Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.
Небрежность состоит в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при данных обстоятельствах лицо должно было и могло было их предвидеть. Так, механик автохозяйства, не проверив качество ремонта, дал распоряжение выпустить автомашину на линию, где автоинспектор обнаружил серьезные технические дефекты. Механик автохозяйства действовал небрежно.
Административное
Субъективную сторону наряду с умыслом и неосторожностью могут характеризовать мотив и цель правонарушения. Они иногда включаются в конкретные статьи КоАП и тогда становятся признаками состава, обязательными для признания того или иного действия или бездействия административным правонарушением.
1.3 Отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности.
Все виды юридической ответственности (гражданско-правовая, уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная) полностью совпадают с видами правонарушений, но по порядку привлечения к ней их можно условно подразделить на два вида. К первому относится ответственность, налагаемая компетентными государственными органами или должностными лицами, характеризуемая наиболее жесткими мерами государственно-принудительного воздействия, рассматриваемая либо в судебном, либо административном порядке: уголовно-правовая, административно-правовая, дисциплинарная. Ко второму виду ответственности следует отнести привлечение к ней правонарушителя непосредственно управомоченным лицом, что характерно для гражданско-правовой ответственности при наличии факта совершения гражданско-правового деяния. При привлечении правонарушителя к ответственности компетентным государственным органом или должностным лицом кроме факта правонарушения необходим правоприменительный акт, устанавливающий его вину, а в ряде случаев и точную меру государственно-правового воздействия. Например, в отличие от административной ответственности конституционная ответственность характерна тем, что Конституция – это «закон законов», обладающий высшей юридической силой и являющийся юридической базой всего текущего законодательства. Все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией. Отсюда логически вытекает обязанность всех государственных и общественных органов, физических и юридически лиц, на которых распространяется территориальное и личное верховенство государства, соблюдать и защищать Основной Закон. В качестве организационной формы конституционного контроля выступает Конституционный Суд, наделенный достаточно широкими полномочиями.
Конституция определяет стратегию правотворчества и правоприменения, налагает на государство, государственные и общественные органы, должностных лиц юридическую ответственность в соответствии со сформулированными в ней основополагающими принципами и теми целями, которые в ней декларируются.
Конституционная ответственность заключается в установлении государством ответственности граждан и должностных лиц за нарушение конституционных прав. Под соблюдением конституционных прав понимается такая форма реализации, которая выражается в том, что субъект сообразует свое поведение с юридическими запретами: он не совершает действий, запрещенных юридическими нормами, то есть выполняет возложенные на него обязанности.
Реализация Конституции есть процесс организации государственно-политического единства, включающий элементы как формального, организационного, так и содержательного свойства. Речь идет о юридическом оформлении государства, учреждении его органов, наделении их, а также граждан и их ассоциаций определенными правами, возложении на них ответственности и поддержании установленных Конституцией правовых состояний.
Чаще всего нормы Конституции реализуются совместно с нормами различных отраслей права (административного, трудового, гражданского, уголовного и т.д.). Это обусловлено тем, что самих конституционных норм не всегда бывает достаточно для реализации постановлений Основного Закона. Конституция закрепляет лишь главные, принципиальные положения, она моделирует основные начала экономической, политической, социальной организации общества, устанавливает права, свободы и обязанности граждан, организационные и функциональные принципы деятельности государства. Конституция составляет тот фундамент, над которым возвышается все здание российского законодательства. Она выполняет свои функции и не может и не должна подменять отраслевое законодательство.
А наиболее жесткими мерами государственного воздействия характеризуется уголовная ответственность, тем, что она применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления.
Уголовно-правовая ответственность согласно ст.14 УК РФ наступает за виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом Российской Федерации под угрозой наказания. Основанием уголовной ответственности согласно ст.8 УК РФ является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовная ответственность наступает за совершение наиболее опасных для общества деяний – преступлений и реализуется в наказании. Уголовным кодексом РФ предусматриваются наказания за преступление против личности (например, за убийство, похищение человека, изнасилование и др.), за преступления в сфере экономики (например, за кражи, мошенничество, незаконное предпринимательство, контрабанду и др.), преступления против общественной безопасности и общественного порядка (например, за терроризм, бандитизм, хулиганство, экологические преступления и др.), преступления против государственной власти (например, за государственную измену, диверсию, неуважение к суду, покушение на жизнь работника правоохранительного органа и др.), преступления против военной службы (например, не выполнение приказа, дезертирство и др.), преступления против меры безопасности человечества (развязывание агрессивной войны, геноцид, наёмничество и др.). За совершение вышеуказанных деяний могут быть назначены следующие виды наказаний, перечисленные в ст.44 УК РФ: штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение по военной службе; конфискация имущества; ограничение свободы; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; лишение свободы на определенный срок; пожизненное лишение свободы; смертная казнь. Наказание в соответствии со ст.43 УК РФ есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанным виновным в совершении преступления и применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения новых преступлений. Мера наказания за конкретное преступление назначается в пределах, предусмотренных соответствующей этому преступлению статьей Особенной части УК РФ с учетом положений Общей части УК РФ. При назначении наказания могут учитываться обстоятельства как смягчающие наказание, так и отягчающие (статьи 61 и 63 УК РФ). Уголовный кодекс РФ также предусматривает в отношении лиц, которые хотя и совершили уголовное преступление, но сами по себе не представляют большой общественной опасности, возможность освобождения от уголовной ответственности в связи: с деятельным раскаянием; с примирением с потерпевшим; с изменением обстановки; с истечением сроков давности; амнистией. Лица, которые уже отбывают наказание за совершенное преступление, могут быть освобождены от наказания. Освобождение от наказания устанавливается в виде: условно-досрочного освобождения от наказания; замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания; освобождения от наказания в связи с болезнью; отсрочки отбывания наказания; освобождения от отбывания наказания в связи с истечением сроков давности обвинительного приговора; амнистией; помилованием. Уголовная ответственность осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства граждан перед законом, наличие вины, справедливости и гуманизма.
Привлечение к уголовной ответственности означает возбуждение уголовного дела, последующее расследование и судебное разбирательство.
Совершение преступления является юридическим фактом, влекущим возникновение специфических правовых отношений между виновным и государством, осуществляющим правосудие. По содержанию эти правоотношения воплощаются со стороны государства – в обязанности его правоохранительных органов расследовать преступления и при наличии достаточных доказательств вины конкретного лица – вправе привлечь его к уголовной ответственности. Согласно Конституции РФ все граждане равны перед законом. В области уголовного права это означает, что за равные по тяжести деяния виновные должны в принципе нести равную ответственность.
Уголовная ответственность носит
публичный характер. Это означает,
что единственным субъектом, управомоченным
на привлечение к уголовной
Гражданско-правовая ответственность наступает за совершение гражданского правонарушения, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Так как любая юридическая ответственность подразумевает обязанность правонарушителя претерпеть неблагоприятные последствия и лишения за совершенное правонарушение, то и гражданско-правовая ответственность понимается как санкция, применяемая к правонарушителю в виде возложения на него дополнительной гражданско-правовой обязанности или лишения принадлежащего ему гражданского права. Основанием гражданско-правовой ответственности является деяние, содержащее признаки гражданского правонарушения. Необходимыми условиями для гражданско-правовой ответственности являются, по общему правилу, противоправное поведение, наличие убытков, причинная связь между противоправным поведением должника и наступившими убытками и вина должника. Для привлечения к ответственности в виде взыскания неустойки, а не возмещения убытков достаточно противоправное поведение и вина должника.
П.1 ст. 401 ГК РФ устанавливает, что лицо,
не исполнившее обязательство либо
исполнившее его ненадлежащим образом,
несет ответственность при
Различие между простой и грубой неосторожностью не нашли отражение ни в законодательстве, ни в руководящих разъяснениях высших судебных органов. В гражданском праве форма и степень вины, в отличие от уголовного права, по общему правилу, не влияют на степень ответственности. Независимо от того, действовал ли должник умышленно или неосторожно, ему все равно следует возместить убытки в полном объеме (п.1 ст. 15 ГК РФ). Хотя при нарушении некоторых обязательств для наступления ответственности требуется определение формы и степени вины. Так при утрате, повреждении или недостачи имущества хранитель отвечает только при наличии умысла или грубой неосторожности. Надо отметить, что ответственность в некоторых случаях может наступать и при отсутствии вины. Так, должники, осуществляющие предпринимательскую деятельность, отвечают за допущенные ими нарушения независимо от того, совершены ли соответствующие нарушения по их вине или без вины. Другое исключение ответственность должника за действия третьего лица. Также ответственность при отсутствии вины налагается в соответствии со ст.1079 ГК РФ за вред причиненный деятельностью, создающую повышенную опасность для окружающих, если вред причинен не вследствие непреодолимой силы или вины потерпевшего. Должник может быть освобожден от ответственности при обстоятельствах исключающих его ответственность.
За гражданско-правовое нарушение законодательство предусматривает следующие меры наказания: возмещение убытков, уплаты неустойки (штрафа), потери задатка и т.д.
Дисциплинарная
Следующий вид ответственности, отличающийся от административной является дисциплинарная ответственность, которая наступает в случае нарушения правил поведения, установленных различными уставами, положениями, правилами и т.п., которая может быть как общей, так и специальной. Общая дисциплинарная ответственность устанавливается в кодексе законов о труде, а также в соответствии со ст.130 КЗОТ РФ в правилах внутреннего трудового распорядка утверждаемых общим собранием работников, а специальная на основании этой же статьи, в дисциплинарных уставах и положениях утверждаемых Правительством РФ и может быть предусмотрена для отдельных категорий работников, занимаемых выборные должности, должностных лиц, пользующихся правом приема и увольнения сотрудников, отдельных руководящих работников. Общая дисциплинарная ответственность распространяется на всех работников, кроме тех, для кого предусмотрена специальная дисциплинарная ответственность. Мерой принуждения в дисциплинарной ответственности является дисциплинарное взыскание. Налагать дисциплинарное взыскание имеет право администрация предприятия. За нарушение трудовой дисциплины при общей дисциплинарной ответственности администрация может применять следующие виды взысканий (ст. 135 КЗОТ РФ): замечания; выговор; строгий выговор; увольнение (п.п. 3,4,7,8 ст.33 и п.1 ст.254). При наложении взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение. Перечень мер дисциплинарного взыскания, которые могут применяться к нарушителю трудовой дисциплины, перечислен в ст. 135 КЗОТ РФ, и этот перечень является исчерпывающим. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей в основном: по кругу лиц попадающих под действие соответствующих норм; по мерам дисциплинарного взыскания; кругом лиц и органов, наделенных дисциплинарной властью; по установленному порядку обжалований взысканий. Так, например Закон РФ «Об основах государственной службы» от 31.07.95г.*(1) устанавливает для государственных служащих, помимо
*(1) СЗ РФ.1995. № 9.Ст. 1453
дисциплинарных взысканий перечисленных в ст. 135 КЗОТ РФ, такое дисциплинарное взыскание, как «предупреждение о неполном соответствии». Также государственный служащий может быть временно отстранен от исполнения должностных обязанностей. В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы» от 06.06.96г. должностные лица и работники федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, нарушившие федеральные законы и указы Президента РФ и вступившие в силу решения судов, могут быть направлены на внеочередную аттестацию, понижены в должности (классном чине, воинском или специальном звании) или лишены квалификационного разряда (классного чина, воинского или специального звания). Специальная дисциплинарная ответственность и специальные меры дисциплинарных взысканий могут быть применены только к определенным категориям работников, указанным в специальном нормативном акте.