Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.
До принятия такого закона возникает вопрос о том, как быть в случае обжалования в военный суд военнослужащими действий воинских должностных лиц о наложении на них дисциплинарного ареста. Как отмечалось, ст. 22 Конституции РФ предусматривает применение ареста только по судебному решению. Заключительная часть и переходные положения Конституции РФ устанавливают сохранение прежнего порядка ареста только в отношении применения его к гражданам, в том числе и к военнослужащим, в соответствии с уголовно - процессуальным законодательством Российской Федерации, т.е. в отношении подозреваемых или обвиняемых. Исходя из этого, следует прийти к выводу, что в соответствии с Конституцией РФ дисциплинарный арест к военнослужащим должен применяться только по судебному решению. Представляется, что военные суды в случае обращения военнослужащих с жалобами на действия воинских должностных лиц по наложению на них дисциплинарного ареста должны руководствоваться положениями ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, согласно которой Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие, а законы и иные правовые акты, применяемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции страны.
Следует признать, что как положения Дисциплинарного устава, Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ, предусматривающие внесудебный порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, так и Федерального закона "О ратификации Конвенции о защите прав и основных свобод и Протоколов к ней", согласно которым сохраняется прежний порядок наложения на военнослужащих дисциплинарного ареста, противоречат Конституции РФ, а значит, не подлежат применению.
К тому же Верховный Суд РФ в п. 1 постановления от 31 октября 1995г. "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" разъяснил, что в соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием.
Поэтому военный суд обязан в установленном законом порядке принять к своему производству и рассмотреть по существу жалобу военнослужащего на действия воинского должностного лица и, разрешая дело о законности наложения на военнослужащего дисциплинарного ареста, должен применить непосредственно положения Конституции РФ и признать действия воинского должностного лица о наложении им во внесудебном порядке на военнослужащего дисциплинарного ареста незаконными.
2.4 Административная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства.
Лицом без гражданства в РФ признаются лица, не имеющие гражданства какого-либо государства. В законе о гражданстве России устанавливается, что ребенок лиц без гражданства, родившийся на территории России, является гражданином России. В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, что и граждане РФ, если иное не вытекает из Конституции РФ, и других актов российского законодательства. Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Использование иностранными гражданами и лицами без гражданства прав и свобод не должно наносить ущерб интересам российского общества и государства, правам и законным интересам граждан РФ и других лиц. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и международными договорами Российской Федерации и совершившего на территории Российской Федерации административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.
Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.
Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.
Иностранным гражданам и лица без гражданства в соответствии с российским законодательством гарантируются в РФ неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища, другие личные права.
Передвижение по территории РФ и место жительства иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации. Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц.
Иностранные граждане и лица без гражданства в РФ имеют право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Процессуальные права применяются, так же как и к гражданам России.
Иностранные граждане могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
Лица без гражданства могут въезжать в Российскую Федерацию и выезжать из Российской Федерации при наличии российской визы по действительным документам, выданным соответствующими органами государства их проживания, удостоверяющим их личность и признаваемым Российской Федерацией в этом качестве, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. Основанием для оформления въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации.
В случае если иностранные граждане или лица без гражданства намерены въехать в Российскую Федерацию по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Въезд в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть не разрешен, если они: 1) при обращении за российской визой не смогли подтвердить наличие средств для проживания на территории Российской Федерации и выезда из Российской Федерации или предъявить гарантии предоставления таких средств в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации;
2) в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации нарушили правила пересечения Государственной границы Российской Федерации, таможенные правила, санитарные нормы, - до устранения нарушения;
3) сообщили о себе или о целях своего пребывания заведомо ложные сведения.
Выезд из Российской Федерации иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:
1) в соответствии
с законодательством
4) не выполнили предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательства по уплате налогов, - до выполнения этих обязательств.
Транзитный проезд через территорию Российской Федерации без визы разрешается иностранному гражданину или лицу без гражданства в случаях, если они:
1) совершают беспересадочный полет воздушным транспортом через территорию Российской Федерации;
2) следуют на самолете
международной авиалинии с
3) проживают на территории
государства, с которым Российская
Федерация имеет
За нарушение порядка въезда, выезда и транзитного проезда через территорию Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В случае если государственным органом или должностным лицом был нарушен порядок оформления документов на въезд в Российскую Федерацию и (или) на выезд из Российской Федерации, иностранный гражданин или лицо без гражданства вправе обратиться за защитой своих интересов в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.Должностные лица, по вине которых нарушены права иностранного гражданина или лица без гражданства на выезд из Российской Федерации и (или) въезд в Российскую Федерацию, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступления, административные или иные правонарушения на территории РФ, подлежат ответственности на общих основаниях с гражданами РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Нормативно- правовые акты
1.1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. С изм., внесенным Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2004 № 1- ФКЗ. //СПС «Консультант-Плюс».
1.2. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997 № 2- ФКЗ. (Одобрен СФ ФС РФ 14.05.1997). С изм. от 19.06.2004. // СПС «Консультант Плюс».
1.3. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996. № 1- ФКЗ. (Одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996.). С мзм. От 04.07.2003..// СПС «Консультант Плюс».
1.4. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» от 28.04.1995 № 1- ФКЗ. (Одобрен СФ ФС РФ 12.04.1995). С изм. от 25.03.2004. //СПС «Консультант Плюс».
1.5. Федеральный закон « О безопасности дорожного движения» от 24.04.1995. № 1- ФЗ. //СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4873.
1.6. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации». (Принят ГД ФС РФ 25.04.2003). С изм. от 11.11.2003.//СПС «Консультант Плюс».
1.7. Кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95- ФЗ. (Принят ГД ФС РФ 14.06.2002). С изм. от 31.03.2005. // СПС «Консультант Плюс»
2. Судебная практика. 2.1. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Постановление от 31.07.2003 №16. « О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренных статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях за неприменение контрольно- кассовых машин».// СПС «Консультант Плюс».
2.2. Постановление ФАС ВСО № А19- 9518/ 03-21-Ф02-4271/03-С1. Постановление Федерального Арбитражного Суда Восточно- Сибирского округа от 10.12.2003. № А19-9518/03-21- Ф02- 4271/ 03- С1. // СПС «Консультант Плюс».
3. Специализированная литература
3.1. Борисов А.Н., Махров
И.Е. Особенности рассмотрения
дел об административных
3.2. Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного права // Государство и право. 1993. № 2. стр. 37-45.
3.3. Викулова Н.А. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений в арбитражном процессе: специфика стадии возбуждения дела.// Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 1.
3.4. Бахрах Д.Н. Индивидуальные
субъекты административного
3.5. Братусь С.Н. Юридическая ответственность и законность: (Очерк теории ) М.; Юрид. лит., 1996. стр. 215.
3.6. Маранц Ю.В. Обеспечительные меры по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. // Арбитражный и гражданский процесс. 2004. № 4.
3.7. Симонян С.П. Порядок
рассмотрения судами об
3.9. Сорокин В.Д. Об
двух тенденциях, разрушающих
целостность института