Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
наличие спора, вытекающего
из административно-правовых отношений
(административно-правового
наличие административного
иска, т.е. наличие требования одного
лица к другому (одно из которых - государственный
орган), вытекающее из нарушенного или
оспариваемого права и подлежащее рассмотрению
в установленном законом процессуальном
порядке.
В процессе административного
судопроизводства в арбитражном
суде возможно предъявление встречного
иска, который может быть принят
по основаниям ст. 110 АПК. Так, в случае
предъявления налоговой инспекцией иска
о взыскании с налогоплательщика суммы
недоимки и штрафных санкций последний
может заявить требование о признании
акта налогового органа о взыскании недоимки
и штрафа недействительным. При удовлетворении
такого требования налогоплательщика
отпадает первоначальный иск о взыскании
денежных средств.
К ведению арбитражного
суда, по общему правилу (ст. 22 АПК), относятся
споры о законности правоприменительных
(индивидуально-правовых) актов государственных
и иных органов, за исключением случаев,
когда законом к его компетенции прямо
относится и рассмотрение законности
нормативных актов (например, ст. 138 Налогового
кодекса).
Правоприменительные
(ненормативные) акты могут иметь
форму указа, постановления, решения, распоряжения,
приказа, предписания и т.д. Форма этих
актов определяется, как правило, правовым
актом, регулирующим конкретное правоотношение.
Арбитражный суд не рассматривает административно-правовые
акты, не относящиеся к правоприменительным:
акты проверок, ревизий, резолюции, указания,
письма должностных лиц, являющиеся по
своему содержанию обращениями, а не правоустанавливающими
документами13. Предметом рассмотрения
являются лишь те правоприменительные
акты, которые носят властно-волевой характер
и в то же время, в соответствии со ст. 22
АПК, непосредственно влекут изменение
субъективных прав и законных интересов
организаций и граждан-предпринимателей
путем их нарушения. Неправомерные действия
должностных лиц могут быть оспорены в
арбитражный суд, если они оформлены распорядительными
или иными документами14. Бездействие государственных
и иных органов, их уклонение от своих
обязанностей может быть оспорено в арбитражном
суде только в случаях, указанных в законе
или ином нормативном акте15.
Истцами по данной категории
споров могут выступать организации
и граждане-предприниматели, чьи
права и законные интересы нарушаются
соответствующим актом, прокурор, органы
исполнительной власти и местного самоуправления,
иные органы. В роли ответчиков выступают
органы, принявшие неправомерный акт,
который нарушает права и законные интересы
конкретных лиц. Рассмотрение административных
исков по данной категории дел отличается
рядом процессуальных особенностей, выражающих
определенную специфику административного
судопроизводства в арбитражном суде.
К этим особенностям
относятся:
Правило о коллегиальном
рассмотрении судом первой инстанции
дел о признании
Правило о том, что
по делам о признании недействительными
актов государственных органов бремя
доказывания обстоятельств, послуживших
основанием для принятия данных актов,
возлагается на орган, являющийся автором
акта (ст. 53 АПК). Орган - автор акта как
ответчик по делу должен доказывать законность
и обоснованность принятого акта, а истец,
заявляя о незаконности акта, не обязан
доказывать неправоту органа его издавшего.
Это специальное правило вовсе не означает
отказ от презумпции правомерности актов
государственных органов. Презумпция,
что правовые акты и действия государственных
органов и должностных лиц считаются правомерными
до их признания в установленном порядке
противоправными, - неотъемлемый принцип
нормального функционирования любого
государства. При этом противоположная
сторона - частные лица обязаны доказать
факт нарушения своих прав неправомерным,
по их мнению, актом, т.е. доказывают незаконность
акта через обоснование обстоятельств
нарушения их прав и законных интересов.
АПК РФ (п.3 ст. 135) устанавливает
специальное правило, по которому решения,
принятые по делам о признании недействительными
ненормативного акта, подлежат немедленному
исполнению. Немедленно исполненное решение,
как и любое другое решение арбитражного
суда, может быть в месячный срок обжаловано
в суд апелляционной инстанции. Исполнение
осуществляется, как правило, на основании
решения суда, поскольку исполнительный
лист по таким спорам может не выдаваться.
Признание актов
государственных и иных органов
недействительными - способ защиты прав
и законных интересов, при использовании
которого осуществляется контроль за
законностью решений. Отсюда важное значение
имеет правило "двойственного" основания.
Его суть состоит в том, что основанием
для принятия решения суда о признании
ненормативного акта государственного
органа или органа местного самоуправления
являются одновременно как его несоответствие
закону или иному правовому акту, так и
нарушение указанным актом прав и охраняемых
законом интересов лица, обратившегося
в суд с соответствующим требованием.
Указанные обстоятельства являются обязательными
условиями, при которых суд принимает
решение об аннулировании акта. Если в
исковом заявлении имелось указание лишь
на незаконность акта и в ходе разбирательства
не было выявлено каких-либо нарушений
прав и законных интересов лица, то арбитражный
суд не вправе вынести решение о признании
акта недействительным.
Рассмотренные процессуальные
особенности разбирательства
Она предполагает, что
это решение в резолютивной части
должно содержать:
сведения о наименовании,
номере, дате издания, других необходимых
реквизитах акта и об органе, его издавшем;
указание о признании
акта недействительным полностью или
в определенной части либо об отказе
в удовлетворении требования заявителя
полностью или в определенной
части.
Суд выносит решение
именно о признании ненормативного акта
недействительным (аннулированным), а
не о его отмене. Между этими понятиями
есть принципиальная разница: отмена -
прерогатива автора акта; признание его
недействительным - полномочие арбитражного
суда, который, будучи органом правосудия,
вправе лишь аннулировать, но не отменять
или изменять акты органов исполнительной
власти. Отмена акта имеет своим следствием
лишь прекращение его применения и распространяется
только на будущее. Аннулирование имеет
обратную силу в отношении признанного
недействительным акта, в результате чего
он презюмируется никогда не существовавшим.
В процессе осуществления
правосудия проверяется соответствие
или несоответствие акта закону и
степень (мера) ущемления прав и законных
интересов лица, в отношении которого
он издан. Признание акта недействительным
означает не отмену, а лишь констатацию
того, что данный акт не может порождать
каких-либо прав и обязанностей с момента
его издания. Он считается никогда не существовавшим
и полностью, окончательно с распространением
на его действие обратной силы исключается
из правовой регламентации. Соответственно
орган, принявший аннулированный акт,
не может основывать на нем никаких действий
и приобретать какие-либо права.
В рамках категории
дел о признании ненормативных
актов незаконными в порядке административного
судопроизводства рассматривается весьма
широкий спектр споров. К такого рода спорам
относятся дела о возмещении убытков,
причиненных актами государственных и
иных органов, несоответствующими закону
и нарушающими права и законные интересы
предпринимателей. Эти дела возбуждаются
административным иском в порядке административного
судопроизводства в арбитражном суде,
несмотря на то, что порядок возмещения
убытков регулируется гражданским законодательством
(ст. ст. 12,13,52 части I ГК РФ; ст. 102-104 АПК РФ,
Временная методика определения размера
ущерба (убытков), причиненного нарушениями
хозяйственных договоров). В эту группу
дел включаются также споры в связи с отказом
в государственной регистрации либо уклонением
от государственной регистрации. Отказ
в регистрации осуществляется не иначе
как путем соответствующего решения органа
исполнительной власти, выраженного в
правоприменительном административном
акте. В случае признания судом недействительным
акта об отказе в регистрации соответствующее
решение суда считается актом государственной
регистрации и служит основанием для внесения
предприятия в единый государственный
реестр. Вместе с тем уклонение от регистрации
может не выражаться в каком-либо официальном
решении и представлять собой неправомерное
действие (точнее, бездействие) компетентного
органа, призванного издать соответствующий
акт о регистрации путем выдачи свидетельства
о регистрации. В эту же группу входят
в определенных специальным законом случаях
дела о признании незаконными нормативных
актов государственных и иных органов.
Соответственно
иск о признании
недействительным (полностью или
частично) ненормативных актов государственных
или иных органов (адресованных конкретным
лицам или группе лиц);
иск о возмещении
убытков, причиненных актами государственных
или иных органов, несоответствующими
закону и нарушающими права и
интересы предпринимателей;
иск о признании
незаконным отказа в государственной
регистрации;
иск о признании
незаконными действий (бездействия),
нарушающих права и интересы предпринимателей
(в установленных законом
иск о признании
регистрации предприятий
иск о признании
недействительными нормативных
актов, несоответствующих закону и
нарушающих права и интересы предпринимателей
(в установленных законом
Административно-финансовые
споры
К этим спорам относятся,
во-первых, дела о взыскании с организаций
и граждан-предпринимателей штрафов государственными
и иными органами, выполняющими контрольные
функции, если законом не предусмотрен
бесспорный (безакцептный) порядок их
взыскания. Эти споры связаны с участием
органов, уполномоченных налагать штрафы,
но не имеющих права их бесспорного (безакцептного)
списания, например, органы водного хозяйства
и мелиорации, стандартизации, метрологии
и сертификации, санитарно-эпидемиологического
надзора, экологического надзора, органы
управления охотничьего хозяйства, антимонопольные
налоговые органы и т.д. Данные органы
обязаны обращаться в суд с иском о взыскании
штрафов с нарушителей соответствующего
законодательства, при этом они освобождены
от уплаты госпошлины за разрешение спора
в арбитражном суде. Так, налоговые органы
вправе предъявлять в арбитражный суд
иски о взыскании с юридических лиц штрафов
и сокрытых или заниженных доходов (прибыли),
если на их уплату не имеется согласия
налогоплательщика (ст. 104 Налогового кодекса
РФ). У налоговых органов нет полномочий
на бесспорное списание штрафов, поэтому
банк не вправе исполнять их требования
о бесспорном списании штрафа.
Органы исполнительной
власти действуют на основе разрешительного
принципа: реализуют только те полномочия,
которые им непосредственно предоставлены
законом. Следовательно, полномочие на
списание средств в бесспорном порядке
должно быть предоставлено соответствующему
органу законом. Если имело место безакцептное
списание средств, не основанное на законе,
возможно предъявление иска о возврате
денежных средств из бюджета.
Во-вторых, к группе
споров о взыскании с организаций
и граждан-предпринимателей денежных
средств государственными и иными
органами относятся споры о возврате
из бюджета денежных средств, списанных
органами, осуществляющими контрольные
функции, в бесспорном (безакцептном) порядке
с нарушением требований закона. Дела
по этим спорам возбуждаются административным
иском о возврате незаконно взысканных
сумм государственными и иными органами.
Данные иски заявляются предпринимателями
как участниками властного правоотношения
к органу, обязанному по закону осуществлять
возврат денежных средств из бюджета,
причем этим органом не обязательно является
тот государственный орган, действиями
которого были нарушены права истца.
Иски о возврате
из бюджета незаконно изъятых
денежных средств отличаются рядом
особенностей от другого вида имущественных
требований к бюджету - исков о
взыскании убытков, причиненных
неправомерными актами и действиями
государственных органов и их
должностных лиц. Различным для этих категорий
исков является круг обстоятельств (юридических
фактов), подлежащих доказыванию.
По иску о возмещении
убытков необходимо установить:
наличие убытков (прямого
ущерба или упущенной выгоды);
неправомерность акта
или действия государственного или иного
органа;
наличие причинно-следственной
связи между неправомерным
По иску о возврате
денежных средств из бюджета подлежит
доказыванию:
поступление денежных
средств в бюджет;
отсутствие правовых
оснований для их взыскания.
Итак, категория дел
по спорам о взыскании с организаций
и граждан-предпринимателей денежных
средств государственными и иными
органами связана с имущественными
требованиями, но возникает из правоотношений,
одним из участников которых является
орган, наделенный властными полномочиями.
Данные дела возбуждаются в арбитражном
суде административным иском, суть которого
состоит в восстановлении административного
(в широком смысле) правоотношения в том
состоянии, которое оно должно иметь в
силу закона.
В литературе по делам
такого рода выделяют четыре основных
вида исков:
1) иск о взыскании
штрафов и иных денежных