Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Основаниями для
оспаривания нормативного акта в
суд являются:
1) несоответствие
закону;
2) нарушение этим
актом прав и законных
3) принятие акта
с нарушением компетенции и
установленного порядка;
4) несоответствие
акта закону по существу.
Требование о признании
нормативного акта недействительным может
сочетаться с другими мерами защиты,
например с требованием о возмещении
убытков, либо оно может носить самостоятельный
характер, если интерес субъекта права
сводится лишь к самой констатации недействительности
акта, препятствующего реализации права.
С заявлением о признании нормативного
акта недействительным в суд могут обратиться
юридические лица, государственные органы
и органы местного самоуправления, прокурор.
В судебной практике сложилось правило,
что сроков для оспаривания нормативных
актов не существует, поскольку отношения,
возникающие в связи с изданием нормативного
акта являются длящимися.
При рассмотрении споров
о законности нормативных актов
суд вызывает в судебное заседание
заявителя (гражданина, представителя
организации, прокурора), а также должностное
лицо или руководителя органа, издавших
оспариваемый акт, либо их представителя.
Дело, возбужденное по заявлению прокурора
в интересах конкретного лица, рассматривается
судом с обязательным участием этого лица.
Неявка участников процесса в судебное
заседание без уважительных причин не
является препятствием для рассмотрения
дела, но суд может признать явку этих
лиц обязательной. Спор рассматривается
в 10-дневный срок судом в коллегиальном
составе либо судьей единолично с согласия
лиц, участвующих в деле.
Суду нет необходимости
обязывать орган или
Признание нормативного
акта недействительным относится к
таким способам защиты прав и законных
интересов, применение которых позволяет
предупредить или пресечь нарушение
субъективных прав и восстановить уже
нарушенные в конкретном случае права
и законные интересы. Этот способ защиты
права необходимо отличать от неприменения
судом акта государственного органа или
органа местного самоуправления при рассмотрении
любого конкретного дела. Неприменение
правового акта судом относится к таким
способам, цель которых подтвердить (удостоверить)
защищаемое право либо прекратить (изменить)
обязанность. Суд во всех случаях не должен
применять незаконные акты любых государственных
органов и органов местного самоуправления,
в том числе и такие, признание которых
недействительными не относится к его
подсудности. Так, акты министерств и ведомств
не могут быть признаны недействующими
районным судом, однако последний не вправе
применять эти акты, если они противоречат
закону.
Административная
юрисдикция арбитражных судов
Арбитражные суды являются
специализированными
Арбитражно-процессуальный
кодекс (АПК) РФ 1995г. относит к подведомственности
арбитражных судов следующие
виды административно-экономических
споров или (по терминологии, принятой
данным кодексом) экономических споров,
вытекающих из административно-правовых
отношений:
о признании недействительными
(полностью или частично) ненормативных
актов государственных и иных
органов, не соответствующих законам
и иным нормативным правовым актам
и нарушающих права и законные
интересы организаций и граждан;
о признании не подлежащим
исполнению исполнительного или
иного документа, по которому взыскание
производится в бесспорном (безакцептном)
порядке;
об обжаловании
отказа в государственной регистрации
либо уклонения от регистрации в
установленный срок организации или гражданина
и в других случаях, когда такая регистрация
предусмотрена законом;
о взыскании с
организаций и граждан штрафов
государственными и иными органами,
осуществляющими контрольные
о возврате из бюджета
денежных средств, списанных органами,
осуществляющими контрольные
Параметры административной
юрисдикции арбитражного суда определяются
не только подведомственностью
Критерием разграничения
компетенции ВАС РФ и компетенции
арбитражных судов является родовая
подсудность дел, позволяющая методом
исключения установить подсудность
административных дел арбитражным
судам субъектов РФ. Эти суды рассматривают
в первой инстанции практически все
дела, возникающие из административно-правовых
отношений, за исключением тех, которые
отнесены к ведению ВАС РФ. При этом ВАС
РФ не может принять к своему производству
и разрешить дело, подсудное арбитражному
суду субъекта федерации. Арбитражные
суды субъектов федерации являются основным
звеном системы арбитражных судов, и в
их структуре также образуются судебные
коллегии и судебные составы по делам,
возникающим из административно-правовых
отношений. Третье звено в системе арбитражных
судов - федеральные арбитражные суды
округов, которые не вправе рассматривать
по первой инстанции никакие дела. Их назначение
- проверка в кассационной инстанции законности
решений арбитражных судов субъектов
РФ, принятых ими в первой и апелляционной
инстанциях, а также рассмотрение дел
по вновь открывшимся обстоятельствам.
В их структуре также действуют судебные
коллегии по административным делам, а
в рамках данной коллегии могут быть образованы
соответствующие судебные составы.
Для исков к государственным
органам и органам местного самоуправления,
вытекающих из административно-правовых
споров, установлена исключительная подсудность
(ч.3 ст.29 АПК). Они предъявляются не по месту
нахождения соответствующего органа,
а в арбитражный суд этого субъекта федерации.
В аналогичном порядке предъявляются
административные иски о признании недействительными
актов иных органов, расположенных на
территории другого субъекта РФ. Такой
иск подлежит рассмотрению в арбитражном
суде субъекта федерации, к которому относится
данный орган, а не по месту его фактического
нахождения.
Участники административного
судопроизводства в арбитражном
суде - это те субъекты, которые непосредственно
заинтересованы в исходе административного
дела. Они выступают в процессе
от своего имени и способны влиять
на его ход благодаря предоставленному
им комплексу процессуальных прав.
В состав участников
административного
суд (судьи), непосредственно
разрешающий конкретное административное
дело;
лица, участвующие в
деле (стороны, третьи лица - ст.32 АПК), защищающие
свои либо чужие права и законные интересы
и имеющие юридическую заинтересованность
в исходе дела;
представители, которые
обеспечивают лицам, участвующим в
деле, возможность их участия и
представляют их интересы;
иные участники
процесса, содействующие осуществлению
правосудия (свидетели, эксперты, переводчики
и т.д.).
В любом административно-правовом
споре, рассматриваемом арбитражными
судами, имеются как минимум две
стороны, одна из которых обязательно
представлена государственным и иным
органом. Эти органы могут выступать в
двух качествах: либо в качестве истца,
либо в качестве ответчика. В качестве
истца они участвуют процессе путем предъявления
иска в защиту государственных и общественных
интересов (ст.42 АПК), т.е. выступают от
своего имени в защиту прав других лиц.
Право на обращение
в арбитражный суд с исковым
заявлением в защиту интересов государства
и общества государственные и
иные органы имеют только в случаях,
предусмотренных законом. Так, антимонопольные
органы имеют право обращаться в суд с
исками по делам, связанным с нарушением
антимонопольного законодательства, с
признанием недействительными актов органов
управления (ст.12 Закона РФ "О конкуренции
и ограничении монополистической деятельности
на товарных рынках"). С исковым заявлением
могут обращаться также налоговые органы
(ст.104 Налогового кодекса), таможенные
органы (ст.367 Таможенного кодекса) и др.
Основанием вступления государственных
и иных органов в судебный процесс является
их заинтересованность в исходе дела,
вытекающая из возложенных в силу компетенции
обязанностей и властных полномочий.
Государственные органы,
защищая публичные интересы, участвуют
в деле в качестве стороны в
силу императивности их компетенции. Иными
словами, государственный орган не может
не осуществлять возложенные на него юридическими
нормами права и обязанности, поскольку
они даны ему не для обслуживания собственных
интересов, а для деятельности во благо
общества. Так, налоговый орган, выявив
налоговое правонарушение, не может не
привлечь нарушителя к ответственности,
т.е. обязан реализовать свои властные
полномочия. Однако орган не может взыскать
с него налоговую санкцию самостоятельно
(денежный штраф), ибо закон обязывает
сначала предложить налогоплательщику
добровольно уплатить соответствующую
сумму налоговой санкции с указанием срока
и порядка ее уплаты. Если нарушитель отказывается
в добровольном порядке уплатить штраф,
то налоговый орган в силу своей компетенции
обязан обратиться с иском в суд. В свою
очередь, налогоплательщик вправе (ст.
ст. 137 и 138 Налогового кодекса) оспорить
в суде решение о привлечении к налоговой
ответственности и требование об уплате
налоговой санкции, положенных в основу
предъявленного к нему иска. Отсутствие
такого искового заявления со стороны
нарушителя не дает налоговому органу
права произвести взыскание штрафа в бесспорном
порядке11.
Таким образом, предъявляя
иски в арбитражный суд, государственные
органы не только обязаны реализовать
возложенные на них полномочия, но
и должны действовать в пределах своей
компетенции.
В административном
судопроизводстве государственный
орган может выступать в роли
ответчика по спорам, предусмотренным
п. 8, 10, 11, 13 ч.2 ст.22 АПК. На практике иски
организаций, граждан-предпринимателей
к государственным органам сводятся чаще
всего к требованию признать недействительными
те или иные индивидуально-правовые акты
этих органов. В основании таких исков
лежат доказательства нарушения данными
органами законов или иных нормативных
актов посредством совершения неправомерных
действий или принятия неправомерных
индивидуально-правовых актов.
Государственные органы
могут выступать в качестве ответчиков
при предъявлении иска не только организациями
и гражданами-
Процессуальные особенности
разрешения административных споров в
арбитражных судах
В отличие от административного
судопроизводства в общих судах,
дела, возникающие из административно-правовых
отношений, разбираются в арбитражных
судах в порядке искового производства.
При данном процессуальном порядке
заявляемые требования рассматриваются
как административные иски12. Под административным
иском в этом случае понимается спорное
правовое требование одной стороны к другой,
вытекающее из публичного материально-правового
отношения, основанное на юридических
фактах и предъявляемое в арбитражный
суд для рассмотрения и разрешения в порядке
административного судопроизводства
в целях защиты нарушенного права.
Специфическими особенностями
искового административного