Администативно-правовые отношения

Автор: K******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти);

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
2. Структура административно-правовых отношений
3. Юридические факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Административно-правовые отношения (понятие и виды).docx

— 54.02 Кб (Скачать)

5. В зависимости  от целей деятельности административно-правовые  отношения могут быть регулятивными  и охранительными (деликтные). Первые  регулируют права и обязанности  органов государственного управления, граждан и организаций, а вторые - порядок осуществления полномочий  конкретных органов. Хаманаева  Н.Ю. Административное право Российской  Федерации. М.: Юрист, 2004. С. 54.

6. По составу  участников правоотношения могут  быть внутриаппаратными и внеаппаратными. Во внутрипартийных административных  правоотношениях обязательный субъект  (носитель административной власти, звено аппарата) вступает в отношения  с другими звеньями аппарата (органами, служащими и др.). Во внеаппаратных  административных правоотношениях  обязательный субъект взаимодействует  с гражданами, негосударственными  организациями, государственными  предприятиями, учреждениями. Козлов  Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 26.

В данном вопросе  мы рассмотрели понятие административных правоотношений и классификацию  их видов по различным критериям: 1) по основаниям возникновения; 2) в  зависимости от назначения административно-правовых норм; 3) по структуре объекта; 4) по соотношению  прав и обязанностей сторон; 5) в зависимости  от целей деятельности; 6) по составу  участников. Соответственно: возникающие, изменяющиеся прекращающиеся; материальные и процессуальные; простые и сложные; вертикальные и горизонтальные; регулятивными  и охранительными; внутриаппаратными  и внеаппаратными.

2. Основные черты  административно-правовых  отношений. Их  соотношение с  другими правоотношениями

На особенности  административных правоотношений оказывают  определяющее влияние: сфера их возникновения (механизм функционирования исполнительной власти); специфика административно-правового  регулирования (императивность и односторонность  волеизъявлений субъектов управления); содержание административно-правовых норм, то есть их юридической базы.

Особенности административно-правовых отношений и их реальное место  в системе правоотношений могут  быть выражены следующими положениями.

1. Широко распространено  мнение, что административно-правовые  отношения в отличие от иных (прежде всего -- гражданско-правовых) являются властеотношениями, построенными  на началах "власть -- подчинение". Для подобной их оценки имеются  определенные основания, однако  буквальное истолкование формулы  "властеотношения" требует  многих уточнений, разъяснений  и дополнений.

В юридической  теории и практике сложилось устойчивое представление о властеотношениях, в которых отсутствует юридическое  равенство сторон. Классическим примером отношений равенства сторон являются гражданско-правовые отношения.

2. Природа государственно-управленческой  деятельности диктует необходимость  выделения субъекта управления, то есть той стороны регулируемых  административным правом управленческих  отношений, в руках которой  концентрируется власть. В силу  этого всегда налицо определенный  приоритет воли такого субъекта (единая управляющая воля). Соответственно  его сознательно-волевые проявления (волеизъявления) направлены на упорядочение  поведения объекта управления. Практическое  выражение такой направленности  обычно характеризуется как "команда"; это -- мостик к формуле "власть -- подчинение".

Управление всегда предполагает подчинение воли участников совместной деятельности единой управляющей  воле; в управленческих отношениях -- налицо соподчииенностъ воль. Соответственно, с одной стороны -- авторитет, господствующая воля субъекта управления, с другой -- подчинение ей воли всех иных участников управленческих отношений. Таково соотношение сторон в регулируемых административным правом управленческих связях различного рода. Отсюда и властный характер этих отношений, причем власть является средством волевого регулирования управленческих процессов и поведения их участников. Тем самым индивидуальное поведение координируется и подчиняется общим интересам совместной деятельности. Достигается это властным волеизъявлением соответствующего субъекта управления, выраженным либо в административно-правовых нормах, либо в индивидуальных актах управления. Это и есть наиболее емкое выражение регулирования поведения управляемых через их волю, их волевое, а не организационное подчинение общим интересам, выражаемым субъектом управления. Таково по существу содержание руководства поведением людей, свойственное управлению.

3. Сфера государственного  управления -- управляемая сфера.  В силу этого в административно-правовых  отношениях всегда находят свое  выражение все основные качества, присущие государственно-управленческой  деятельности, а также интересы, выражаемые в процессе практического  осуществления этого вида государственной  деятельности. Фактически все, что  специфично для исполнительной  власти и ее реализации, непременно  находит, хотя и в различных  вариациях, непосредственное проявление  в этих правоотношениях. Это  очевидно, так как речь идет  не об обеспечении должной  согласованности поведения людей  и их объединений в любой  общности людей (например, семья,  общественное движение и т.  п.), а о государственном характере  подобной согласованности. Поэтому  в административно-правовых отношениях  всегда в той или иной форме,  в том или ином объеме должен  найти свое выражение публично-правовой, то есть государственный интерес.  Административно-правовые отношения  прямо связаны с обеспечением  управленческих целей и интересов  государства.

4. Сфера государственного  управления есть та область  деятельности государства, в которой  действуют особого рода субъекты. Обобщенно их именуют либо  органами государственного управления, либо органами исполнительной  власти. Это значит, что в административно-правовых отношениях опосредуется само государственное управление, то есть компетенция соответствующих субъектов этого вида государственной деятельности. Она не поглощается исключительно взаимодействием разноуровневых субъектов такого рода (например, отношениями между вышестоящими и нижестоящими исполнительными органами). Управленческая компетенция реализуется в отношениях со всеми возможными сторонами, чья практическая деятельность или же чьи конкретные интересы связываются с механизмом исполнительной власти, то есть с процессом реализации компетенции ее субъектов.

5. Административно-правовые  отношения по своей сути являются  особой разновидностью организационных  отношений. Характерно, что они  преследуют цель не только  организации собственной работы  аппарата управления, но и охватывают  различного рода организационные  аспекты, выходящие за рамки  "самоорганизации". Например, в  структурном смысле -- это образование  различного рода управленческих  структур, регистрация возникающих  негосударственных образований  и т. п. В функциональном  смысле -- это повседневное регулирующее  воздействие на поведение всех, кто соприкасается со сферой  государственного управления, и  т. п. Главное при этом состоит  в том, что административно-правовые  отношения, будучи по своей  сути организационными, непосредственно  связаны с деятельностью специальных  субъектов -- органов государственного  управления и возникают на  основе специфических правовых  норм, а именно -- административно-правовых.

6. Административно-правовые  отношения возникают по инициативе  любой из сторон. Однако согласие  или желание второй стороны  не является во всех случаях  обязательным условием их возникновения.  Они могут возникать и вопреки желанию второй стороны или ее согласию. Этот признак в наибольшей степени отличает их от гражданско-правовых отношений.

7. Между сторонами  административно-правовых отношений  возможны споры. Так, гражданин может быть не согласен с правомерностью предпринятых в его адрес действий исполнительного органа (должностного лица).

Это его несогласие, не влияющее на возникновение правоотношения, тем не менее, вызывает определенные юридические последствия: гражданин  вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор.

8. Для гражданско-правовых  отношений характерна ответственность  одной стороны перед другой. Административным  правом установлен иной порядок  ответственности сторон административно-правовых  отношений в случае нарушения  ими требований административно-правовых  норм. В этом случае ответственность  одной стороны наступает не  перед второй стороной правоотношения, а непосредственно перед государством  в лице его соответствующего  органа (должностного лица). Объясняется  это тем, что речь идет фактически  о нарушении публично-правовых  интересов в сфере исполнительной  власти. Именно поэтому исполнительные  органы (должностные лица) наделяются  полномочиями по самостоятельному  воздействию на нарушителей требований  административно-правовых норм (дисциплинарная, административная ответственность). Сами субъекты управления также  отвечают за нарушение аналогичных  требований (например, дисциплинарная  ответственность работника аппарата  федеральных органов исполнительной  власти перед Президентом или  Правительством РФ). Алехин А.П., Кармолицкий  А.А., Козлов Ю.М. Административное  право России: Учебник. - М.: Издательство  «Зерцало», 2007. С. 51-59.

Любая отрасль  российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные  нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование  гражданских правоотношений (имущественных  и связанных с ним личных неимущественных  прав), уголовному праву - регулирование  правоотношений связанных с преступлением  и наказанием. Коренев А.П., Богатов  Д.Ф. Административное право. М.: Волтерс  Клувер, 2004. С. 37.

В отличие от гражданско-правового отношения  в административно-правовом отношении  одной из сторон является субъект, обладающий определенными государственно-властными  полномочиями. В юридической литературе такие отношения рассматриваются  как отношения власти и подчинения, если имеются так называемые связи  между сторонами отношения. Например, когда орган государственного или  местного самоуправления, реализуя свою компетенцию, рассматривает заявление  или жалобу гражданина либо возлагает  на гражданина определенную обязанность. Вертикальные административно-правовые отношения могут возникать между  вышестоящими и нижестоящими органами исполнительной власти, например, между  федеральным министерством и  его территориальным органом, между  государственным инспектором РФ и подчиненным ему аппаратом  или нижестоящим государственным  инспектором.

Административно-правовые отношения и их реальное место  в системе правоотношений могут  быть выражены следующими положениями: 1. административно-правовые отношения - это властеотношения; 2. выделение  субъекта управления в административных правоотношениях; 3. сфера государственного управления -- управляемая сфера; 4. сфера  государственного управления есть та область деятельности государства, в которой действуют особого  рода субъекты; 5. административно-правовые отношения по своей сути являются особой разновидностью организационных  отношений; 6. административно-правовые отношения возникают по инициативе любой из сторон; 7. возникновение  споров между сторонами административно-правовых отношений; 8. порядок ответственности  сторон административно-правовых отношений  в случае нарушения ими требований административно-правовых норм.

3. Основания возникновения,  изменения, прекращения  административно-правовых  отношений

Административные  правоотношения возникают, изменяются и прекращаются:

1. при реализации  гражданами и их организациями  предоставленных им конституционных  прав и обязанностей в сфере  государственного управления;

2. при реализации  субъекта публичной администрации  (органами исполнительной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами этих органов)  установленных законодательством  РФ функций и полномочий в  сфере государственного управления;

3. при возникновении  административно-правовых споров, гражданин,  их организации с органами, осуществляющими  функции государственного управления, и их должностными лицами, в  том числе споров, связанных с  нарушением прав, свобод и законных  интересов физических и юридических  лиц;

4. при нарушении  физическими и юридическими лицами  установленных законом или иными  нормативно-правовыми актами правил  и требований, влекущих применение  мер административного принуждения,  в том числе мер административной  ответственности.

Для возникновения, изменения или прекращения конкретного  административного правоотношения необходим еще и юридический  факт, т.е., фактическое обстоятельство (действие, событие), с которым правовая норма связывает наличие того или иного правоотношения.

Информация о работе Администативно-правовые отношения