Автор: K******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа
Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти);
Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
2. Структура административно-правовых отношений
3. Юридические факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы
Это его несогласие, хоть и не влияет на возникновение правоотношения, вызывает определенные юридические последствия: гражданин вправе оспаривать указанные действия. Так возникает конкретный административно-правовой спор. Для разрешения гражданско-правовых споров установлен специальный процессуальный порядок (исковое производство). Он установлен и для разрешения возможных административно-правовых споров. Обычно такого рода споры разрешаются во внесудебном порядке. Но нередко законодательство предусматривает судебный порядок разрешения административно-правовых споров либо в качестве самостоятельного, либо альтернативного. В настоящее время наблюдается тенденция расширения круга административно-правовых споров, разрешаемых судом;
11. Для гражданско-правовых
отношений характерна
Возможна и
ответственность одной стороны
административно-правового
2. Структура административного правоотношения
Административно правовые отношения, как и другие правоотношения, имеют свою структуру (элементы): субъекты, объекты и юридические факты.
Субъектом административно правового отношения является тот, кто наделен административными правами и обязанностями:
- граждане России;
- иностранные
граждане и лица без
- государственные органы, предприятия, учреждения, организации;
- служащие государственных органов и организаций;
- представители общественных объединений;
- органы местного самоуправления
Различают следующие
виды субъектов административного
права - индивидуальные и коллективные
субъекты. Индивидуальные субъекты: граждане,
иностранцы, лица без гражданства, а
также лица, хотя и имеющие специальный
административно-правовой статус, но участвующие
в административных правоотношениях
в качестве индивидуума (например, вынужденный
переселенец, беженец, военнообязанный,
студент). Коллективными субъектами
административных правоотношений считаются
организованные, обособленные, самоуправляемые
группы людей, которые имеют право
выступать в отношениях с другими
субъектами в качестве единого целого
публично-правового образования (объединения,
организации, коллективы, предприятия
и их подразделения, управленческие
органы). Солдатов А. П., Мельников В.
А. Административное право Российской
Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис,
2006. - с. 26. Определяющим признаком субъектов
административно-правовых отношений
является наличие у них материального
или процессуального
1) административная
правоспособность - способность иметь
установленные в
2) административная
дееспособность - способность лица
приобретать и осуществлять
Административная
правосубъектность у граждан
России возникает с момента рождения,
а у государственных органов,
предприятий, учреждений, общественных
объединений и других юридических
лиц - с момента их регистрации
в установленном порядке. Административная
правосубъектность у
Административно-правовые
отношения возникают при
3. Юридические факты в административном праве
Юридические факты
являются основаниями возникновения,
изменения или прекращения
Правомерные действия
всегда соответствуют требованиям
административно-правовых норм. В качестве
юридических фактов выступают правомерные
действия граждан и других возможных
участников административно-правовых
отношений. Например, подача гражданином
жалобы влечет за собой возникновение
конкретного административного
правоотношения между ним и исполнительным
органом (должностным лицом), которому
жалоба адресуется. Особенностью юридических
фактов по административному праву
является то, что основным видом
правомерных действий служат правовые
акты субъектов исполнительной власти,
имеющие индивидуальный, т.е. относящийся
к конкретному адресату и делу,
характер. Прямое их юридическое последствие
- возникновение, изменение или прекращение
административно-правового
Это - дисциплинарные
и административные проступки как
наиболее характерные для сферы
государственного управления. Они влекут
за собой юрисдикционные правоотношения.
К числу неправомерных
4. Виды административно-правовых отношений
Виды административно
правовых отношений различаются
по содержанию, соотношению прав и
обязанностей их участников, характеру
порождающих юридических
По направлению деятельности выделяются:
- административно-правовые
отношения органов
- административно-правовые
отношения исполнительной
- административно-правовые
отношения органов
- административно-правовые
внутриорганизационные
Выделяются также субординационные, координационные и реординационные отношения. Субординационные отношения базируются на полномочии одного из субъектов использовать распорядительные, контрольные полномочия по отношению к другим участниками отношений (например, отношения в системе государственной службы, складывающиеся между должностными лицами). Координационные правоотношения также характеризуются наличием властных полномочий, но они используются не только для реализации своей власти, но и для обеспечения эффективной совместной деятельности нескольких субъектов, желающих достичь одной цели и решить схожие задачи (отношения между органами федеральной исполнительной власти - министерствами, государственными комитетами и пр., а также в рамках деятельности самих этих органов). Субординационным и координационным отношениям присуща возможность издания административных актов, которые должны исполняться другими субъектами. Реординационными отношениями являются такие, которые образуются в целях обеспечения обратного воздействия управляемого субъекта на управляющий субъект, т.е. воздействие снизу на верхние инстанции (например, обращение граждан в органы публичного управления). Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - с. 113-116. Емкая характеристика административно-правовых отношений как властеотношений, акцентируя внимание на их сущностной природе, не исключает возможности их видовой классификации по различным критериям. Существуют следующие две группы административно-правовых отношений:
1) отношения,
непосредственно выражающие
2) отношения,
складывающиеся за рамками
Названные группы административно-правовых отношений характеризуются как основные и неосновные управленческие связи.
Первая группа
административно-правовых отношений
характеризуется в качестве основной,
так как в данном случае правоотношения
в максимальной степени причастны
к упорядочивающему воздействию
на социальные связи, т.е. к основному
функциональному назначению управления.
Они отчетливо выражают присущую
управлению авторитарность, т.е. приоритет
воли субъекта управления. Здесь основная
формула управляющего воздействия
- «субъект - объект». Это, прежде всего,
отношения между вышестоящими и
нижестоящими звеньями механизма реализации
исполнительной власти, между руководителями
и подчиненными им по службе административно-
Можно выделить также:
1) внутриорганизационные
административно-правовые
2) внешние административно-