Автор: Ирина Черных, 14 Октября 2010 в 23:17, курсовая работа
Административное реформирование в РФ и его сравнение с реформированием на Западе
Введение
1.Административные реформы в РФ
1.1.Цели и задачи административных реформ в РФ
1.2.Этапы административной реформы в РФ
1.3.Результаты реформы
2.Сравнительный анализ административных реформ
стран Запада и России
2.1.Административное реформирование на Западе
2.2.Общие черты реформ западных стран
2.3.Сравнительный анализ реформ
Заключение
Список литературы
Тэтчер ввела также конкурсный тендер и передачу на подряд дарственных услуг населению. Центральные и местные органы власти стали использовать торги-конкурсы по выполнению разнообразных услуг: уборка служебных помещений, охрана, вывоз мусора и др. В результате значительно изменился сам характер деятельности госучреждений: в структуре многих департаментов появились «фирмы» по непосредственному обслуживанию населения, отношения между ними и департаментами стали строиться на договорной основе.
Помимо этого было осуществлено также введение полурынков в системе госучреждений, что позволило их служащим самостоятельно использовать бюджетные средства и распределять ресурсы. Благодаря этому государственные учреждения превратились в хозрасчетные организации, конкурирующие между собой.
Еще одним рыночным нововведением в системе государственного управления стали трансферы и ваучеры. Наиболее известным примером является введение ваучера на образование, в результате местные департаменты просвещения были лишены возможности распоряжаться, в какой школе должен учиться ребенок. Сегодня в Великобритании учащиеся и их родители сами решают, в каком университете они могут «потратить» свой ваучер.
Наиболее известной программой реформ Тэтчер стала инициатива «Следующие шаги». Свое название реформа получила «Улучшение управления в правительстве: следующие шаги».
Наиболее важные выводы этого отчета стали решающими для следующего этапа реформ: большинство госслужащих занято перспективами собственной карьеры, а не предоставлением правительственных услуг населению; в высшем руководстве доминируют люди, обладающие навыками и знаниями в основном в области формулирования политики, но не имеющие достаточного опыта в деле предоставления услуг; госслужба громоздка, она отличается слишком большим разнообразием, и потому ею трудно эффективно управлять как единым целым.
В результате реформаторами была поставлена новая задача - создать принципиально новый способ управления госслужбой. Прежде всего речь шла о создании специальных исполнительных агентств для осуществления специфических услуг населению, имеющих высокий уровень автономии по отношению к центральной администрации. Именно эти агентства должны взять на себя три четверти административной работы госслужбы.
Политические аналитики, комментируя секрет успеха этой реформы, подчеркивают, что причина результативности программы - в конструктивных отношениях между агентством и министерством, для которого агентство работает на основе взаимно согласованных документов, а также в высокой степени предоставленной ему свободы.
Важным этапом реформ стала программа «Тестирование рынком». Правительство подготовило документ под названием «Конкуренция за качество».
Тем
самым государственное
В целом реформы неоконсерваторов значительно изменили облик британской системы государственного управления. Правительственные учреждения были разделены на политические, принимающие решения, и исполнительные, реализующие их. Введение полурынков и передачи на подряд ряда государственных структур вызвало неоднозначную реакцию как внутри госаппарата, так и среди населения.
Сторонники неконсервативных реформ утверждают, что государственное управление Великобритании изменилось к лучшему - стало не таким дорогостоящим, более производительным, а оказываемые им услуги
- более качественными и разнообразными.
Пришедшие к власти лейбористы во главе с Т. Блэром осуществляют новый этап реформ - в структурах законодательной и судебной власти. Блэр начал реформу парламента с ликвидации принципа наследственности. Британские лорды, заседавшие в верхней палате парламента по праву рождения, лишились этого права.
Несомненно,
конституционная реформа стала
самой радикальной в
Сегодня еще рано оценивать радикальные реформы лейбористов, но совершенно очевидно, что в XXI в. Великобритания на глазах трансформируется из монархии, где большую роль играли традиции, в демократическое государство, где приветствуется новаторство в государственном управлении. Долгие годы Великобритания оставалась удивительной страной, в которой развитие и прогресс сочетались с традициями и уважением к прошлому.
Административные реформы последних лет во Франции проходят на волне «нового менеджеризма» и создания французской модели «информационного государства». Французский вариант административной стратегии предусматривает, наряду с повышением эффективности работы администрации и предоставлением более широкого спектра услуг населению в современных «электронных формах», еще одну цель - приблизить государство к его гражданам, сделать государственное управление более демократичным.
Лозунг французских реформ сформулирован в духе социал-демократической риторики - «Поставить администрацию на службу гражданам», но организация реформ имеет рационально-прагматическую
основу и тщательно спланирована.
Французская
административная реформа рассчитана
на длительный срок и предусматривает
многолетние программы
Французская административная реформа имеет солидное финансовое обеспечение. Создан особый Фонд для государственной реформы, финансирующий основные мероприятия, проводимые центральным аппаратом министерств или региональными службами и департаментами.
Французские исследователи подчеркивают, что административная реформа имеет продуманную информационную стратегию. Через сайты каждого министерства в Интернете распространяется информация об услугах, оказываемых потребителям - как частным лицам, так и предприятиям (каталог услуг, распорядок работы, контакты, выдача бланков и пр.).
Помимо
этого организована Межминистерская
служба технической поддержки
Французские реформаторы убеждены в том, что процесс децентрализации, точнее деконцентрации, значительно приблизит государственную администрацию к гражданам, что должно усилить их интерес к политике. Например, в соответствии с новым законом все индивидуальные решения в отношении граждан, входящие в компетенцию государства, принимаются на местном уровне, чаще всего префектами.
Административные реформы призваны также несколько сблизить менеджмент в государственных организациях с менеджментом в сфере бизнеса, ориентируясь при этом на повышение качества услуг населению и оперативность исполнения.
Весьма интересным административным нововведением является решение
о составлении
ежегодного плана упрощения
В процессе административной реформы происходит также кадровое обновление аппарата государственного управления. Французские эксперты придают огромное значение эффективному использованию людских ресурсов, экономии материальных и финансовых средств.
Еще одна идея реформы - введение непрерывного профессионального обучения госслужащих через систему повышения квалификации.
Наконец, последним направлением административной реформы является новый подход к контролю и оценке государственной политики. В 1999 г. был учрежден особый межминистерский комитет для оценки государственной политики - Национальный совет по оценке.
Таким
образом, административная реформа
во Франции носит комплексный
характер и призвана сделать современное
информационное государство во Франции
более демократичным, открытым и
доступным французским
Среди немецких административных реформ последних лет наибольший
интерес вызывает реформирование системы местного самоуправления Германии. Особенность немецкой системы местного самоуправления определяется тем, что в Германии муниципалитеты обладают широкой автономией, а местные главы администраций имеют значительную административную власть.
Реформа местного самоуправления в Германии на рубеже XX - XXI вв.
развивалась
под влиянием идей объединения восточных
и западных земель. Восточные земли
вынуждены были существенно пересмотреть
правовые и административно-
При
осуществлении муниципальных
Одновременно с практиками «нового менеджеризма» развивалась вторая линия реформ, связанная с некоторыми институциональными преобразованиями, направленными на развитие низовой демократии в Германии.
В рамках общинного самоуправления в последние годы развиваются многочисленные движения гражданских инициатив, которые пытаются решить проблемы охраны окружающей среды, организации детских садов и площадок для игр, транспорта, школ, городской инфраструктуры. Нередко гражданские инициативы представляют специфические интересы людей, непосредственно пострадавших в том или ином случае, и пытаются повлиять на решения коммунальных инстанций.
Немецкий исследователь Хорсткотте считает, что конечная цель реформы - гарантированный сервис гражданам со стороны администрации и менеджмент, закрепленный договором, как в обычной жизни1. Он обращает внимание на то, что в Германии стала еще более заметна политическая и экономическая тенденция к «ослаблению вмешательства» государства в общественную жизнь и усиление тенденций самоорганизации гражданского общества в рамках местного самоуправления. Именно эти тенденции и были закреплены в ходе последних реформ коммунального самоуправления.
Реформирование административных структур в США началось при администрации Б. Клинтона в 1993 г. Преобразования были достаточно серьезными, но вызвали целый ряд трудностей и проблем и поэтому нельзя говорить о долгосрочном успехе преобразований.
Первые трудности обнаружились сразу же, как только начались сокращения государственных служащих: оказывалось огромное давление как изнутри аппарата Белого дома, так и извне - со стороны конгресса. Сам процесс увольнения чиновников проходил достаточно болезненно и создавал атмосферу напряженности в работе госаппарата.
Администрация также потребовала от всех федеральных агентств разработать планы обслуживания клиентов, что заставило государственных служащих сфокусировать внимание на нуждах граждан, вместо того чтобы думать о своих собственных административных интересах. Сотни тысяч государственных чиновников стали предоставлять более широкий спектр услуг населению и сотрудничать с партнерами частных фирм в этом направлении.
Информация о работе Административные реформы России и ведущих стран Запада: сравнительный анализ.