Административная юстиция

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа

Описание работы

Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.

Работа содержит 1 файл

Административная юстиция.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

Под решениями понимается изданный соответствующим властным субъектом акт, выраженный в объективной  форме (устной или письменной), содержащий определенное указание (установление) и влекущий юридические и/или фактические последствия (либо порождающий возможность наступления таковых), причем - независимо от предмета ведения и/или уровня компетенции издавшего такой акт органа (должностного лица). В соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. можно обжаловать как индивидуальные, так и коллегиальные решения, в том числе выраженные в форме правовых актов, которые, в свою очередь, могут быть как нормативно-правовыми, так и индивидуально-правовыми. 

Весьма важен также  вопрос о круге прав и свобод, которые могут быть нарушены этими  властными действиями и решениями. Данный круг не сводится лишь к правам и свободам, закрепленным в Конституции  РФ. В него входят также иные права, предусмотренные как отраслевым российским законодательством, так и международными нормами, относящимися к правам человека (ст. 32 Конституции РФ). 

Законом от 27 апреля 1993 г. (ст. 4) и ГПК (ст.239.4) предусматривается  альтернативный порядок оспаривания  неправомерных действий государственных органов и должностных лиц: гражданин может обратиться непосредственно в суд либо в вышестоящую инстанцию, а затем, в случае отказа или неполучения от нее ответа, - в суд. Обращение в суд с заявлением на незаконные действия и решения административных органов (должностных лиц) в соответствии со ст. 239.4 и ст. 115 ГПК Конституционный Суд называет обращением в порядке административного судопроизводства9. Оформление заявления (жалобы) должно соответствовать общим правилам оформления иска (ст. ст. 126, 127 ГПК). 

Для обращения в  суд устанавливаются следующие  сроки:  

три месяца со дня, когда  гражданину стало известно о нарушении  его прав;  

один месяц со дня получения из вышестоящей  инстанции уведомления об отказе в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если на нее не был получен письменный ответ.  

Закон от 27 апреля 1993 г. устанавливает альтернативную подсудность  административных дел: гражданин сам  выбирает, в какой суд ему обратиться - по месту жительства или по месту нахождения административного органа. Заявление может быть подано как самим гражданином, так и по его просьбе надлежащим уполномоченным представителем, в том числе представителем общественной организации, трудового коллектива. 

Возбужденные на основании этой статьи дела суд рассматривает  в 10-дневный срок. Заявление (жалоба) рассматривается судом в коллегиальном  составе, однако с согласия заявителя  оно может быть рассмотрено судьей единолично. Неявка в судебное заседание по неуважительной причине заявителя, руководителя органа или должностного лица, чьи действия оспариваются, не препятствует судебному разбирательству. Однако суд может признать явку указанных лиц обязательной. В ходе разбирательства суд исследует документы, на основании которых было вынесено оспариваемое решение или совершено оспариваемое действие (бездействие), заслушивает объяснения заявителя и других участвующих в деле лиц, исследует необходимые документы и иные доказательства. В необходимых случаях заслушиваются свидетели. На субъектов, чьи действия оспариваются, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность оспариваемых действий (решений). Гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность оспариваемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. 

При удовлетворении заявления (жалобы) судья обязывает  соответствующее должностное лицо устранить допущенное нарушение  в месячный срок. В отношении государственных  служащих, чьи действия (решения) признаны незаконными, суд определяет меру ответственности, предусмотренную ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации", иными законодательными актами, вплоть до представления об увольнении. Убытки, моральный вред, нанесенные гражданину в результате признанных судом незаконными действий (решений), а также представления искаженной информации должны возмещаться в порядке, установленном ГК РФ. Данный вид административного судопроизводства носит универсальный характер. Универсальность его состоит в том, что если жалоба по административным делам не может быть рассмотрена в ином судебном порядке (в том числе в порядке производства об оспаривании нарушений избирательных прав и постановлений о наложении административных наказаний), то она разбирается в соответствии с Законом об обжаловании 1993 г. 

Производство по делам об оспаривании действий государственных  постановлений административных органов  и должностных лиц в связи  с наложением административных наказаний 

Порядок рассмотрения судом этих дел регулируется гл. 24 ГПК (ст. ст. 236-239). В ст. 236 ГПК устанавливается, что данные жалобы рассматриваются судом только в случаях, предусмотренных законом, т.е. в том числе и в случаях, предусмотренных ст. 30.1 КоАП РФ. 

КоАП предполагает альтернативную подведомственность этих дел в случае вынесения постановления должностным лицом и исключительно судебную подведомственность дел по постановлениям, вынесенным коллегиальными органами. Причем в случаях, если жалобы на постановления по делу об административном правонарушении поступили в суд и вышестоящему должностному лицу, то жалобы рассматривает суд. 

Жалоба (заявление) должна быть подана в течение 10 дней со дня  вынесения постановления о наложении  административного взыскания. Ст. 30.2 КоАП РФ устанавливает два порядка подачи жалобы. Во-первых, она может быть подана в административный орган или должностному лицу, которые вынесли постановление по делу об административном правонарушении. Этот орган или должностное лицо обязаны в течение трех суток направить жалобу со всеми материалами дела в соответствующий суд. Во-вторых, жалоба может быть подана непосредственно в суд. 

Жалоба оформляется  в соответствии со ст. ст. 126-127 ГПК  и не облагается госпошлиной. Ее подача в установленный срок приостанавливает исполнение постановления об административном наказании до рассмотрения дела. Судья выносит определение о приостановлении производства взыскания до вступления решения суда, вынесенного до вступления решения суда, вынесенного по жалобе, в законную силу (ст. 361 и 363 ГПК). Копия определения должна быть направлена должностному лицу или административному органу. 

Жалоба по делу о  наложении административного взыскания  подлежит рассмотрению в десятидневный  срок со дня ее поступления в суд  со всеми материалами дела. Рассмотрение жалобы производится судьей единолично. 

При ее разбирательстве  ст. 30.6 КоАП предусматривает следующий  порядок процессуальных действий:  

1) объявляется, кто  рассматривает жалобу, какая жалоба  подлежит рассмотрению, кем подана  жалоба;  

2) устанавливается явка физического лица или законного представителя физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу, а также явка вызванных для участия в рассмотрении жалобы лиц;  

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;  

4) выясняются причины  неявки участников производства  по делу и принимается решение  о рассмотрении жалобы в отсутствие  указанных лиц либо об отложении  рассмотрения жалобы;  

5) разъясняются права  и обязанности лиц, участвующих  в рассмотрении жалобы;  

6) разрешаются заявленные  отводы и ходатайства;  

7) оглашается жалоба  на постановление по делу об  административном правонарушении;  

8) проверяются на  основании имеющихся в деле  и дополнительно представленных  материалов законность и обоснованность  вынесенного постановления, в  частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом;  

9) в случае участия  прокурора в рассмотрении дела  заслушивается его заключение.  

При рассмотрении дела судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Он исследует обстоятельства, относящиеся как к административному правонарушению, так и к личности лица, его совершившего, и, в частности, выясняет:  

произведено ли административное взыскание на основании закона и управомоченным на то органом (должностным лицом);  

был ли соблюден установленный  порядок привлечения к административной ответственности;  

совершил ли заявитель  нарушение, за которое законом установлена  административная ответственность;  

виновен ли он в совершении этого нарушения и какова степень  его вины;  

соответствует ли наложенное взыскание тяжести совершенного административного правонарушения;  

учтены ли при  этом личность виновного, его семейное и имущественное положение;  

не истекли ли сроки давности для наложения  взыскания.  

Обязанность доказывания  возлагается на государственный  орган (должностное лицо): он должен обосновать правомерность привлечения  заявителя к административной ответственности  и адекватность наложенного взыскания. По итогам судебного разбирательства судья вправе: а) отменить наложенное взыскание; б) оставить жалобу без удовлетворения; в) снизить размер взыскания. Решение суда оглашается немедленно после его вынесения. 

Производство по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме 

Данное производство регламентируется гл. 23 ГПК (в ред. Закона от 7 июля 2000 г.). Статья 233 ГПК определяет подсудность этих дел общим судам  в соответствии со ст. 114 - 116 ГПК и  другими федеральными законами. 

В число заявителей по избирательным спорам включаются: избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения  и блоки, их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума, наблюдатели. 

Все эти субъекты вправе обратиться в суд, полагая, что решением или действием (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права и право на участие в референдуме. 

Статья 234 ГПК устанавливает  общее правило, согласно которому заявление  может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю  стало известно или должно было стать  известным о нарушении избирательного законодательства, законодательства о  референдуме или избирательных прав или прав на участие в референдуме. Это правило соответствует п.2 ст.5 Закона об обжаловании 1993 г. В то же время п.2 ст. 234 ГПК предусматривает возможность обращения в суд в срок до 10 дней с момента принятия избирательной комиссией, комиссией референдума решения о регистрации, отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов). Предусматриваются также сокращенные сроки рассмотрения данной категории дел. 

Во-первых, заявление  в связи с неправильностями в  списках избирателей (участников референдума) должно быть рассмотрено в трехдневный  срок со дня его подачи, но не позднее  дня голосования, а в день голосования - немедленно. 

Во-вторых, заявления, поданные в суд в ходе избирательной кампании или подготовки референдума, должны быть рассмотрены в пятидневный срок со дня их подачи, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а поступившие в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в заявлении, требуют дополнительной проверки, решение по заявлению принимается не позднее, чем в десятидневный срок. 

В-третьих, заявления  на решение избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня их подачи. 

В-четвертых, решение  по делу о расформировании избирательной  комиссии, комиссии референдума выносится  в течение четырнадцати дней со дня поступления заявления. 

Процессуальные особенности  рассмотрения дел об оспаривании  нормативных актов 

В качестве объекта  оспаривания в этих делах выступают  нормативные акты, проверка которых  на соответствие Конституции РФ и  закону не отнесена к ведению Конституционного Суда РФ и Арбитражного Суда. Конституционный Суд проверяет отнесенные в ст. 125 Конституции РФ к его компетенции акты исключительно на предмет их соответствия Конституции РФ, а не всем иным нормативным актам, имеющим большую юридическую силу. 

Компетенция общих  и арбитражных судов в связи  со спорами о законности нормативных  актов разграничивается в соответствии с выработанным судебной практикой  общим правилом: дела о признании  нормативных актов недействительными  рассматриваются судом общей юрисдикции, если закон не дает прямого указания на их подведомственность арбитражным судам. 

Подсудность споров о недействительности (незаконности) нормативных актов разграничивается между всеми звеньями судебной системы: районными судами, судами субъектов федерации и Верховным Судом РФ. В Верховном суде согласно ст. 116 ГПК оспариваются ненормативные акты Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и нормативные акты федеральных министерств и ведомств, касающиеся прав и свобод граждан. Вместе с тем ряд законов - в частности, ФКЗ "О Правительстве РФ" от 17 декабря 1997 г. (ст. 23), ФКЗ "О военных судах РФ" (ст. 9) - допускает возможность оспаривания нормативных актов Правительства и в судах общей юрисдикции. Суды субъектов РФ по первой инстанции рассматривают дела о законности нормативных актов государственных органов соответствующих субъектов Федерации. Районным судам подсудны все остальные дела, включая дела об оспаривании нормативных актов органов и должностных лиц местного самоуправления. 

Информация о работе Административная юстиция