Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Под решениями понимается
изданный соответствующим властным
субъектом акт, выраженный в объективной
форме (устной или письменной), содержащий
определенное указание (установление)
и влекущий юридические и/или фактические
последствия (либо порождающий возможность
наступления таковых), причем - независимо
от предмета ведения и/или уровня компетенции
издавшего такой акт органа (должностного
лица). В соответствии с Законом от 27 апреля
1993 г. можно обжаловать как индивидуальные,
так и коллегиальные решения, в том числе
выраженные в форме правовых актов, которые,
в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми,
так и индивидуально-правовыми.
Весьма важен также
вопрос о круге прав и свобод,
которые могут быть нарушены этими
властными действиями и решениями.
Данный круг не сводится лишь к правам
и свободам, закрепленным в Конституции
РФ. В него входят также иные права,
предусмотренные как отраслевым российским
законодательством, так и международными
нормами, относящимися к правам человека
(ст. 32 Конституции РФ).
Законом от 27 апреля
1993 г. (ст. 4) и ГПК (ст.239.4) предусматривается
альтернативный порядок оспаривания
неправомерных действий государственных
органов и должностных лиц: гражданин
может обратиться непосредственно в суд
либо в вышестоящую инстанцию, а затем,
в случае отказа или неполучения от нее
ответа, - в суд. Обращение в суд с заявлением
на незаконные действия и решения административных
органов (должностных лиц) в соответствии
со ст. 239.4 и ст. 115 ГПК Конституционный
Суд называет обращением в порядке административного
судопроизводства9. Оформление заявления
(жалобы) должно соответствовать общим
правилам оформления иска (ст. ст. 126, 127
ГПК).
Для обращения в
суд устанавливаются следующие
сроки:
три месяца со дня, когда
гражданину стало известно о нарушении
его прав;
один месяц со
дня получения из вышестоящей
инстанции уведомления об отказе
в удовлетворении жалобы или со дня
истечения месячного срока после подачи
жалобы, если на нее не был получен письменный
ответ.
Закон от 27 апреля 1993
г. устанавливает альтернативную подсудность
административных дел: гражданин сам
выбирает, в какой суд ему обратиться
- по месту жительства или по месту нахождения
административного органа. Заявление
может быть подано как самим гражданином,
так и по его просьбе надлежащим уполномоченным
представителем, в том числе представителем
общественной организации, трудового
коллектива.
Возбужденные на
основании этой статьи дела суд рассматривает
в 10-дневный срок. Заявление (жалоба)
рассматривается судом в
При удовлетворении
заявления (жалобы) судья обязывает
соответствующее должностное
Производство по
делам об оспаривании действий государственных
постановлений административных органов
и должностных лиц в связи
с наложением административных наказаний
Порядок рассмотрения
судом этих дел регулируется гл. 24 ГПК
(ст. ст. 236-239). В ст. 236 ГПК устанавливается,
что данные жалобы рассматриваются судом
только в случаях, предусмотренных законом,
т.е. в том числе и в случаях, предусмотренных
ст. 30.1 КоАП РФ.
КоАП предполагает
альтернативную подведомственность этих
дел в случае вынесения постановления
должностным лицом и исключительно судебную
подведомственность дел по постановлениям,
вынесенным коллегиальными органами.
Причем в случаях, если жалобы на постановления
по делу об административном правонарушении
поступили в суд и вышестоящему должностному
лицу, то жалобы рассматривает суд.
Жалоба (заявление) должна
быть подана в течение 10 дней со дня
вынесения постановления о
Жалоба оформляется
в соответствии со ст. ст. 126-127 ГПК
и не облагается госпошлиной. Ее подача
в установленный срок приостанавливает
исполнение постановления об административном
наказании до рассмотрения дела. Судья
выносит определение о приостановлении
производства взыскания до вступления
решения суда, вынесенного до вступления
решения суда, вынесенного по жалобе, в
законную силу (ст. 361 и 363 ГПК). Копия определения
должна быть направлена должностному
лицу или административному органу.
Жалоба по делу о
наложении административного
При ее разбирательстве
ст. 30.6 КоАП предусматривает следующий
порядок процессуальных действий:
1) объявляется, кто
рассматривает жалобу, какая жалоба
подлежит рассмотрению, кем подана
жалоба;
2) устанавливается явка
физического лица или законного представителя
физического лица или законного представителя
юридического лица, в отношении которых
вынесено постановление по делу, а также
явка вызванных для участия в рассмотрении
жалобы лиц;
3) проверяются полномочия
законных представителей физического
или юридического лица, защитника и представителя;
4) выясняются причины
неявки участников
5) разъясняются права
и обязанности лиц,
6) разрешаются заявленные
отводы и ходатайства;
7) оглашается жалоба
на постановление по делу об
административном
8) проверяются на
основании имеющихся в деле
и дополнительно
9) в случае участия
прокурора в рассмотрении дела
заслушивается его заключение.
При рассмотрении дела
судья не связан доводами жалобы и проверяет
дело в полном объеме. Он исследует обстоятельства,
относящиеся как к административному
правонарушению, так и к личности лица,
его совершившего, и, в частности, выясняет:
произведено ли административное
взыскание на основании закона и управомоченным
на то органом (должностным лицом);
был ли соблюден установленный
порядок привлечения к
совершил ли заявитель
нарушение, за которое законом установлена
административная ответственность;
виновен ли он в совершении
этого нарушения и какова степень
его вины;
соответствует ли наложенное
взыскание тяжести совершенного
административного
учтены ли при
этом личность виновного, его семейное
и имущественное положение;
не истекли ли
сроки давности для наложения
взыскания.
Обязанность доказывания
возлагается на государственный
орган (должностное лицо): он должен
обосновать правомерность привлечения
заявителя к административной ответственности
и адекватность наложенного взыскания.
По итогам судебного разбирательства
судья вправе: а) отменить наложенное взыскание;
б) оставить жалобу без удовлетворения;
в) снизить размер взыскания. Решение суда
оглашается немедленно после его вынесения.
Производство по
делам о защите избирательных прав
и права на участие в референдуме
Данное производство
регламентируется гл. 23 ГПК (в ред. Закона
от 7 июля 2000 г.). Статья 233 ГПК определяет
подсудность этих дел общим судам
в соответствии со ст. 114 - 116 ГПК и
другими федеральными законами.
В число заявителей
по избирательным спорам включаются:
избиратели, кандидаты, их доверенные
лица, избирательные объединения
и блоки, их доверенные лица, иные общественные
объединения, инициативные группы по проведению
референдума, наблюдатели.
Все эти субъекты вправе
обратиться в суд, полагая, что решением
или действием (бездействием) органа государственной
власти, органа местного самоуправления,
общественных объединений, избирательной
комиссии, комиссии референдума, должностного
лица нарушаются избирательные права
и право на участие в референдуме.
Статья 234 ГПК устанавливает
общее правило, согласно которому заявление
может быть подано в течение трех
месяцев со дня, когда заявителю
стало известно или должно было стать
известным о нарушении
Во-первых, заявление
в связи с неправильностями в
списках избирателей (участников референдума)
должно быть рассмотрено в трехдневный
срок со дня его подачи, но не позднее
дня голосования, а в день голосования
- немедленно.
Во-вторых, заявления,
поданные в суд в ходе избирательной кампании
или подготовки референдума, должны быть
рассмотрены в пятидневный срок со дня
их подачи, но не позднее дня, предшествующего
дню голосования, а поступившие в день
голосования или в день, следующий за днем
голосования, - немедленно. В случае, если
факты, содержащиеся в заявлении, требуют
дополнительной проверки, решение по заявлению
принимается не позднее, чем в десятидневный
срок.
В-третьих, заявления
на решение избирательной
В-четвертых, решение
по делу о расформировании
Процессуальные особенности
рассмотрения дел об оспаривании
нормативных актов
В качестве объекта
оспаривания в этих делах выступают
нормативные акты, проверка которых
на соответствие Конституции РФ и
закону не отнесена к ведению Конституционного
Суда РФ и Арбитражного Суда. Конституционный
Суд проверяет отнесенные в ст. 125 Конституции
РФ к его компетенции акты исключительно
на предмет их соответствия Конституции
РФ, а не всем иным нормативным актам, имеющим
большую юридическую силу.
Компетенция общих
и арбитражных судов в связи
со спорами о законности нормативных
актов разграничивается в соответствии
с выработанным судебной практикой
общим правилом: дела о признании
нормативных актов
Подсудность споров
о недействительности (незаконности)
нормативных актов