Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель данного исследования состояла в рассмотрении вопросов, связанных с участниками административного процесса.
В рамках поставленной цели бели решены следующие задачи:
1) изложена общая характеристика участников административного процесса;
2) охарактеризовано положение граждан и иных индивидуальных субъектов административного процесса;
3) проанализировано и дана характеристика органов и должностных лиц, имеющих право вести уголовный процесс;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 5
1.1. Общая характеристика участников административного процесса 5
1.2 Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 7
1.3 Виды и компетенция органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушения 11
2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ИНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1 Граждане как участники административного процесса 16
2.2 Иные индивидуальные субъекты, как участники административного процесса 22
3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И СЛУЖАЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 26
4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Республике Беларусь в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право вступать на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь в профессиональные союзы и другие общественные объединения, если это не противоречит их уставам и законодательству Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь могут заключать или расторгать брак с гражданами Республики Беларусь и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Они в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.
Иностранные граждане и лица без гражданства не могут избирать и быть избранными в выборные государственные органы Республики Беларусь, а также принимать участие в референдумах. Они не могут занимать должности, назначение на которые в соответствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.
Законодательство закрепляет некоторые права, которые не могут быть использованы иностранцами:
Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства обладают личными, политическими и социально-экономическими правами, но также закон предусматривает и ограничения.
Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве негосударственного формирования (организации и т.п.), возбудившего управленческое (административное) дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; стороны административного спора; третьего лица, разрешающего управленческое дело; служащего общественных объединений и иных негосударственных формирований.
Наделенные административными правами и обязанностями, государственные служащие могут выступать в административном процессе в качестве: служащего, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций перед органом, имеющим право на его разрешение, стороны административно-правового спора; представителя общественных объединений или иного негосударственного формирования; третьего лица; служащего, разрешающего управленческое (административное дело) дело в предусмотренных законодательством случаях; лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, указанных в законе. В предусмотренных законодательством случаях в качестве участника административного процесса могут выступать представители общественных объединений, организаций, например профсоюзных, общества защиты прав потребителей, товарищеских судов и др. [11, с. 311].
Таким
образом, все участники административных
правоотношений должны обладать административно-процессуальной
правоспособностью и административно-процессуальной
дееспособность. Для физических лиц административно-процессуальная
дееспособность наступает с 16 лет, а для
государственных органов и негосударственных
органов, предприятий, учреждений, общественных
объединений и иных негосударственных
формирований наступает с момента их образования
в установленном порядке. Административная
процессуальная дееспособность государственных
и негосударственных служащих, наделенных
административно-
Административно-
Нередко
сторонами административно-
В законодательстве Республики Беларусь, в частности, в главе 4 ПИКоАП указан перечень лиц, участвующих в административном процессе, а также определены их основные права и обязанности. Сюда относятся: лицо, привлекаемое к административной ответственности; потерпевший; адвокат; законные представители; свидетель; эксперт; переводчик [11, c. 440].
Привлекаемым к административной ответственности является лицо, совершившее противоправное действие, ответственность за которое предусмотрена административным законодательством. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе знать, какое административное правонарушение ему вменяется в вину; давать объяснения или отказаться от дачи объяснений; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства; иметь защитника с момента составления протокола об административном правонарушении, а в случае задержания -с момента задержания; беспрепятственно общаться со своим защитником наедине и конфиденциально, прекратить полномочия своего защитника, отказаться от защитника, защищать себя самостоятельно; пользоваться родным языком или услугами переводчика; возражать против действий должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения возражений в протокол об административном правонарушении или протокол другого процессуального действия; знакомиться с протоколом об административном правонарушении, а также материалами дела об административном правонарушении по окончании подготовки его к рассмотрению; получать от суда, органа, ведущего административный процесс, копию постановления (решения) о наложении административного взыскания; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; подавать жалобы на действия и решения суда, органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление (решение) о наложении административного взыскания; получать возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего административный процесс, в случае прекращения дела по реабилитирующим основаниям.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, обязано являться по вызову судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; подчиняться законным требованиям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; участвовать в процессуальных действиях.
В случае уклонения лица, привлекаемого к административной ответственности, от явки по вызову суда, органа, ведущего административный процесс, указанное лицо может быть подвергнуто приводу [11, c. 441].
Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред. Потерпевший вправе давать объяснения; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства; пользоваться родным языком или услугами переводчика; возражать против действий судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, и требовать внесения своих возражений в протокол об административном правонарушении или протокол другого процессуального действия; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении; получать от суда, органа, ведущего административный процесс, уведомление о принятом решении по делу об административном правонарушении, а по его ходатайству бесплатно получить копию постановления по делу об административных правонарушениях; примириться с лицом, привлекаемым к административной ответственности, в случаях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях; иметь представителя и прекращать полномочия представителя; подавать жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в том числе обжаловать постановление (решение) по делу об административном правонарушении.
Потерпевший обязан являться по вызову судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в производстве которого находится дело об административном правонарушении; давать объяснения суду, органу, ведущему административный процесс; предоставлять имеющиеся у него предметы, документы, а также образцы для сравнительного исследования по требованию судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу их физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Законный представитель пользуется всеми правами лиц, интересы которых он представляет. Представитель, участвующий в административном процессе, вправе знать, по какому административному правонарушению ведется административный процесс; присутствовать при опросе лица, привлекаемого к административной ответственности; представлять доказательства; заявлять отводы и ходатайства; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении судом или органом, ведущим административный процесс; знакомиться с протоколом и другими материалами дела об административном правонарушении; приносить жалобы на процессуальные действия и решения, принятые по делу об административном правонарушении; иметь с лицом, привлекаемым к административной ответственности, свидания наедине без ограничения их количества и продолжительности; совершать иные действия, направленные на защиту прав и законных интересов потерпевшего, лица, привлекаемого к административной ответственности [11, c. 442].
Представитель обязан предоставлять судье, должностному лицу органа, ведущего административный процесс, документы, подтверждающие свои полномочия; являться по вызовам судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, для защиты интересов представляемого лица; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Для оказания юридической помощи лицу, привлекаемому к административной ответственности, в рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат.
Адвокат, участвующий в рассмотрении дела об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению лица, пригласившего его, приносить от его имени жалобы на постановление по делу.
Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выдаваемым юридической консультацией.
Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванные судьей или должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения [11, c. 443].
Свидетелем не может быть лицо, привлекаемое к административной ответственности; лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них пояснения; защитник и представитель потерпевшего, лица, привлекаемого к административной ответственности, - относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя; священнослужитель - об обстоятельствах, известных ему из исповеди.
Свидетель имеет право не свидетельствовать против себя самого, членов своей семьи и близких родственников; пользоваться родным языком или услугами переводчика; заявлять отвод переводчику; собственноручно письменно давать свои объяснения для приобщения к протоколу об административном правонарушении; заявлять ходатайства и приносить жалобы на действия судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс; получить возмещение расходов, понесенных им в связи с участием в административном процессе.
Свидетель обязан явиться в суд, орган, ведущий административный процесс, в указанное время; правдиво и полно рассказать обо всем, что ему известно по делу об административном правонарушении, ответить на поставленные вопросы; подчиняться законным распоряжениям судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях [11, c. 444].
Судья, должностное лицо органа, ведущего административный процесс, может привлечь в качестве эксперта любое незаинтересованное в исходе дела об административном правонарушении лицо, обладающее специальными знаниями в науке, технике, искусстве, ремесле и иных сферах деятельности.