Административный процесс

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования состояла в рассмотрении вопросов, связанных с участниками административного процесса.
В рамках поставленной цели бели решены следующие задачи:
1) изложена общая характеристика участников административного процесса;
2) охарактеризовано положение граждан и иных индивидуальных субъектов административного процесса;
3) проанализировано и дана характеристика органов и должностных лиц, имеющих право вести уголовный процесс;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 5
1.1. Общая характеристика участников административного процесса 5
1.2 Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 7
1.3 Виды и компетенция органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушения 11
2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ИНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1 Граждане как участники административного процесса 16
2.2 Иные индивидуальные субъекты, как участники административного процесса 22
3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И СЛУЖАЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 26
4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37

Работа содержит 1 файл

УЧАСТНИК АДМ ПРОЦЕССА КУРСАЧ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)
n="justify">    Комиссия  по делам несовершеннолетних при  Совете Министров Республики Беларусь в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних:

    - осуществляет меры, предусмотренные  законодательством Республики Беларусь, по координации деятельности органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

    - разрабатывает комплексные мероприятия (программы) по профилактике безнадзорности, правонарушений и иных антиобщественных действий несовершеннолетних, по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также контролирует их реализацию;

    - обобщает и распространяет положительный опыт работы органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, оказывает им организационно-методическую помощь;

    - осуществляет иные полномочия  по профилактике безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренные законодательством Республики Беларусь [6, c. 116].

    Областные и Минская городская комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав:

    - разрабатывают и реализуют через  соответствующие государственные  органы, организации мероприятия  по предупреждению безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних, устранению причин, вызывающих эти явления, устройству детей и подростков, охране их прав;

    - контролируют и координируют  деятельность нижестоящих комиссий  по делам несовершеннолетних, оказывают  им методическую помощь, обобщают и распространяют опыт работы этих комиссий;

    - осуществляют иные полномочия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

    Районные, городские, районные в городах комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своих полномочий в целях осуществления профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав организуют работу органов, учреждений и иных организаций, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    Самостоятельную и самую многочисленную группу органов отраслевой административной юрисдикции составляют органы внутренних дел и органы государственных инспекций и другие органы уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

    Характеризуя  различные виды органов административной юрисдикции, необходимо иметь ввиду, что все, юрисдикционные функции от имени этих органов выполняют соответствующие должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.

    Перечень  должностных лиц, которые от имени юрисдикционных органов рассматривают дела об административных правонарушениях, устанавливаются нормативными правовыми пактами органов государственной власти.

    К должностным лицам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, следует отнести как лиц, наделенных распорядительными полномочиями внутриведомственного характера, так и тех, кто такие полномочия не имеет, но обладает государственно-властными полномочиями внешней направленности. К первым можно отнести руководителей юрисдикционных органов, например начальников государственных  органов внутренних дел и их заместителей, начальников государственных органов, ко вторым –  государственных инспекторов контрольно-надзорных органов (например, билетных контролеров на пассажирском городском транспорте).

    Объем полномочий должностных лиц характеризуется  видами и размером административных взысканий, которые они могут применять к правонарушителям. Так административный арест или конфискацию могут применять только суды, а начальники органов внутренних дел вправе за мелкое хулиганство наложить административный штраф.

    Таким образом, видно, что отсутствует  стройная система государственных органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. И при возникновении сложностей необходимо руководствоваться Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, где четко определена подведомственность дел.

 

2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ИНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА

      2.1 Граждане как участники административного процесса

 

    Среди субъектов права граждане Республики Беларусь занимают особое положение, поскольку  они могут быть участниками отношений, регулируемые любой материальной и процессуальной отраслью права. Современное законодательство уделяет все возрастающее внимание регулированию положения человека и гражданина во всех сферах жизни общества, в том числе в сфере государственного управления.

    Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь представляет собой сложенное юридическое образование. Он составляет важнейшую и органическую часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О   гражданстве   Республики   Беларусь», другими законодательными актами.

    Административно-правовое положение граждан в сфере  государственного управления определяется системой предоставленных им прав и свобод и возложенных на них обязанностей, т.е. административно-правовой статус человека и гражданина в основном является производным от конституционных прав и конкретизируется во многих законах и подзаконных актах [10, c. 87].

    Структура этой сложной политико-правовой категории  включает следующие элементы:

    а)  гражданство;                                                            

    б)  административная правоспособность;

    в) административная дееспособность;

    г)  комплекс прав и обязанностей, закрепленных нормами административного права;

    д)  гарантии реализации данных прав и  обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государственной власти [10, с. 88].

    Гражданство Республики Беларусь - неотъемлемый атрибут  государственного суверенитета Республики Беларусь, определяющий принадлежность лица к государству, обусловливающий совокупность его прав и обязанностей и их защиту со стороны государства. Однако не все права и обязанности человека и гражданина производны от его конституционного правового статуса. Некоторые из них находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в Республике Беларусь, например права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

    Нормы административного права о статусе человека и гражданина содержатся:

    а) в Конституции Республики Беларусь;

    б) в компетентных правовых актах, содержащих лишь часть норм, имеющих отношение  к статусу человека и гражданина (акты о собственности, о земле, об аренде, о предпринимательстве в Республике Беларусь и др.);

    в) в специальных правовых актах, регламентирующих конкретные вопросы статуса человека и гражданина.

    Во-первых, под правовой статус личности подводится современная законодательная база, причем нормативная основа создается с учетом международных критериев в данной области.

    Во-вторых, закладывается новая концепция  взаимоотношений личности и государства, с приоритетом личности как высшей социальной и моральной ценности [10, с. 88].

    Правовые  акты, относящиеся к установлению административно-правового статуса человека и гражданина, могут быть подразделены также в зависимости от:

    а) принципа разделения властей - на акты органов представительной власти и акты органов исполнительной власти;

    б) юридической силы - на законы и подзаконные акты;

    в) характера компетенции издающих их органов — на органы общей, отраслевой и межотраслевой компетенции.

    Многие  вопросы указанного статуса регламентируются актами Президента Республики Беларусь как Главы государства.

    В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Каждый гражданин Республики

    Беларусь  обладает на ее территории всеми правами  и свободами, несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией. Эти конституционные положения являются исходными для административно-правового статуса граждан, который определяется нормами конституционного, административного и других отраслей права путем предоставления гражданам прав, свобод и возложения на них обязанностей в сфере управления, а также установления ответственности граждан перед государством.

    Административно-правовой статус гражданина Республики Беларусь есть установленные законом и иными правовыми актами права, обязанности и ответственность гражданина, обеспечивающие его участие в управлении государством и удовлетворении публичных и личных интересов благодаря деятельности государственных органов.

    По  своей юридической природе права, свободы, обязанности и ответственность граждан в сфере управления ничем не отличаются от иных прав, свобод, обязанностей и ответственности, которыми граждане обладают во всех областях экономической, социальной и культурной жизни.

    Все граждане Республики Беларусь равны  перед законом независимо от происхождения, социальной принадлежности, пола, образования, языка, убеждений, отношения к религии, принадлежности к общественным объединениям, рода и характера занятий, места жительства и других обстоятельств. Административно-правовое положение граждан определяется прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная правоспособность и административная дееспособность.

    Под административной правоспособностью гражданина понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью [10, с. 89].

    Объем и содержание данной правоспособности определяется законами и основанными на них актами управления. В основных чертах они закреплены в Конституции Республики Беларусь. В соответствии с Конституцией изданы многочисленные республиканские акты, регламентирующие те или иные стороны административно-правового положения граждан в целом и в отдельных сферах жизни общества.

    Особенностью  административной правоспособности является то, что ее осуществление ограничивается рамками государственного управления. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется только законом.

    Административная  дееспособность гражданина - это фактическая возможность практической реализации предоставленных ему прав, выполнения возложенных на него обязанностей, а также возможность нести юридическую ответственность в сфере государственного управления. Она наступает с достижением определенного возраста. Это способность сознательно и самостоятельно осуществлять свои права и обязанности в сфере управления.

    Так, частичная административная дееспособность у граждан Республики Беларусь наступает со школьного возраста. Граждане, достигшие 16-летнего возраста, могут быть привлечены к административной ответственности.

    Полная  дееспособность наступает при достижении 18-летнего возраста. Граждане Республики Беларусь, реализуя свои права, свободы и возложенные на них обязанности в сферах управления, вступают в административно-правовые отношения с государственными органами и их подразделениями, должностными лицами, а также иными субъектами административного права.

Информация о работе Административный процесс