Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 21:13, дипломная работа
Целью дипломного исследования является осуществление комплексного анализа института административной ответственности, как реализации административно-правовых санкций, в результате применения уполномоченным органом или должностным лицом административных наказаний к гражданам и юридическим лицам, совершившим правонарушение.
Для разрешения данной темы необходимо решить следующие задачи: 1) рассмотрение административной ответственности как вид юридической ответственности ; 2) Раскрыть особенности административной ответственности отдельных категорий субъектов; 3) Проанализировать особенности привлечения к административной ответственности отдельных категорий субъектов.
В-четвертых, в мерах административной ответственности содержится итоговая правовая оценка деяния и нарушителя от имени государства именно административное наказание представляет собой окончательную, последнюю инстанцию в борьбе с правонарушениями, т.е. решение вопроса по существу, и виновный в соответствии с характером и общественной опасности совершенного подвергается административному наказанию. Данный признак юридической ответственности вообще и административной ответственно в частности наиболее ярко выражает ее специфику, а именно: осуждение виновного поведения от имени государства, государственное порицание правонарушителя.
В-пятых, юридическая ответственность всегда рассматривалась в качестве результата правонарушения, т.е. это ретроспективная, или негативная ответственность в отличие от так называемой положительной (позитивной) ответственности, которая понимается как ответственность за порученное дело, за выполнение поставленной задачи, когда она совпадает с понятием правовой обязанности долга. Каковые же основные черты административной ответственности, присущие только данному институту административного права?
1. Административная
2. Административная ответственной используется как важное средство правоохраны, борьбы с особым видом нарушения – административными правонарушениями, которые хотя и не так опасны, как преступления, но совершается гораздо чаще. Однако их опасность заключается не только в характере самих противоправных действий или бездействия, но в значительной распространенности.
3. Административная
4. По своей сущности административная ответственность представляет собой воздействие, оказываемое полномочным органом государства на лицо, совершившее правонарушение. Цель этого воздействия состоит в воспитании виновного в духе уважения к закону и правопорядку, а так же предупреждение совершения новых правонарушений, как лицами, так и другими гражданами.
5. Нарушение административно правовых норм влечет за собой применение мер административного принуждения, одним из видов которых являются последствие, в отличие от мер предупреждения, пресечения и процессуальных мер обеспечения производства по делу применяются в результате привлечения к административной ответственности.
6. Административная ответственность отличает порядок ее установления. В соответствии с п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство, а, следовательно, и установление административной ответственности относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ. С учетом положений ст.11 КоАП РФ это означает, что административная ответственность характеризуется множественностью органов государственной власти, полномочных ее устанавливать. К ним в настоящее время относятся законодательные органы РФ и субъектов РФ.
В новом КоАП предусматривается установление административной ответственности только этим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ об административных правонарушениях. При этом к ведению РФ отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативно – правовыми актами РФ; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний. Административная ответственность за правонарушение, носящие региональный характер (нарушение правил благоустройства населенных пунктов, общественного порядка и т.п.), находящиеся вне предметов ведения РФ, может быть установлена законами субъектов РФ, осуществляющих, таким образом, собственное правовое регулирование в данной сфере.
7. Меры административной ответственности применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.
В новом КоАп теперь расширен круг дел, рассматриваемых судьями. Расширена и их исключительная компетенция за счет отнесения к их ведению назначения, помимо административного ареста, ряда других административных наказаний: лишения специальных прав, конфискации, возмездного изъятия ряда предметов, дисквалификации, административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ.
8. Меры административной ответственности применяются органами и должностными лицами в отношении не подчиненных им по службе нарушителей, не связанных с ними служебно-трудовыми отношениями. Данное обстоятельство позволяет отличить административную ответственность от дисциплинарной, к которой привлекаются руководители, рабочие, в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
9. Привлечение к административной ответственности и назначение административного наказания не влечет для нарушителя судимости и не является основанием для увольнения его с работы.
10. Административную
11. Во всех случаях ответственность за административные правонарушения наступает перед государством, которое устанавливает полномочия органов (должностных лиц) по рассмотрению дел об этих правонарушениях и назначению наказаний. Этим обстоятельством административная ответственность сходна с уголовной и отличается от дисциплинарной, а также гражданско-правовой. Ответственность последних двух видов наступает, главным образом, перед субъектом договорных и внедоговорных гражданско-правовых или трудовых отношений.
12. Важная черта административной
ответственности состоит в том, что ее
можно рассматривать как совокупность
материальных и процессуальных правоотношений,
т.е материально - деликтных, вызванных
совершением конкретного правонарушения,
и административно-
1.2 Основания возникновения административной ответственности, состав административного правонарушения.
Действующие в России различные юридически обязательные правила имеют своей целью обеспечение правопорядка и государственной дисциплины в определенных сферах деятельности, которые непосредственно затрагивают интересы всех или большинства граждан, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационной подчиненности и формы собственности. К ним относятся правила поведения в общественных местах, правила дорожного движения и пользования различными видами транспорта, правила охраны труда и техники безопасности, правила торговли, санитарные, ветеринарные и противопожарные правила, правила охоты, рыбной ловли, привила приобретения, учета, хранения и использования охотничьего огнестрельного оружия, взрывчатых и радиоактивных веществ, правила воинского учета, пограничного режима, налоговые, таможенные правила, и т.д. Соблюдение таких правил соответствует интересам граждан, общества и государства, а их нарушение противоречит им и нередко приводит к вредным и даже общественно опасным последствиям. Например, нарушение правил поведения в общественных местах мешает нормальной жизнедеятельности людей, безбилетный проезд пассажиров наносит имущественный ущерб транспортным предприятиям, нарушение правил дорожного движения ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, приводит к повреждению транспортных средств, снижает пропускную способность дорог, нарушение правил охоты и рыбной ловли наносит вред живой природе, а тем самым и обществу.
Все названые и многие другие правила устанавливаются федеральными законами и законами субъектов РФ, а также органами исполнительной власти, действующими в пределах компетенции. В качестве примера можно назвать федеральные законы «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г.*(1). Правила дорожного движения, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.10.1993г. (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства РФ);*(2). Правила оказания услуг почтовой связи, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 26.09.2000г.*(3).
Правила могут устанавливаться отдельными органами исполнительной власти. Одна из существенных особенностей обязательных правил состоит в том, что они защищаются административными санкциями, а их нарушение квалифицируются в качестве административного правонарушения, являющегося основанием административной ответственности.
Главные признаки и юридическая характеристика такого рода правонарушений содержатся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В Кодексе (ст.2.1) сформулировано официальное определение такого правонарушения: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Понятие административного правонарушения охватывает собой ряд признаков. Во-первых, это деяние, т.е действие и бездействие, во – вторых, общественно опасное, в – третьих, противоправное, в- четвертых, наказуемое деяние. Административное правонарушение как деяние представляет собой единство физического или психического, т.е. это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренном конкретной статьей КоАП. Административное правонарушение – это вариант юридической патологии, отклоняющего поведения, которое принимает форму действие или бездействия. Действие – это активное нарушение установленной обязанности или законного требования; нарушение конкретного запрета, правила, нормы, стандарта (например, управление транспортными средствами водителями, находящегося в состоянии алкогольного опьянения). Бездействия – это пассивное поведение, выражающееся в несовершении лицом тех действий, которые оно должно было и могло совершить в силу лежащих на нем обязанностей (например, уклонение от подачи декларации о доходах).*(1)
Сущность административного правонарушения определяется его общественной опасность. Государство, закрепляя в нормах права обязательные правила поведения, предусматривает возможность применения за их нарушение государственного принуждения. Именно общественная опасность правонарушения обуславливает ответственность за его совершение. Отсутствие данного признака свидетельствует и об отсутствии правонарушения.
Любой административный проступок, посягая на установленный порядок, причиняет ему тот или иной вред, нарушает упорядоченность, согласованность, гармоничность управленческих отношений. При этом нежелательный результат может проявляться как в реальном вреде (мелкое хищение, безбилетный проезд) и в создании условий для наступления вреда. Законодатель при определении ст. 2.1 КоАП административного правонарушения в числе его признаков не называет общественную опасность, в отличие от понятия преступления.
Однако их вредность констатирована большинством диспозиций норм, составляющих содержание названного кодекса.
Тем не менее, дискуссия об общественной опасности административных правонарушений в теории административного права продолжается. Так, в юридической литературе существует точка зрения, согласно которой общественная опасность деяния присуща только преступлениям, а административный проступок характеризуется лишь «вредностью». С нашей точки зрения административным правонарушениям присуща не просто вредность, как материальный признак любого правонарушения. Правом определять наличие или отсутствие общественной опасности административного правонарушения (деяния) обладают в рамках «административного усмотрения» и правоприменители. Так, ст. 2.9 КоАП устанавливает, что при малозначительности, а значит и отсутствии общественной опасности совершенного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом административное правонарушение может быть признано малозначительным, если оно, во-первых, не причинило вреда и, во-вторых, не создало угрозы причинения вреда личности, обществу или государству.
Юридическим выражением признака общественной опасности административного правонарушения является противоправность. Российское государство, признавая то или иное действие либо бездействие общественно опасным, устанавливает правовые запреты на их совершение, противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенной нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом.
Административное