Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель данного исследования состояла в рассмотрении вопросов, связанных с участниками административного процесса.
В рамках поставленной цели бели решены следующие задачи:
1) изложена общая характеристика участников административного процесса;
2) охарактеризовано положение граждан и иных индивидуальных субъектов административного процесса;
3) проанализировано и дана характеристика органов и должностных лиц, имеющих право вести уголовный процесс;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 5
1.1. Общая характеристика участников административного процесса 5
1.2 Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 7
1.3 Виды и компетенция органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушения 11
2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ИНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1 Граждане как участники административного процесса 16
2.2 Иные индивидуальные субъекты, как участники административного процесса 22
3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И СЛУЖАЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 26
4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Административно-правовые отношения граждан с другими субъектами могут возникать:
1)
на основе реализации
2)
в связи с выполнением
3) при защите прав, свобод и законных интересов граждан;
4) при нарушении (невыполнении) гражданами правовых обязанностей.
Права граждан по степени возможности их реализации делятся на абсолютные и относительные. Абсолютными считаются такие права, реализация которых зависит только от волеизъявления гражданина. К ним, например, относятся права граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; на поступление в общеобразовательную школу; на личную неприкосновенность; на возможность обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления; на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц [10, с. 90].
Относительными являются такие права, реализация которых зависит не только от волеизъявления граждан, но и от наличия фактических возможностей для их осуществления в данном месте и в данное время. К ним, например, относится право граждан на поступление в высшее учебное заведение (его реализация зависит от результатов сдачи вступительных экзаменов, наличия конкурса), право на вождение транспортного средства (зависит от состояния здоровья, сдачи экзаменов). По мере достижения успехов в хозяйственной и социально-культурной сферах многие относительные права могут стать абсолютными, но не во всех случаях. Реализация относительных прав часто зависит от личных качеств гражданина (состояние здоровья, наличие специального образования и т.п.), от времени (очередности) удовлетворения правомерной просьбы (например, установка телефона, предоставление жилой площади и др.)
В отличие от прав все обязанности абсолютны. Государство возлагает на граждан только выполняемые обязанности. Эти обязанности носят социальный характер, их исполнение отвечает интересам общества, способствует решению задач государства. Способы исполнения обязанностей различны и зависят от их конкретного содержания. Одни исполняются посредством активных действий, другие -посредством воздержания от действий, закрепленных нормами права. Методом обеспечения соблюдения гражданами обязанностей являются воспитание, формирование правосознания, а также меры общественного воздействия. Вместе с тем уклонение от исполнения обязанностей может повлечь применение уполномоченным на то органом или должностным лицом к нарушителю мер государственного принуждения (административную, дисциплинарную, гражданско-правовую или уголовную ответственность). Случаи и порядок их применения определены законодательством.
Права и обязанности граждан в сфере государственного управления подразделяются на общие и специальные.
Общие права и обязанности граждан распространяются на все отрасли и сферы управления.
К общим правам граждан, например, относятся:
1)
право на участие в
2)
право на обжалование действий
государственных органов и
К общим обязанностям граждан, например, относятся:
1)
соблюдение законов и
2)
своевременная уплата
3) защита Отечества.
Специальные права и обязанности - это права и обязанности граждан в той или иной сфере, отрасли или группе отраслей. Например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на свободное использование своих способностей для занятия предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
В социально-культурной сфере, например, каждому гражданину гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания; каждое лицо имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, па доступ к культурным ценностям и др.
К специальным обязанностям относится обязанность каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соблюдать правила санитарии и гигиены, получать основное общее образование и т.п.
Как общие, так и специальные права и обязанности граждан в сфере государственного управления производны от основных прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в Конституции. В административно-правовых нормах они конкретизируются и детализируются [10, с. 91].
Так, осуществление свободы мысли и слова, свободы массовой информации, свободы проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, свободы совести, вероисповедания и других регламентируется соответствующими республиканскими законами и иными нормативными актами: о печати и других средствах массовой информации, о свободе публичных мероприятий (о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций), о свободе вероисповедания и др.
Таким образом, гражданин как субъект административного процесса - это участник общественных отношений, в которых он выступает в качестве носителя конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормативных актах. Права и обязанности гражданина образуют в своей совокупности его правовой статус. При этом административно-правовой статус гражданина обладает рядом особенностей.
Во-первых, он носит сложный комплексный характер и «пропитан» нормами конституционного, гражданского, финансового и других отраслей права, отражающих взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива.
Во-вторых, по обязательности предписаний он содержит в себе либо только права (например, право гражданина на обращение в те или иные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами), либо только обязанности (например, соблюдать правила дорожного движения), либо права и обязанности (например, при рассмотрении дел об административных правонарушениях гражданин имеет право обжаловать постановление по делу и несет обязанность уплатить в установленный срок наложенный на него штраф).
В-третьих, содержание административно-правового статуса гражданина в одних случаях зависит от желания того или иного лица (например, гражданин обращается в органы внутренних дел за разрешением на приобретение охотничьего ружья), а в других случаях он формируется вопреки его желанию (например, гражданин, совершивший мелкое хулиганство, подвергается административному задержанию и доставлению в милицию).
В-четвертых, правовой статус гражданина как субъекта административного права включает права и обязанности, общие для всех граждан (например, обязанность соблюдать правила пожарной безопасности), права и обязанности, принадлежащие только какой-либо категории граждан (например, водителям автомобильного транспорта, предпринимателям, охотникам), а также права и обязанности конкретных индивидов (например, лиц, являющихся беженцами или вынужденными переселенцами).
К индивидуальным участникам административного процесса кроме граждан Республики Беларусь, относятся также иностранные граждане и лица без гражданства.
Административно – правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь определяется в первую очередь Конституцией Республики Беларусь, законом Республики Беларусь «О правовом положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь».
Административно
– правовой статус иностранных граждан
и лиц без гражданства
В ст. 1 Закона " О правовом положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь " [4] (далее по тексту - Закон) иностранным гражданином признается лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Кроме того, Закон выделяет три категории иностранных граждан:
1)
временно пребывающий в
2)
временно проживающий в
3)
постоянно проживающий в
Лицом без гражданства признается – лицо, не являющееся гражданином Республики Беларусь и не имеющее доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.
Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство — безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство — безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства.
Въезд иностранцев на территорию Республики Беларусь регулируется главы 3 Закона «О правовом положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» [4], а также Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь (далее -Правила).
В соответствии с Конституцией (ст.11) [1] иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Республике Беларусь правами и несут обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законом «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Данный закон устанавливает некоторые ограничения прав и свобод иностранных граждан, но вместе с тем освобождает от некоторых обязанностей, возникающих лишь при наличии гражданства Республики Беларусь.
Все иностранцы равны перед законом. В случае ареста или задержания иностранца соответствующий орган должен проинформировать МИД той страны, гражданином которой лицо является.
Законом определены основные права, свободы и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно ст. 9 [4] Закона иностранным гражданам гарантировано право на неприкосновенность личности и жилища, другие личные права и свободы. Задержанные или арестованные иностранцы без промедления должны быть информированы на понятном им языке о причинах их задержания или ареста и правах, которые они имеют в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Орган, задержавший или арестовавший иностранца, не позднее трех суток со дня задержания или ареста сообщает об этом в Министерство иностранных дел для информирования о случившемся дипломатического представительства или консульского учреждения государства гражданской принадлежности либо обычного места жительства задержанного или арестованного иностранца.
Иностранцы имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства Республики Беларусь за исключением мест, для посещения которых требуется специальное разрешение (ст. 8 Закона) [4].
Постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранцы пользуются правами в области охраны здоровья наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено законами и международными договорами Республики Беларусь
Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью только при получении специального разрешения, выданного государственными органами, уполномоченными на то Советом Министров Республики Беларусь.
Указанные лица, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая права на социальное обеспечение.
Социально-экономические права иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Республики Беларусь и занимающихся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, определяются действующим законодательством.