Административные реформы России и ведущих стран Запада: сравнительный анализ.

Автор: Ирина Черных, 14 Октября 2010 в 23:17, курсовая работа

Описание работы

Административное реформирование в РФ и его сравнение с реформированием на Западе

Содержание

Введение
1.Административные реформы в РФ
1.1.Цели и задачи административных реформ в РФ
1.2.Этапы административной реформы в РФ
1.3.Результаты реформы
2.Сравнительный анализ административных реформ
стран Запада и России
2.1.Административное реформирование на Западе
2.2.Общие черты реформ западных стран
2.3.Сравнительный анализ реформ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая адм. реформы.doc

— 186.00 Кб (Скачать)

     Тэтчер  ввела также конкурсный тендер и  передачу на подряд дарственных услуг  населению. Центральные и местные  органы власти стали использовать торги-конкурсы по выполнению разнообразных услуг: уборка служебных помещений, охрана, вывоз мусора и др. В результате значительно изменился сам характер деятельности госучреждений: в структуре многих департаментов появились «фирмы» по непосредственному обслуживанию населения, отношения между ними и департаментами стали строиться на договорной основе.

     Помимо  этого было осуществлено также введение полурынков в системе госучреждений, что позволило их служащим самостоятельно использовать бюджетные средства и  распределять ресурсы. Благодаря этому  государственные учреждения превратились в хозрасчетные организации, конкурирующие между собой.

     Еще одним рыночным нововведением в  системе государственного управления стали трансферы и ваучеры. Наиболее известным примером является введение ваучера на образование, в результате местные департаменты просвещения были лишены возможности распоряжаться, в какой школе должен учиться ребенок. Сегодня в Великобритании учащиеся и их родители сами решают, в каком университете они могут «потратить» свой ваучер.

     Наиболее  известной программой реформ Тэтчер стала инициатива «Следующие шаги». Свое название реформа получила «Улучшение управления в правительстве: следующие шаги».

      Наиболее  важные выводы этого отчета стали  решающими для следующего этапа  реформ: большинство госслужащих  занято перспективами собственной  карьеры, а не предоставлением правительственных услуг населению; в высшем руководстве доминируют люди, обладающие навыками и знаниями в основном в области формулирования политики, но не имеющие достаточного опыта в деле предоставления услуг; госслужба громоздка, она отличается слишком большим разнообразием, и потому ею трудно эффективно управлять как единым целым.

     В результате реформаторами была поставлена новая задача - создать принципиально  новый способ управления госслужбой. Прежде всего речь шла о создании специальных исполнительных агентств для осуществления специфических услуг населению, имеющих высокий уровень автономии по отношению к центральной администрации. Именно эти агентства должны взять на себя три четверти административной работы госслужбы.

     Политические аналитики, комментируя секрет успеха этой реформы, подчеркивают, что причина результативности программы - в конструктивных отношениях между агентством и министерством, для которого агентство работает на основе взаимно согласованных документов, а также в высокой степени предоставленной ему свободы.

Важным  этапом реформ стала программа «Тестирование рынком». Правительство подготовило документ под названием «Конкуренция за качество».

     Тем самым государственное управление должно было пройти «тестирование рынком», что во многом было связано с передачей деятельности административных учреждений частному подрядчику на конкурсной основе. Реформаторы исходили из убеждения, что, каким бы ни было решение - передача предоставления услуг подрядчику или самостоятельная деятельность, - рыночное тестирование в любом случае обеспечивает наилучшую отдачу вложенных средств. По оценкам экспертов, такого рода мероприятия дали в результате казне ежегодную экономию средств порядка 100 млн. ф. ст.

     В целом реформы неоконсерваторов значительно изменили облик британской системы государственного управления. Правительственные учреждения были разделены на политические, принимающие решения, и исполнительные, реализующие их. Введение полурынков и передачи на подряд ряда государственных структур вызвало неоднозначную реакцию как внутри госаппарата, так и среди населения.

     Сторонники  неконсервативных реформ утверждают, что государственное управление Великобритании изменилось к лучшему - стало не таким дорогостоящим, более  производительным, а оказываемые им услуги

- более качественными и разнообразными.

     Пришедшие к власти лейбористы во главе с  Т. Блэром осуществляют новый этап реформ - в структурах законодательной и судебной власти. Блэр начал реформу парламента с ликвидации принципа наследственности. Британские лорды, заседавшие в верхней палате парламента по праву рождения, лишились этого права.

     Несомненно, конституционная реформа стала  самой радикальной в государственном  устройстве Великобритании с 1911 г., когда  кабинет упразднил право вето палаты лордов на принимаемые парламентом законы. Пресс-служба Даунинг-стрит назвала изменения шагом к открытости и модернизации британской конституции. Однако критика объявленной реформы оказалась гораздо громче голосов в ее защиту.

     Сегодня еще рано оценивать радикальные реформы лейбористов, но совершенно очевидно, что в XXI в. Великобритания на глазах трансформируется из монархии, где большую роль играли традиции, в демократическое государство, где приветствуется новаторство в государственном управлении. Долгие годы Великобритания оставалась удивительной страной, в которой развитие и прогресс сочетались с традициями и уважением к прошлому.

     Административные  реформы последних лет во Франции  проходят на волне «нового менеджеризма»  и создания французской модели «информационного государства». Французский вариант административной стратегии предусматривает, наряду с повышением эффективности работы администрации и предоставлением более широкого спектра услуг населению в современных «электронных формах», еще одну цель - приблизить государство к его гражданам, сделать государственное управление более демократичным.

     Лозунг  французских реформ сформулирован  в духе социал-демократической риторики - «Поставить администрацию на службу гражданам», но  организация  реформ   имеет рационально-прагматическую

основу  и тщательно спланирована.

     Французская административная реформа рассчитана на длительный срок и предусматривает  многолетние программы модернизации для каждого ведомства. Согласно распоряжению премьер-министра, государственным учреждениям дано задание подготавливать программы модернизации, соответствующие их функциям и стоящим перед ними целям. В этих документах уточняются задачи каждого ведомства и планируются действия, необходимые для их выполнения.

     Французская административная реформа имеет  солидное финансовое обеспечение. Создан особый Фонд для государственной  реформы, финансирующий основные мероприятия, проводимые центральным аппаратом  министерств или региональными  службами и департаментами.

     Французские исследователи подчеркивают, что административная реформа имеет продуманную информационную стратегию. Через сайты каждого министерства в Интернете распространяется информация об услугах, оказываемых потребителям - как частным лицам, так и предприятиям (каталог услуг, распорядок работы, контакты, выдача бланков и пр.).

     Помимо  этого организована Межминистерская  служба технической поддержки разработки информационных и коммуникационных технологий в управленческом аппарате. С помощью этой службы в 2000 г. был создан официальный портал французской администрации в Интернете, который предоставляет доступ к 2600 французским общенациональным и местным сайтам и 2 000 европейских и национальных государственных сайтов.

     Французские реформаторы убеждены в том, что процесс децентрализации, точнее деконцентрации, значительно приблизит государственную администрацию к гражданам, что должно усилить их интерес к политике. Например, в соответствии с новым законом все индивидуальные решения в отношении граждан, входящие в компетенцию государства, принимаются на местном уровне, чаще всего префектами.

     Административные  реформы призваны также несколько  сблизить менеджмент в государственных  организациях с менеджментом в сфере  бизнеса, ориентируясь при этом на повышение  качества услуг населению и оперативность исполнения.

     Весьма  интересным административным нововведением  является решение

о составлении  ежегодного плана упрощения административных формальностей в каждом министерстве по своей отрасли. Учреждена специальная  Комиссия по упрощению административных процедур, которая обобщает сведения, передаваемые из министерств, и передает их затем в Межминистерское управление по государственной реформе.

     В процессе административной реформы  происходит также кадровое обновление аппарата государственного управления. Французские эксперты придают огромное значение эффективному использованию людских ресурсов, экономии материальных и финансовых средств.

     Еще одна идея реформы - введение непрерывного профессионального обучения госслужащих  через систему повышения квалификации.

     Наконец, последним направлением административной реформы является новый подход к  контролю и оценке государственной  политики. В 1999 г. был учрежден особый межминистерский комитет для оценки государственной политики - Национальный совет по оценке.

     Таким образом, административная реформа  во Франции носит комплексный  характер и призвана сделать современное  информационное государство во Франции  более демократичным, открытым и  доступным французским гражданам. В этой реформе можно усмотреть немало популизма, привнесенного социал-демократами, но одновременно нельзя не отметить высокий уровень экспертной оценки реформ, высококвалифицированное РR-сопровождение и адекватность самым современным рекомендациям административной науки.

     Среди немецких административных реформ последних лет наибольший

интерес вызывает реформирование системы местного самоуправления Германии. Особенность немецкой системы местного самоуправления определяется тем, что в Германии муниципалитеты обладают широкой автономией, а местные главы администраций имеют значительную административную власть.

     Реформа местного самоуправления в Германии на рубеже XX - XXI вв.

развивалась под влиянием идей объединения восточных  и западных земель. Восточные земли  вынуждены были существенно пересмотреть правовые и административно-территориальные основания муниципального управления. В результате в течение 1990-х гг. там были проведены административно-территориальная и структурная реформы местного самоуправления, в ходе которых значительно сокращен штат муниципальных служащих, а также число подразделений местных администраций, установлены новые нормы представительства в советах.

     При осуществлении муниципальных реформ в объединенной Германии использовались две основные стратегии: «новый менеджеризм», призванный оптимизировать предоставление социальных услуг на локальном уровне, и партиципаторная демократия, направленная на развитие гражданской активности населения.

     Одновременно  с практиками «нового менеджеризма»  развивалась вторая линия реформ, связанная с некоторыми институциональными преобразованиями, направленными на развитие низовой демократии в Германии.

     В рамках общинного самоуправления в  последние годы развиваются многочисленные движения гражданских инициатив, которые  пытаются решить проблемы охраны окружающей среды, организации детских садов и площадок для игр, транспорта, школ, городской инфраструктуры. Нередко гражданские инициативы представляют специфические интересы людей, непосредственно пострадавших в том или ином случае, и пытаются повлиять на решения коммунальных инстанций.

     Немецкий  исследователь Хорсткотте считает, что конечная цель реформы - гарантированный  сервис гражданам со стороны администрации  и менеджмент, закрепленный договором, как в обычной жизни1. Он обращает внимание на то, что в Германии стала еще более заметна политическая и экономическая тенденция к «ослаблению вмешательства» государства в общественную жизнь и усиление тенденций самоорганизации гражданского общества в рамках местного самоуправления. Именно эти тенденции и были закреплены в ходе последних реформ коммунального самоуправления.

     Реформирование  административных структур в США  началось при администрации Б. Клинтона в 1993 г. Преобразования были достаточно серьезными, но вызвали целый ряд  трудностей и проблем и поэтому нельзя говорить о долгосрочном успехе преобразований.

     Первые  трудности обнаружились сразу же, как только начались сокращения государственных  служащих: оказывалось огромное давление как изнутри аппарата Белого дома, так и извне - со стороны конгресса. Сам процесс увольнения чиновников проходил достаточно болезненно и создавал атмосферу напряженности в работе госаппарата.

     Администрация также потребовала от всех федеральных  агентств разработать планы обслуживания клиентов, что заставило государственных служащих сфокусировать внимание на нуждах граждан, вместо того чтобы думать о своих собственных административных интересах. Сотни тысяч государственных чиновников стали предоставлять более широкий спектр услуг населению и сотрудничать с партнерами частных фирм в этом направлении.

Информация о работе Административные реформы России и ведущих стран Запада: сравнительный анализ.