Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:03, курсовая работа
В данной курсовой работе, прежде всего, рассматривается понятие, содержание сущность административно-правового режима как социально-правового явления. Помимо этого дается классификация административно-правового режима и их значение в обеспечении государственной безопасности страны.
1.Введение………………………………………………………………………..2
2. Общая характеристика административно-правовых режимов и их правовое регулирование.
2.1 Понятие и правовое регулирование административно-правовых режимов……………………………………………………………………………5
2.2 Значение административно-правовых режимов в обеспечении государственной безопасности страны………………………………………..13
3. Основные виды административно-правовых режимов и основания их введения.
3.1 Административно-правовой режим чрезвычайного положения………22
3.2 Административно-правовой режим военного положения…………..……33
4.Заключение……………………………………………………………………..41
5.Список литературы……………………………………………….……………43
Третий
принцип - это принцип законности,
который обязывает
Четвертый
принцип состоит в
В
российском административном праве
в качестве административно-правовых
принципов выступают принципы законности,
обязательного наличия субъекта
административной власти, односторонне
властного принятия управленческих
решений, специальной юридической
ответственности
3.
Элементом административно-
4. Одним из основных элементов административно-правового режима является юридическое положение субъектов. Участники административно-правовых отношений в силу специфики управления занимают социально неоднородные позиции.
Поскольку административное право закрепляет подобное положение, это ставит их в неравные условия, в отношения субординации, где субъект, наделенный юридически властными полномочиями, реализует их посредством принятия односторонне обязательных управленческих решений.
Но административно-правовой режим, предоставляя субъекту административной власти юридические прерогативы, обязан сосредоточить на властном полюсе «систему противовесов». Речь идет о юридической связанности государственной администрации в возможности выбора свободного поведения в тех сферах, где, с одной стороны, реализуются конституционные права и свободы, а с другой - действия администрации не должны выходить за рамки закона.
5.
Административно-правовой
Административно-правовой режим знает и дозволительный тип правового регулирования, касающийся осуществления гражданами определенных конституционных прав в сфере управления. Им корреспондирует обязанность государственных, органов обеспечить для этого надлежащие условия.
В условиях административно-правового режима существенной мере изменяется правовой статус оказавшихся в сфере действия режима субъектов право. Объем административно-правового регулирования, в том числе и затрагивающего другие отрасли значительно возрастает. Соответственно органы исполнительной власти путем расширения сферы управленческих воздействий значительно усиливают свае влияние на институты гражданского общества, причем в некоторых случаях могут наблюдаться и элементы огосударствление этих институтов с выраженным акцентом на прямое администрирование со стороны государства. Таким образом, действие административно-правового режима имеет своей основой ощутимое изменение правового положения субъектов административного права.
Также нельзя не отметить, что в каждом из существующих режимов такого рода изменения имеют общие черты, состоящие в том, что баланс прав и обязанностей этих субъектов по отношению к обычному состоянию общественных отношений смещается в сторону усиления полномочий органов исполнительной власти и ограничения прав и даже возложения новых обязанностей на других субъектов административного права.
В этой связи необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 55 Конституции Российской Федерации запрещает издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина. В то же время часть 3 той же статьи устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно это конституционное положение является базовым для установления существующих и появления новых административно-правовых режимов.
Анализируя данную норму, следует особо подчеркнуть, что основания ограничения прав и свобод человека и гражданина урегулированы Конституцией Российской Федерации исчерпывающим образом. Соответственно административно-правовые режимы также не могут иметь иных оснований и направленности их применения. Кроме того, умаление прав и свобод граждан по перечисленным в Конституции РФ основаниям возможно только на основе федерального закона, что также ставит значительные ограничения для создания и применения административно-правовых режимов органами государства и особенно органами исполнительной власти.
Все административно - правовые режимы регулируются специальными нормативно правовыми актами. Для каждого режима существует определенный закон: ФКЗ «О чрезвычайном положении», ФЗ « О военном положении», закон Российской Федерации « О закрытых территориальных образованиях», закон РФ « О государственной тайне» , закон РФ « О государственной границе» и другие. В этих нормативно правовых актах содержатся цель, условия, назначение, порядок и основания введения определенного режима.
Таким
образом, все административно-правовые
режимы устанавливаются определенными
нормативно-правовыми актами в целях защиты
основ конституционного строя, нравственности,
здоровья прав и законных интересов граждан,
обеспечения обороны страны и безопасности
государства.
1.2
Значение административно-
Прежде тем как говорить о
значении административно-
Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
К основным объектам безопасности относятся:
- личность - ее права и свободы;
- общество - его материальные и духовные ценности;
- государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Основным
субъектом обеспечения
Граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством РФ, законодательством республик в составе РФ, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере. Государство обеспечивает правовую и социальную защиту основываясь на положениях Конституции Российской Федерации, представляется возможным констатировать, что цель введения режима чрезвычайного положения - обеспечение безопасности граждан и защита конституционного строя. Поэтому в экстремальных условиях органы государственной власти принимают чрезвычайные меры.
Вместе
с тем необходимо отличать понятие
«устранение угрозы безопасности»
от понятия «нормализация
Цель4 введения режима чрезвычайного положения во многом определяет его содержание. Так, согласно ст. 2 Закона РФ «О чрезвычайном положении» целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи.
Режим
чрезвычайного положения
Представляется
необходимым сразу уточнить, что
под чрезвычайной ситуацией нами
понимается система конкретных экстремальных
обстоятельств, возникающих вследствие
неблагоприятного воздействия факторов
природного, техногенного, политического,
военного и иного социального
характера. В условиях режима чрезвычайного
положения органам
Вопрос
о необходимости введения режима
чрезвычайного положения
В
Проекте федерального конституционного
закона «О чрезвычайном положении» в
качестве обстоятельств, которые могут
послужить основаниями для
1.Чрезвычайные ситуации социально-политического и криминогенного характера, выразившиеся в попытках захвата или присвоения власти, насильственного изменения конституционного строя или его основ; террористические акты, блокада отдельных местностей; массовые беспорядки; межнациональные, межконфессиональные и региональные конфликты, сопровождающиеся насилием, угрожающие жизни и безопасности граждан, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.
2. Чрезвычайные ситуации техногенного, экологического и природного характера, в том числе эпидемии и эпизоотии, сложившиеся в результате аварий, опасных природных явлений, катастроф, стихийных и иных бедствий, повлекшие человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей и окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, требующие масштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ гражданам, общественным и иным организациям и объединениям, оказывающим содействие в обеспечении безопасности в соответствии с законом.
Угроза безопасности – это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание детальности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности общества и государства.
Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью.
Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности.
Итак, перейдем на значение административно-правового режима в обеспечении государственной безопасности страны. Здесь можно сказать, что все административно-правовые режимы устанавливаются в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Процесс
упрочения государственного суверенитета
происходит по многим направлениям: утверждение
ее как полноправного субъекта международных
отношений, формирование российского
законодательства в соответствии с
современными социально-экономическими
и политическими реалиями, формирование
вооруженных сил, создание полноценного
механизма государственной