Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 22:16, курсовая работа
Цель данного исследования состояла в рассмотрении вопросов, связанных с участниками административного процесса.
В рамках поставленной цели бели решены следующие задачи:
1) изложена общая характеристика участников административного процесса;
2) охарактеризовано положение граждан и иных индивидуальных субъектов административного процесса;
3) проанализировано и дана характеристика органов и должностных лиц, имеющих право вести уголовный процесс;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СИСТЕМА И ВИДЫ ОРГАНОВ УПОЛНОМОЧЕННЫХ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ 5
1.1. Общая характеристика участников административного процесса 5
1.2 Понятие и система органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушениях 7
1.3 Виды и компетенция органов уполномоченных, рассматривать дела об административных правонарушения 11
2. ГРАЖДАНЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ, И ИНЫЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 16
2.1 Граждане как участники административного процесса 16
2.2 Иные индивидуальные субъекты, как участники административного процесса 22
3. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ И СЛУЖАЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК УЧАСТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОЦЕССА 26
4. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Рассмотрение дел об административных правонарушениях не возможно сосредоточится в каком-либо одном органе без ущерба для основных преимуществ административного процесса – его оперативности и относительной простоты. Концентрация в одном органе полномочий по применению административных взысканий привела бы к неоправданной волоките при рассмотрении дел об административных правонарушениях, к большим затратам времени и средств.
В настоящее время отсутствует единая система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, а имеются отдельные структуры, не связанные между собой одним руководящим или координационным центром.
Система органов, отличается также неоднородностью дел об административных правонарушениях, отличается также неоднородностью субъектов. Ряд таких органов создан специально для разрешения дел об административных правонарушениях (например, административные комиссии), другие выполняют юрисдикционные полномочия наряду с осуществлением своих функций (например, администрации исполнительных комитетов), у третьих, как правило, контрольно-надзорных органов, эта деятельность занимает весьма существенный объем, поскольку составляет их основное функциональное назначение (например, государственные инспекции) [11, c. 370].
Система органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, характеризуется также особенностями организационно-структурного распределения юрисдикционных полномочий между ними. В зависимости от организационного построения этих органов и особенностей административных правонарушений дела о них рассматриваются:
а) только низшими звеньями системы (например, военные комиссариаты);
б) низшими и вышестоящими звеньями системы (органы государственного надзора за безопасностью движения);
в) всеми звеньями системы (например, от районных, городских до федеральных органов государственного пожарного надзора, санитарно-эпидемиологического надзора) [11, с. 371].
Система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, строится по территориальному и отраслевому принципу.
К
территориальным органам, функционирующим
в пределах того или иного административно-
Отраслевые органы, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, тесно связаны с отраслями государственного управления. Этим органам присуща не только отраслевая специализация в рассмотрении конкретных дел, но и четкая иерархичность юрисдикционной подведомственности. Так, за нарушение правил охоты полномочны рассматривать соответствующие дела и налагать административные взыскания руководители республиканских, областных и районных органов, осуществляющих государственный надзор за соблюдением правил охоты.
Среди юрисдикционных органов первыми называются коллегиальные органы - административные комиссии при исполнительных комитетах районных, городских, районных в городах, поселковых, сельских Советов депутатов.
Административные комиссии являются единственными органами, специально образованными для рассмотрения дел об административных правонарушениях и применения к нарушителям административных взысканий. Они являются органами межведомственной компетенции в области рассмотрения дел об административных правонарушениях в различных сферах управления (народное хозяйство, административно-политическая деятельность и др.).
Дела об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено к компетенции административных комиссий, можно подразделить на две группы.
Первую группу составляют дела об административных правонарушениях, которые находятся исключительно в подведомственности административных комиссий. К ним, в частности, относятся дела о таких административных правонарушениях, как незаконное использование земель государственного лесного фонда, нарушение правил связи, нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов и др.
Вторую группу составляют дела об административных правонарушениях смешанной компетенции, т.е. их могут рассматривать и разрешать как административные комиссии, так и другие органы, уполномоченные на это законодательством. К ним относится большинство правонарушений, посягающих на общественный порядок, порядок управления и правосудие, права и свободы граждан.
Основными коллегиальными органами, рассматривающими дела об административных проступках несовершеннолетних (от 16 до 18 лет), а также дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, являются городские (районные) комиссии по делам несо вершеннолетних.
К коллегиальным органам относятся также исполнительные комитеты поселковых, сельских Советов депутатов. Они рассматривают дела о нарушении права государственной собственности на животный мир; нарушении правил пользования жилыми помещениями; нарушении законодательства об охране историко-культурного наследия; потраве посевов и повреждении насаждений; нарушении порядка приобретения, хранения, передачи или продажи гражданами огнестрельного гладкоствольного охотничьего оружия и др.
В последние годы выделена значительная категория административных проступков, меры административной ответственности за которые назначаются районными (городскими) судами (судьями). К ним относятся дела о нарушении требований режима радиационной безопасности в местностях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; реализации продукции, загрязненной радионуклидами сверхдопустимых уровней; нарушении права гражданина на информацию по вопросам, связанным с чернобыльской катастрофой; мелком хищении; об уклонении от возмещения имущественного ущерба, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям; мелком хулиганстве и др. [6, c. 113]
Самую многочисленную группу органов административной юрисдикции составляют отраслевые и другие органы (должностные лица), уполномоченные законодательством рассматривать дела об административных правонарушениях. Такое решение законодателя определяется тем, что эти субъекты чаще всего осуществляют контрольно-надзорные функции, выявляют административные правонарушения, пресекают их, оформляют документы, необходимые для привлечения виновных к ответственности, разрабатывают меры по предупреждению правонарушений.
Законодательство относит к отраслевым и другим органам, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, органы внутренних дел (милицию); органы железнодорожного, речного, морского и воздушного транспорта, а также пассажирского и междугородного автомобильного транспорта (троллейбус и трамвай); таможенные органы; органы Министерства обороны; органы и учреждения, осуществляющие государственный санитарный надзор; органы лесного хозяйства и др.
Выделяется три основных вида органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушения, а именно:
1)
коллегиальные юрисдикционные
2) районные (городские) суды;
3) органы внутренних дел;
4) государственные инспекции [6, c. 114].
Остановимся более подробно на некоторых из них.
Административные комиссии являются единственными юрисдикционными органами, специально образованными для рассмотрения всех категорий дел об административных правонарушениях, за исключением отнесенных законодательством к компетенции других органов (должностных лиц).
В
настоящее время порядок
Согласно
ст. 2 Постановления
Основными задачами административной комиссии являются: применение мер административного воздействия в отношении лиц, совершивших административные правонарушения, предупреждение административных правонарушений, воспитание граждан в духе соблюдения законодательства Республики Беларусь.
Административная комиссия вправе:
- привлекать в случае необходимости специалистов и экспертов для дачи заключений по вопросам, имеющим значение для рассмотрения дел об административных правонарушениях;
-
запрашивать у
- осуществлять контроль за исполнением вынесенных административной комиссией постановлений о наложении административных взысканий;
-
вносить государственным
- правонарушений, а также предложения, направленные на предупреждение административных правонарушений;
-
осуществлять иные действия в
соответствии с
Административная комиссия при сельских, поселковых, районных, городских исполнительных комитетах образуется по решению соответствующего исполнительного комитета, а при местных администрациях - по решению городского исполнительного комитета.
Общее руководство
В состав административной комиссии входят: председатель комиссии, его заместитель, ответственный секретарь и иные члены комиссии.
Заседания административной комиссии созываются ответственным секретарем комиссии по согласованию с председателем административной комиссии (в случае его отсутствия - с заместителем председателя административной комиссии) по мере необходимости, но не реже одного раза в 15 дней.
Заседания административной комиссии проводятся по месту нахождения местного исполнительного и распорядительного органа, при котором образована административная комиссия, или в специально отведенном помещении, а также по месту работы, учебы или жительства лиц, в отношении которых рассматриваются дела об административных правонарушениях.
Административная комиссия принимает решения в форме постановлений по делам об административных правонарушениях, которые обязательны для исполнения организациями независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами.
Постановление административной комиссии может быть обжаловано в местном исполнительном и распорядительном органе, при котором образована административная комиссия, или в суде в порядке и сроки, установленные законодательными актами Республики Беларусь.
Правовое положение комиссий по делам несовершеннолетних определяется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об утверждении Положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних» от 10 декабря 2003 г. № 1599.