право регулирует управленческие
отношения, связанные с формированием
бюджета, его исполнением, функционированием
налоговой системы;
• земельным
и экологическим правом. Значительная
часть отношений, отнесенных к предмету
земельного и экологического права, особенно
в части применения мер государственного
принуждения, регулируется нормами административного
права;
• трудовым правом.
Особенно тесно взаимодействует
при регулировании вопросов государственной
службы, которая является комплексным
правовым институтом;
• уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным правом. В рамках административного процесса часто имеет место субсидиарное применение норм уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права.
Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА
3.1. Система наук
и место в ней
Науки разделяют
на общественные (гуманитарные): философия,
история, социология, культурология, политология,
экономическая теория, юриспруденция
и др.; естественные: астрономия, физика,
химия, биология, математика и др.; технические:
механика, гидравлика, технология металлов
и др.
Юридические науки,
в свою очередь, делятся:
• на историко-теоретические:
история права и государства, история
политических и правовых учений, теория
права и государства;
• отраслевые: конституционное
право, административное право, уголовное
право, гражданское право, трудовое
право, семейное право, земельное право
и др.;
• прикладные: криминалистика,
криминология, судебная бухгалтерия, судебная
медицина, юридическая психология и др.;
• международные:
международное публичное право,
международное частное право;
• изучающие зарубежное государство и право: римское право, конституционное право зарубежных стран, история государства и права зарубежных стран.
3.2. Административное
право: понятие и предмет
Наука «административное
право» (административно-правовая доктрина)
– составная часть российской
правовой науки, система научных
взглядов и представлений, знаний и теоретических
положений об отрасли административного
права и о предмете его регулирования.
Предмет науки
«административное право» – наиболее
общие закономерности развития и
функционирования государственного управления,
состояние и перспективы развития административно-правового
законодательства.
Элементы предмета
науки «административное право»
1) административное
право как отрасль права (
2) закономерности
возникновения, развития и
3) система административно-
4) история развития
административного права;
5) правоприменительная
практика субъектов
6) зарубежное
административное право (сравнительное
правоведение);
7) прогнозы и
рекомендации по
3.3. Метод науки
«административное право»: понятие
и виды
Метод науки
«административное право» совокупность
средств, приемов и способов, посредством
которых изучаются административно-правовое
законодательство и предмет его регулирования.
Методы науки
«административное право» делятся
на общенаучные (используемые во всех
науках) и частнонаучные (используемые
в конкретной науке).
Общенаучные методы:
• диалектика –
метод познания явлений действительности
в их взаимосвязи и развитии;
• анализ – расчленение
(идеальное или реальное) объекта
на составляющие его элементы;
• синтез – метод,
обратный анализу, соединение элементов
в единое целое;
• аналогия –
правдоподобное вероятное заключение
о сходстве двух предметов в каком-либо
признаке на основании установленного
их сходства в других признаках;
• дедукция –
метод познания, который ведет
от общего к частному; от общего положения
к особенному;
• индукция –
метод познания от отдельного, особенного
к всеобщему, закономерному и
др.
Частнонаучные
методы:
• системный
– рассмотрение объекта как системы,
выявление его связей как внутри,
так и во вне системы;
• сравнительного
правоведения – изучение системы административного
права путем его соотношения с аналогичными
системами зарубежных стран; соотношение
административно-правовых институтов
с правовыми институтами других отраслей
российской системы права;
• формально-юридический
– метод исследования, при котором административное
право изучается в «чистом» виде, в изоляции
от других социально-правовых явлений
(экономики, политики, экологии и т. д.);
• юридического
эксперимента – апробация административно-
• правовое прогнозирование
– изучение перспектив развития конкретных
государственно-управленческих явлений
в будущем.
Методика – совокупность приемов, средств, способов исследования определенного объекта государственного управления. Достижение поставленных познавательных целей во многом предопределяется методикой. Ошибка в выборе средств ведет к искажению полученных при этом результатов.
3.4. Функции науки
«административное право»
Наука «административное
право» выполняет следующие функции:
1) познавательную
(эвристическую) – состоит в
познании и констатации
2) интерпретационную
(объяснительную) – состоит в разъяснении
сущности административно-правовых явлений;
3) методологическую
– состоит в поиске
4) организационно-управленческую
– заключается в выработке механизма
преобразования административно-правовых
институтов и норм, укреплении законности;
5) идеологическую
– состоит в разработке
6) прогностическую
– состоит в предвидении того,
в каком направлении и
Тема 4. МЕХАНИЗМ
АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО
4.1. Понятие и элементы
механизма административно-правового
регулирования
Механизм административно-
Общая характеристика
механизма административно-
• представляет
собой совокупность юридических
средств;
• средства носят
административно-правовой характер;
• объектом воздействия
выступают управленческие отношения;
• направлено на
решение задач общества и государства;
• активизирует
субъекты управленческих отношений;
• повышает уровень
их правосознания, правовой культуры;
• обеспечивается
принудительной силой государства.
Элементы механизма административно-
1) принципы административного
права;
2) административно-правовые
нормы;
3) акты официального
толкования административно-
4) акты применения
административно-правовых норм;
5) административно-правовые отношения.
4.2. Стадии и
способы административно-
Стадии административно-
• регламентация
управленческих отношений (издание
нормативных правовых актов, содержащих
нормы административного права)
• возникновение
субъективных прав и юридических обязанностей;
• конкретизация
субъективных прав и юридических
обязанностей;
• реализация субъективных
прав и юридических обязанностей;
• защита субъективных
прав и обеспечение юридических
обязанностей при нарушении прав
и свобод в сфере управления, при наличии
спора в праве.
Существуют следующие
способы административно-
1) императивный
(категорический, властный) – способ
воздействия, не допускающий
2) диспозитивный
(автономный) – способ воздействия,
предоставляющий субъектам
3) рекомендательный
– способ воздействия,
4) поощрительный
– способ воздействия,
4.3. Принципы
административного права
Основополагающие
идеи, руководящие начала, лежащие
в основе административного права
и выражающие его сущность, составляют
принципы административного права, которые:
• определяют юридическую
природу административного
• закрепляются
в административно-правовых нормах;
• являются ориентиром
для законодателя при создании новых
норм административного права;
• выступают
средством ликвидации пробелов в административном
праве;
• обусловлены
уровнем развития общества и государства.
К принципам
административного права
1. Принцип демократии
(народовластия). Он находит свое
проявление в сфере
2. Принцип законности.
Субъекты управленческих