Администативно-правовые отношения

Автор: K******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти);

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
2. Структура административно-правовых отношений
3. Юридические факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Административно-правовые отношения (понятие и виды).docx

— 54.02 Кб (Скачать)

Это его несогласие, хоть и не влияет на возникновение  правоотношения, вызывает определенные юридические последствия: гражданин  вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. Для разрешения гражданско-правовых споров установлен специальный процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных  административно-правовых споров. Обычно такого рода споры разрешаются во внесудебном порядке. Но нередко  законодательство предусматривает  судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В настоящее  время наблюдается тенденция  расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом;

11. Для гражданско-правовых  отношений характерна ответственность  одной стороны перед другой. Административным  правом установлен иной порядок  ответственности сторон административно-правовых  отношений в случае несоблюдения  ими требований административно-правовых  норм. В этом случае ответственность  одной стороны наступает непосредственно  перед государством в лице  его соответствующего органа (должностного  лица). ?????????? ?. ?. ???????????????? ?????. ???????. - ??????-??-????: ??????, 2005. - ?. 123-126.

Возможна и  ответственность одной стороны  административно-правового отношения  перед другой, но в ограниченных случаях и пределах.

2. Структура административного  правоотношения

Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические  факты.

Субъектом административно  правового отношения является тот, кто наделен административными  правами и обязанностями:

- граждане России;

- иностранные  граждане и лица без гражданства;

- государственные  органы, предприятия, учреждения, организации;

- служащие государственных  органов и организаций;

- представители  общественных объединений;

- органы местного  самоуправления

Различают следующие  виды субъектов административного  права - индивидуальные и коллективные субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане, иностранцы, лица без гражданства, а  также лица, хотя и имеющие специальный  административно-правовой статус, но участвующие  в административных правоотношениях  в качестве индивидуума (например, вынужденный  переселенец, беженец, военнообязанный, студент). Коллективными субъектами административных правоотношений считаются  организованные, обособленные, самоуправляемые  группы людей, которые имеют право  выступать в отношениях с другими  субъектами в качестве единого целого публично-правового образования (объединения, организации, коллективы, предприятия  и их подразделения, управленческие органы). Солдатов А. П., Мельников В. А. Административное право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006. - с. 26. Определяющим признаком субъектов  административно-правовых отношений  является наличие у них материального  или процессуального административно-правового  статуса (прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности). В данном случае речь идет о двух таких категориях:

1) административная  правоспособность - способность иметь  установленные в административно-правовых  нормах права и обязанности  (право на имя, право на благоприятную  окружающую среду, право на  медицинскую помощь и т.д.);

2) административная  дееспособность - способность лица  приобретать и осуществлять права,  исполнять обязанности, соблюдать  ограничения и запреты, установленные  нормативными правовыми актами, нести ответственность за нарушение  административно-правовых правил (право  на судебную защиту от действий  и решений административных органов,  право на пользование услугами  адвоката в производстве по  делу об административном правонарушении).

Административная  правосубъектность у граждан  России возникает с момента рождения, а у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и других юридических  лиц - с момента их регистрации  в установленном порядке. Административная правосубъектность у государственных  служащих наступает с момента  зачисления их на должность. Общим объектом регулирования административно  правовых норм, как и иных правовых норм, являются общественные отношения, а непосредственным объектом - поведение  субъектов, действия сторон. В каждом конкретном административно правовом отношении его стороны осуществляют предоставленные им права и возложенные  на них обязанности, которые связаны  с объектом правоотношения. Таким  образом, объектом правоотношения являются действия сторон, а вещи, продукты творческой деятельности и личные нематериальные блага (честь, достоинство) - его предметом. Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов  административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия. Объекты правоотношения подразделяются на непосредственные и отдаленные (вторичные). Непосредственным объектом административных правоотношений (равно как и других видов правоотношений) является поведение человека, его действия, деяния. А через управляемые действия (поведение, деяния) оказывается опосредованное воздействие (влияние) как на предметы материального мира, так и на продукты духовного творчества. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное право: Курс лекций. Общая и Особенная часть. - СПб.: ГУАП, 2007. - с. 27-28.

Административно-правовые отношения возникают при наличии  условий, предусмотренных административно-правовыми  нормами. Это - юридические факты - обстоятельства, при которых в соответствии с  требованиями данной нормы между  сторонами должны возникнуть конкретные правоотношения. В качестве юридических  фактов выступают действия или события.

3. Юридические факты  в административном  праве

Юридические факты  являются основаниями возникновения, изменения или прекращения административно  правовых отношений. Они подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правомерные действия всегда соответствуют требованиям  административно-правовых норм. В качестве юридических фактов выступают правомерные  действия граждан и других возможных  участников административно-правовых отношений. Например, подача гражданином  жалобы влечет за собой возникновение  конкретного административного  правоотношения между ним и исполнительным органом (должностным лицом), которому жалоба адресуется. Особенностью юридических  фактов по административному праву  является то, что основным видом  правомерных действий служат правовые акты субъектов исполнительной власти, имеющие индивидуальный, т.е. относящийся  к конкретному адресату и делу, характер. Прямое их юридическое последствие - возникновение, изменение или прекращение  административно-правового отношения. Неправомерные действия нарушают требования административно-правовых норм.

Это - дисциплинарные и административные проступки как  наиболее характерные для сферы  государственного управления. Они влекут за собой юрисдикционные правоотношения. К числу неправомерных относится  также бездействие (непринятие службой  внутренних дел необходимых мер  по обеспечению общественного порядка). Административно правовые отношения  могут возникать не только в результате действий людей, т.е. их волеизъявления, но и при наступлении определенных событий, имеющих юридическое значение (рождение, смерть, чрезвычайная ситуация и др.) В этих случаях возникновение  административно правовых отношений  не зависит или не всегда зависит  от воли людей. ???????????????? ?????. ??????? / ??? ???. ?. ?. ??????. 2-? ???., ???????. ? ???. - ?.: ??????, 2005. - ?. 42-43.

4. Виды административно-правовых  отношений

Виды административно  правовых отношений различаются  по содержанию, соотношению прав и  обязанностей их участников, характеру  порождающих юридических фактов, способу защиты. По своему содержанию административно правовые отношения делятся на материальные и процессуальные. К материальным административно правовым отношениям относятся общественные отношения, возникающие в сфере управления, регулируемые материальными нормами административного права, закрепляющие полномочия органа исполнительной власти, или права и обязанности граждан. Административно процессуальные отношения - это отношения, которые складываются в связи с разрешением индивидуально конкретных дел и регулируются административно процессуальными нормами. По характеру юридических фактов, порождающих административно правовые отношения, эти правоотношения делятся на отношения, порожденные правомерными и неправомерными фактами. По способу защиты можно выделить отношения, защищаемые в административном и в судебном порядке. Административно-правовым правоотношениям присуще широкое разнообразие в зависимости от характера и видов управленческой деятельности, ее участников, от того, какие функции государственного управления реализуются, от поставленных перед органами исполнительной власти (местной администрацией) целей и т.д. По целям административно-правовые отношения подразделяются на охранительные (в том числе деликтные) и регулятивные, что соответственно сказывается на применении различных методов и форм управленческой деятельности. По составу участников административно-правовые отношения можно разграничить на отношения, участники которых принадлежат к государственному аппарату (государственные органы и их должностные лица), отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и государственными предприятиями, учреждениями, организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и общественными организациями, трудовыми коллективами, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, отношения между органами исполнительной власти (местной администрацией) и гражданами.

По направлению  деятельности выделяются:

- административно-правовые  отношения органов исполнительной  власти (местной администрации) общей  компетенции, т.е. по всем вопросам  жизнедеятельности на соответствующей  территории (Правительство РФ; правительства  республик - субъектов РФ; правительства  (администрации) краев,, областей, автономных  образований; городская, районная, сельская администрация);

- административно-правовые  отношения исполнительной власти  отраслевой компетенции в отношении  субъектов управления, находящихся  в их ведении;

- административно-правовые  отношения органов межотраслевой  компетенции надведомственного  характера по решению специальных  вопросов, осуществлению контрольно-надзорных  и координационных полномочий;

- административно-правовые  внутриорганизационные отношения,  затрагивающие деятельность аппарата  данного органа и учреждений, предприятий, находящихся в его  непосредственном подчинении.

Выделяются также  субординационные, координационные  и реординационные отношения. Субординационные отношения базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению  к другим участниками отношений (например, отношения в системе  государственной службы, складывающиеся между должностными лицами). Координационные  правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами. Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления). Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 113-116. Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям. Существуют следующие две группы административно-правовых отношений:

1) отношения,  непосредственно выражающие основную  формулу управляющего воздействия  («субъект - объект»), в которой отчетливо  проявляется властная природа  государственно-управленческой деятельности. Это - собственно властеотношения;

2) отношения,  складывающиеся за рамками непосредственного  управляющего воздействия на  тот или иной объект, но органически  связанные с его осуществлением.

Названные группы административно-правовых отношений  характеризуются как основные и  неосновные управленческие связи.

Первая группа административно-правовых отношений  характеризуется в качестве основной, так как в данном случае правоотношения в максимальной степени причастны  к упорядочивающему воздействию  на социальные связи, т.е. к основному  функциональному назначению управления. Они отчетливо выражают присущую управлению авторитарность, т.е. приоритет  воли субъекта управления. Здесь основная формула управляющего воздействия - «субъект - объект». Это, прежде всего, отношения между вышестоящими и  нижестоящими звеньями механизма реализации исполнительной власти, между руководителями и подчиненными им по службе административно-управленческими  работниками, между исполнительными  органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности, и т.п. При характеристике второй группы отношений главное  внимание акцентируется на том, что  они не имеют своим прямым назначением  непосредственное управляющее воздействие  субъекта на управляемый объект. Это, например, отношения между двумя  сторонами, функционирующими в сфере  государственного управления, но не связанными между собой соподчиненностью (например, отношения типа «субъект - субъект»). Такого рода отношения весьма разнообразны и необходимы для создания нормальных условий реализации исполнительной власти. Но они имеют вспомогательное  значение по сравнению с отношениями  первой группы. Фактически они служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений.

Можно выделить также:

1) внутриорганизационные  административно-правовые отношения,  возникающие в рамках внутренней  деятельности органов управления (решение структурных и кадровых  вопросов, распределение обязанностей работников управленческого аппарата, определение их ответственности и т.п.);

2) внешние административно-правовые  отношения, возникающие в рамках  внешней сферы управления, т.е.  непосредственно в процессе реализации  функций управления применительно  к управляемым объектам.

Информация о работе Администативно-правовые отношения