Федеральное
агентство по образованию
Волжский
Гуманитарный институт
(филиал)
Волгоградского
государственного университета
Реферат
на тему
Административно-правовые
отношения (понятие и виды)
Выполнила:
Пронекина Яна
Волжский,
2010
Содержание
Введение
1. Понятие и
особенности административно-правовых
отношений
2. Структура
административно-правовых отношений
3. Юридические
факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых
отношений
Заключение
Список литературы
Введение
Административно-правовые
отношения, как и все остальные
виды правоотношений в различных
отраслях права, являются важнейшим
базисом. В общей характеристике
административно-правовых отношений
следует отметить некоторые стороны,
которые могут быть основой для
отграничения административно-правовых
отношений от других видов правоотношений.
Они весьма существенны, потому что
на природу административно-правовых
отношений оказывают определяющее
влияние: сфера их появления (механизм
функционирования исполнительной власти);
специфика административно-правового
регулирования (императивность и односторонность
действий субъектов управления); содержание
административно-правовых норм, т.е. их
юридической базы. Приоритетными
являются предмет и метод административного
права, которые определяют необходимую
основу для проведения видовых отличий
между правовыми отношениями. Исходя
из всего вышеуказанного, целью данной
работы является изучение вопроса об
административно-правовых отношениях,
выделение их особенностей, отличий
от других правовых отношений, и, наконец,
необходимо обозначить роль административно-правовых
отношений в социальной жизни и в функционировании
государства как звена в механизме правового
регулирования. Важно также проанализировать
критерии классификации и виды административно-правовых
отношений.
Административное
право - это свободная область
правовой системы Российской Федерации.
Области права различаются между
собой по предмету и методу правового
регулирования. Именно предмет административного
права составляют те отношения, о
которых далее пойдет речь.
1.
Понятие и особенности
административно-правовых
отношений
Административно-правовые
отношения представляют собой разновидность
правовых отношений, отличающихся по характеру,
юридическому содержанию, по их участникам.
Они обладают всеми основными
признаками любого правового отношения:
- первичность
правовых норм, вследствие чего
правоотношение есть результат
регулирующего воздействия на
данное общественное отношение
данной правовой нормы, придающего
ему юридическую форму;
- регламентация
правовой нормой действий (поведения)
сторон этого отношения; корреспонденция
взаимных обязанностей и прав
сторон правоотношения, определяемая
правовой нормой;
- установление
их юридической ответственности
за несоответствующее требованиям
правовой нормы поведение.
Соответственно,
административно-правовое отношение -
урегулированное административно-правовой
нормой управленческое общественное отношение,
в котором стороны выступают
как носители взаимных обязанностей
и прав, установленных и гарантированных
административно-правовой нормой. Бородин
С. С., Громыко С. С. Административное
право: Курс лекций. Общая и Особенная
часть. - СПб.: ГУАП, 2007. - с. 27. Существуют
две концепции признаков административно-правовых
отношений. Согласно одной из концепций
административно-правовые отношения:
1) возникают
в процессе государственного
управления;
2) имеют в
качестве обязательного субъекта
орган государственного управления
(органа исполнительной власти);
3) являются отношениями
власти-подчинения и характеризуются
юридическим неравенством сторон.
Вторая концепция
административно-правовых отношений:
1) возникают
в сфере государственного управления;
2) могут иметь
место между всеми субъектами
административного права в любом
их сочетании;
3) делятся по
соотношению прав и обязанностей
участников на две группы: отношения
власти-подчинения и отношения
равноправия.
Несмотря на
некоторые различия в понимании
сущности административно-правовых отношений,
можно отметить общий недостаток,
свойственный обеим концепциям: в
них ничего не говорится о таком
фундаментальном признаке этих отношений,
как важность установления гарантии
судебной защиты прав и интересов
граждан по отношению к управлению.
Этот недостаток вытекает в отсутствие
правового режима административно-правовых
отношений, отсутствие режима обеспечения
правовой защиты граждан по отношению
к управлению (исполнительной власти).
Бахрах Д.Н. Важные вопросы науки административного
права // Государство и право, 1993, № 2, с.
38.
Особенности административно-правовых
отношений состоят в следующем:
1. Широко распространено
мнение, что административно-правовые
отношения в отличие от всех
других (особенно - гражданско-правовых)
являются властеотношениями, построенными
на началах «власть - подчинение».
Именно этот их признак является
главным, поскольку предопределен
важнейшими приоритетами государственно-управленческой
деятельности;
2. Сущность государственно-управленческой
деятельности, как и любого другого
вида социального управления, определяет
необходимость выделения субъекта
управления, т. е. той стороны
регулируемых административным
правом управленческих отношений,
в руках которой концентрируется
власть. В силу этого определенный
приоритет воли такого субъекта
(единая управляющая воля) всегда
налицо. Поэтому его сознательно-волевые
проявления (волеизъявления) направлены
на упорядочение поведения объекта
управления. Практическое выражение
такой направленности обычно
характеризуется как «команда»;
это - переходный мостик к формуле
«власть - подчинение»;
3. Административные
правоотношения, как и все другие
правоотношения, имеют свой объект.
Его понимание связано с сущностными
чертами государственно-управленческой
деятельности, всегда предполагающими
соподчиненность воль. Воля всех
участников регулируемых управленческих
отношений подчинена единой управляющей
воле. Так образуется властный
характер этих отношений, а
власть (авторитет) является средством
волевого регулирования управленческих
процессов. Но в этих процессах
принимают участие люди, наделенные
волей и сознанием; они совершают
определенные, предписанные административно-правовыми
нормами действия или воздерживаются
от них. Соответственно объектом
административно-правового отношения
являются воля, сознание и опосредованное
ими поведение (действия) управляемых
в сфере реализации исполнительной
власти;
4. Административно-правовые
отношения (по своей сути управленческие)
имеют широкую сферу для своего
возникновения, изменения или
прекращения. Это - сфера государственного
управления - понятие, границы которого
в течение всей истории определялись
объемом и направленностью практической
деятельности по реализации исполнительной
власти. Сфера государственного
управления охватывает все основные
направления экономической, социально-культурной
и административно-политической
работы, в которой задействованы
огромное количество различного
рода производственных и непроизводственных,
государственных и негосударственных
коллективов, тысячи граждан;
5. Сфера государственного
управления - поле практической деятельности
исполнительных органов и должностных
лиц, действующих от имени этих
органов. Из этого утверждения
можно сделать вывод, что в
границах названной сферы нередко
возникают правоотношения иного
рода (например, финансово-правовые, земельно-правовые,
природоохранные, предпринимательские
и даже гражданско-правовые). Это давно
подтвердила практика.
Итак, административным
правоотношениям свойственна предусматриваемая
действующим правом возможность
выступать в роли одного из элементов
общего механизма правового регулирования
или юридического (административно-правового)
опосредования общественных отношений,
относящихся к предмету других отраслей
российского права;
6. Сфера государственного
управления является той областью
деятельности государства, в которой
действуют особого рода субъекты.
Обобщенно их называют или
органами государственного управления,
или органами исполнительной
власти. Таким образом, в административно-правовых
отношениях опосредуется само
государственное управление, т.е.
компетенция соответствующих субъектов
этого вида государственной деятельности.
Она не ограничивается только
взаимодействием разноуровневых
субъектов такого рода (например,
отношениями между вышестоящими
и нижестоящими исполнительными
органами). Управленческая компетенция
реализуется в отношениях со
всеми возможными сторонами, чья
практическая деятельность или
же чьи конкретные интересы
связываются с механизмом исполнительной
власти, т.е. с процессом реализации
компетенции ее субъектов;
Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.
Административное право. Учебник. 2-е изд.,
изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 109-111.
7. Для возникновения
административно-правовых отношений
необходимы особые условия, которые:
- возникают непосредственно
в связи с практической деятельностью
исполнительных органов по реализации
возложенных на них исполнительно-распорядительных
функций. Например, заключение имущественных
сделок не является проявлением
исполнительной власти, а потому,
совершая подобного рода действия,
исполнительный орган не выступает
в роли субъекта управления. Механизм
реализации исполнительной власти
не находит своего выражения
в этих действиях;
- возникают также
непосредственно по поводу осуществления
исполнительными органами не
любых функций, а только управленческих.
Имеется в виду практическая
реализация принадлежащих им
юридически властных полномочий.
Без них исполнительный орган
не может выступать в роли
субъекта исполнительной власти;
8. Административно-правовые
отношения по своей сути являются
организационными. Они имеют прямую
связь с реализацией функций
исполнительной власти, которые
по своему содержанию направлены
на организацию процесса правоисполнения.
Административно-правовые отношения
несут на себе организационную
нагрузку в двух основных аспектах:
- «самоорганизация»
- организация собственной работы
всего исполнительного аппарата,
осуществляемая в рамках административно-правовых
отношений между разными звеньями
системы исполнительных органов;
- организация,
выходящая за рамки ее первого
варианта и реализуемая в административно-правовых
отношениях с участием иных
коллективов и людей, соприкасающихся
со сферой государственного управления.
По этим основным
направлениям через административно-правовые
отношения исполнительная власть может
оказывать повседневное регулирующее
и организующее воздействие на поведение
управляемых;
9. Административно-правовые
отношения «не закрыты» для
кого-либо из возможных участников
правовых отношений.. Наличие правомочий,
представляемых административно-правовой
нормой, либо возложение ею определенных
обязанностей - единственное условие,
при соблюдении которого каждый,
кто функционирует в сфере
государственного управления или
заинтересован в ее нормальном
функционировании, может быть инициатором
их возникновения либо прекращения.
Таким образом, административно-правовые
отношения могут возникать по
инициативе любой из сторон: исполнительных
органов и их должностных лиц,
государственных коллективов, граждан.
Все же согласие
или желание второй стороны не
является во всех случаях обязательным
условием их возникновения. Административно-правовые
отношения могут возникать и
вопреки желанию второй стороны
или ее согласию. Этот признак в
наибольшей степени отличает их от
гражданско-правовых отношений;
10. Между сторонами
административно-правовых отношений
возможны споры. Так, гражданин
может быть не согласен с
правомерностью принятых в его
адрес действий исполнительного
органа (должностного лица).