Административное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 09:38, контрольная работа

Описание работы

Цель – комплексное исследование производства по делам об административных правонарушениях и его сущности.

Исходя из цели, вытекают следующие задачи:

- определить понятие, задачи и принципы производства по делам об административных правонарушениях в системе административно-процессуального права;

- описать субъектов производства по делам об административных правонарушениях и определить их роль в процессе производства по делу;

- рассмотреть технику и методы возбуждения дела об административном правонарушении;

- исследовать рассмотрение дела об административном правонарушении;

- проанализировать порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях;

- определить порядок рассмотрения жалоб и протестов по делам об административных правонарушениях;

Содержание

Введение

1.Общая характеристика производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

1.1 Понятия, задачи, принципы производства по делам об административных правонарушениях

1.2 Участники производства по делам об административных правонарушениях

2. Стадии производства по делам об административных правонарушениях в Российской Федерации

2.1 Возбуждение дела об административном правонарушении

2.2 Рассмотрение дела об административном правонарушении

2.3 Исполнение и пересмотр вынесенных постановлений по делам об административных правонарушениях

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Список сокращений

Приложение А

Приложение Б

Работа содержит 1 файл

61730 (Автосохраненный).docx

— 90.89 Кб (Скачать)

     К охраняемой законом тайне относятся  сведения конфиденциального характера:

     - о фактах, событиях и обстоятельствах  частной жизни гражданина, позволяющие  идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих  распространению в СМИ (средствах  массовой информации) в установленных  законом случаях;

     - составляющие тайну следствия  и судопроизводства;

     - доступ, к которым ограничен органами  государственной власти в соответствии  с ГК и федеральными законами (служебная тайна);

     - связанные с профессиональной  деятельностью, доступ, к которым  ограничен в соответствии с  Конституцией РФ и федеральными  законами (врачебная, нотариальная, адвокатская тайна, тайна переписки,  телефонных переговоров, почтовых  отправлений и т.д.).9

     Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится  данное дело.10 Ходатайство может выступать средством приобщения к делу новых доказательств, вызова свидетелей, проведения экспертизы и т.д. Институт ходатайства служит расширению доказательственной базы и тем самым способствует более полному и всестороннему выяснению обстоятельств дела.

     Все ходатайства в обязательном порядке  приобщаются к делу об административном правонарушении. Право заявлять ходатайство  имеют: лицо, в отношении которого ведется производство, потерпевший, законный представитель, защитник, представитель, эксперт, прокурор. Заявленное ходатайство  подлежит немедленному рассмотрению. В случае если судья, орган или  должностное лицо, рассмотревшие  ходатайство, не обнаружат оснований  для его удовлетворения, они должны сообщить о своем решении в  виде определения тому лицу, от которого поступило ходатайство, с указанием  мотивов отказа. Отказ в удовлетворении ходатайства не лишает заявителя  права подать такое же в дальнейшем, либо обжаловать отказ.

     Четко определены обстоятельства, которые  исключают производство по делам  об административных правонарушениях. Установлено, что производство по делу не может быть начато, а начатое  производство подлежит прекращению  при наличии хотя бы одного из следующих  обстоятельств.11 В их числе:

     1) отсутствие события  административного правонарушения;

     2) отсутствие состава  административного правонарушения, в том числе не достижение  физическим лицом на момент  совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного  настоящим Кодексом для привлечения  к административной ответственности,  или невменяемость физического  лица, совершившего противоправные  действия (бездействие);

     3) действия лица  в состоянии крайней необходимости;

     4) издание акта  амнистии, если такой акт устраняет  применение административного наказания;

     5) отмена закона, установившего административную  ответственность;

     6) истечение сроков  давности привлечения к административной  ответственности;

     7) наличие по одному  и тому же факту совершения  противоправных действий (бездействия)  лицом, в отношении которого  ведется производство по делу  об административном правонарушении, постановления о назначении административного  наказания, либо постановления  о прекращении производства по  делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении  уголовного дела;

     8) смерть физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном  правонарушении.

     Названные обстоятельства относятся как к  физическим, так и к юридическим  лицам.

     Отсутствие  состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма  вины привлекаемого лица, данное лицо не достигло возраста наступления административной ответственности либо оно на момент совершения противоправных действий находилось в состоянии невменяемости.

     Крайняя необходимость как основание  прекращения производства по делу об административном правонарушении состоит  в причинении лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или  других лиц, а также охраняемым законом  интересам общества и государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и  если причиненный вред является менее  значительным чем предотвращенный.

     Существует  общий принцип привлечения к  ответственности, который выражается в том, что закон смягчающий или  отменяющий административную ответственность  имеет обратную силу. Этот принцип  применительно к производству об административных правонарушениях  реализуется в таких основаниях прекращения производства как: издание  акта амнистии, устраняющего применение административного наказания и  отмены закона, установившего административную ответственность.12

     Надзор  за точным и единообразным исполнением  законов при производстве по делам  об административных правонарушениях  осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и назначаемые  им прокуроры в пределах своей  компетенции (за исключением дел  находящихся в производстве суда), согласно ст. 24.6 КоАП РФ. В процессе производства по делам об административных правонарушениях, как и при любых  других процессуальных действиях, возникают  расходы, связанные с оплатой  экспертиз, хранением предметов, их транспортировкой и пр., иначе говоря, издержки по делу об административном правонарушении.13 Издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм:

     - выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, а так же  экспертам и переводчикам;

     - израсходованных  на хранение, перевозку (пересылку)  и исследование вещественных  доказательств. Размер издержек  по делу об административном  правонарушении определяется на  основании приобщенных к делу  документов, подтверждающих наличие  и размеры отнесенных к издержкам  затрат. 14

 

      1.2 Участники производства  по делам об  административных  правонарушениях 

     Глава 25 КоАП РФ включает в себя 14 статей и  определяет круг лиц, участвующих в  производстве по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности. По сравнению с аналогичной главой КоАП РСФСР перечень участников производства расширился за счет законных представителей юридического лица, понятого, специалиста  и прокурора. Примечательно, что  на смену термину «лицо, привлекаемое к административной ответственности», пришел термин «лицо, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении.15

     К числу участников производства по делам  об административных правонарушениях  КоАП РФ относит: лиц, в отношении  которых ведется производство; законных представителей физических и юридических  лиц; защитников и представителей потерпевшего; свидетелей; понятых; специалистов; экспертов; переводчиков. Особое внимание обращено на процессуальные права и обязанности  участников производства.16

     Лицо, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться  со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными  правами в соответствии с КоАП РФ. Физическое или юридическое лицо приобретает правовой статус лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административных правонарушениях с момента составления  протокола об административном правонарушении. При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным.17

     Потерпевшим является физическое лицо или юридическое  лицо, которым административным правонарушением  причинен физический, имущественный  или моральный вред. Потерпевший  вправе знакомиться со всеми материалами  дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному  делу, пользоваться иными процессуальными  правами в соответствии с настоящим  Кодексом. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что  является важной гарантией обеспечения  и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации  в постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.18

     Защиту  прав и законных интересов физического  лица, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности  самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители. Законными представителями физического  лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.19 При рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном лицом в возрасте до восемнадцати лет, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя указанного лица. Объем правового статуса законного представителя физического лица равен статусу представляемого им лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении или потерпевшего.20

     Законные  представители юридического лица осуществляют защиту его прав и законных интересов, если в отношении его ведется  производство или оно является потерпевшим. В таком качестве выступает руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом и учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.21 Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.22

     Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется  производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а  для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. Лицо, в  отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и потерпевший выбирают своих  защитников и представителей самостоятельно и добровольно в соответствии с собственными требованиями. Защитник и представитель, могут быть допущены к участию в производстве по делу об административном правонарушении с  момента установления лица, в отношении  которого ведется производство по делу об административном правонарушении и  потерпевшего, то есть с момента  составления протокола об административном правонарушении.

     В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано  лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Свидетель обладает установленным  законом объемом прав и обязанностей. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в  производстве которых находиться дело об административном правонарушении и  дать правдивые показания. 23

     Статья 51 Конституции РФ устанавливает, что никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Данное положение отражено в части 3 статьи 25.6. КоАП РФ. Установлен круг близких родственников (родители и их дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка и внуки). Кроме того свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке которым владеет, пользоваться бесплатной помощью переводчика, делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. 24 В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

Информация о работе Административное право