Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 21:40, контрольная работа
Понятие "административная юстиция" имеет два основных значения. В широком смысле под административной юстицией понимается деятельность как обычных судов, так и специальных административных судов и (коллегиальных) "квазисудебных" органов по разрешению административных споров, возникающих в связи с обжалованием частными лицами неправомерных действий и решений органов исполнительной власти, нарушающих их права, свободы и законные интересы. Административная юстиция в узком (собственном) смысле слова - это деятельность специальных административных судов по разрешению в особом процессуальном прядке споров, возникающих между частными лицами и публичной администрацией по поводу правомерности административных действий или решений.
Для обозначения
данной категории споров ныне используются
различные термины: административно-правовой
спор, спор о праве административном, административный
спор, управленческий спор, споры в сфере
управления (ст. 22 АПК 1992 г.) и т.д. В контексте
действующего ГПК РСФСР 1964 г. под такими
спорами следует понимать споры, возникающие
из административно-правовых отношений.
Однако этот термин носит весьма условный
характер, поскольку в предмет судебного
разбирательства по этим делам включаются
не только спорные административно-правовые,
но и иные публично-правовые отношения
(налоговые, таможенные, конституционно-правовые
и т.д.).
В теоретическом
плане понимание
К сторонникам формального
подхода относят обычно Г.Еллинека,
понимавшего под
Предметный подход
опирается на две основных предпосылки:
на различие между
частным и публичным правом;
на то, что органы
государственного управления применяют
в основном публичное, прежде всего
административное право.
Согласно этому
подходу административный спор отсутствует,
если органами исполнительной власти
применяется частное право, и может существовать
даже тогда, когда акт принят не органом
государственного управления, а иной организацией,
но этим актом применяются нормы административного
права, вследствие чего спор приобретает
административно-правовой характер. Отсюда
делается вывод, что спор считается административным,
если юридический вопрос, составляющий
существо спора, является вопросом административного
права2.
Административно-правовой
спор можно интерпретировать как
юридический конфликт, характеризующийся
такими чертами:
возникает из конфликтных
регулятивных правоотношений, имеющих
властную или договорную природу (при
нарушении административно-
имеет своим источником
противоречие, вызванное действительным
или предполагаемым неправомерным поведением
одной из сторон;
выражается в разногласиях
сторон по поводу административных прав
и обязанностей или/и законности
административных актов;
инициируется юридически
значимым заявлением, предусмотренным
соответствующими нормами права и оформляющим
правовое притязание;
имеет в качестве
легальной основы право на оспаривание
неправомерных действий, включающее
три правомочия:
право на защиту субъективных
прав от какого-либо незаконного посягательства
или ущемления;
право требовать
от государства, его органов соблюдать
и охранять гарантированные законом
права, свободы, интересы,
право прибегнуть к
принудительной силе государства для
защиты прав и законных интересов
от неправомерных действий (и решений)
субъектов административного правоотношения;
осуществляется в
рамках определенных правовых процедур;
разрешается компетентным
юрисдикционным органом путем признания
несоотвествующим закону правового
поведения сторон и восстановления
нарушенного права.
Таким образом, административный
спор - это разногласия, возникающие между
участниками управленческих правоотношений
в связи с нарушением, применением или
толкованием норм административного права.
Эти разногласия выражаются в расхождении,
несходстве правовых позиций участников
управленческого правоотношения по поводу
их административных прав и обязанностей
или/и законности правоприменительного
либо нормативного административного
акта. Эти разногласия связаны с тем, что
административными действиями или решениями
нарушены или предположительно нарушены
субъективные права и обязанности частных
лиц, либо с тем, что на них незаконно возложена
какая-либо юридическая обязанность, либо
они незаконно привлечены к какой-либо
юридической ответственности.
Содержание и виды
административных споров
Содержание административного
спора включает три основных элемента:
стороны (субъекты), предмет и основания.
Одной из сторон в
административном споре всегда выступает
носитель государственной публичной
власти (орган, должностное лицо). Между
ним и частным лицом регулятивные административно-правовые
отношения складываются на основе власти
и подчинения. Сторонами могут выступать
и два государственных органа, например,
в спорах по вопросам компетенции.
Предметом административного
спора являются субъективные права
и обязанности, относительно которых в
связи с принятым административным актом
возникли разногласия, а также вопрос
о законности самого административного
акта. Кроме того, в предмет административного
спора могут входить вопросы о нарушении
административным актом законных интересов.
Основание административного
спора - это фактическая сторона
правового конфликта, которая обозначает
различные по своему правовому действию
обстоятельства спорной ситуации.
Факты основания
можно условно подразделить на три
группы:
1) факты правовой
характеристики спорных
2) факты легитимации,
определяющие стороны как
3) факты правопрепятствования,
правонарушения, создающие "помехи"
реализации прав и законных интересов
граждан и нормальному функционированию
объективного правопорядка.
В основании спора
можно выделить две основные группы
нарушений административным органом
обязанности издавать правомерные акты.
Во-первых, это правонарушения,
связанные с ущемлением прав и
законных интересов граждан.
К ним можно отнести:
прямое нарушение
административными актами прав и
законных интересов граждан, охрана
которых гарантируется законом;
сужение (умаление) прав
и законных интересов граждан
при их конкретизации в нормативных
и индивидуальных актах по сравнению
с объемом, предоставленным законом;
отказ в предоставлении
или ненадлежащее предоставление административных
средств правовой охраны субъективного
права под предлогом отсутствия правовой
регламентации его реализации или защиты
и т.д.
Во-вторых, группа правонарушений,
которые связаны с нарушением
норм, устанавливающих компетенцию
административных органов, формы, процедуры
и цели административной деятельности.
К этой группе можно
отнести правонарушения, выражающиеся:
в несоответствии принятых
актов нормам действующего законодательства;
в принятии этих актов
неполномочным органом, т.е. вне уровня
предоставленной компетенции
нарушение процедуры
принятия акта;
несоответствие актов
цели закона и т.д.
Административные
споры могут быть классифицированы
по различным критериям. В основу
классификации может быть положен
критерий их принадлежности к определенным
сферам административной деятельности.
В этом случае можно выделить споры налоговые,
финансовые, таможенные, пенсионные и
т.д.
Административные
споры можно подразделить на имущественные
(например, налоговые) и неимущественные
(избирательные споры). В зависимости от
сущности, причин возникновения возможна
классификация этих споров на споры о
праве, связанные с реализацией и применением
норм административного права и споры
о факте (например, установлении юридических
фактов, касающихся публично-правового
статуса гражданина или организации).
Важное значение имеет деление административных
споров на споры в связи с сомнением в
правомерности односторонних административных
актов и споры, возникающие из административных
договоров. В зависимости от участников
административные споры можно подразделить
на споры между частными лицами и административными
органами и споры, где сторонами являются
государственные, муниципальные и иные
публичные органы и учреждения.
Рассмотрение административных
споров в судах общей юрисдикции
В настоящий момент
нормы, регулирующие производство в
судах общей юрисдикции по делам,
возникающим из административно-правовых
отношений, содержатся в следующих
нормативно-правовых актах:
Закон "Об обжаловании
в суд действий и решений, нарушающих
права и свободы граждан" 1993 г.;
Гражданский процессуальный
кодекс (нормы главы 23, главы 24, а
также главы 24-1, практически полностью
воспроизводящей нормы Закона об
обжаловании 1993 г.);
Закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и
права на участие в референдуме граждан
РФ" (ст. ст. 63-65);
Закон "О выборах
Президента РФ" (ст. 79-81) и др.
В соответствии с
действующим законодательством
общие суды рассматривают 4 основных
категории административных споров:
споры, возникающие
в связи с нарушением прав и свобод граждан
действиями и решениями государственной
администрации;
споры по поводу правомерности
(законности) наложения административных
наказаний;
споры, возникающие
из избирательных правоотношений;
споры по поводу законности
нормативных актов органов исполнительной
власти. Соответственно, в рамках административного
судопроизводства в общих судах можно
выделить четыре вида производств.
Производство по
делам об обжаловании в суд
действий и решений, нарушающих права
и свободы граждан
В соответствии с
Законом от 27 апреля 1993 г. возможно обжалование
любых актов (действий и решений)
государственных органов и
действий (решений),
проверка которых отнесена законом
к исключительной компетенции Конституционного
Суда РФ;
действий (решений),
в отношении которых
Конституционный Суд
(ст. 125 Конституции РФ) рассматривает
дела о соответствии Конституции
РФ:
федеральных законов;
нормативных актов
Президента РФ, Федерального Собрания,
Правительства РФ;
конституций, уставов
и иных нормативных актов субъектов
РФ, изданных по вопросам ведения органов
государственной власти РФ и совместного
ведения органов
Конституционные суды
субъектов РФ рассматривают дела
аналогично Конституционному Суду РФ
применительно к
Предметом оспаривания
в суде могут быть любые административные
действия, а также решения как
индивидуального, так и нормативного характера.
В качестве "действий" выступают
два вида мероприятий, осуществляемых
органами публичной администрации. Во-первых,
это мероприятия, которые связаны с фактическим
физическим воздействием на какие-либо
материальные объекты (перемещением, воспрепятствованием
перемещению, трансформацией, воспрепятствованием
трансформации, повреждением, уничтожением,
воспрепятствованием повреждению, уничтожению
таковых, опечатыванием таковых, иным
воспрепятствованием доступа к таковым
либо пользованию таковым). Во-вторых,
это мероприятия, связанные с воздействием
непосредственно на личность гражданина:
тело, сознание, психику.