Администативно-правовые отношения

Автор: K******************@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Административно-правовые отношения, как и все остальные виды правоотношений в различных отраслях права, являются важнейшим базисом. В общей характеристике административно-правовых отношений следует отметить некоторые стороны, которые могут быть основой для отграничения административно-правовых отношений от других видов правоотношений. Они весьма существенны, потому что на природу административно-правовых отношений оказывают определяющее влияние: сфера их появления (механизм функционирования исполнительной власти);

Содержание

Введение
1. Понятие и особенности административно-правовых отношений
2. Структура административно-правовых отношений
3. Юридические факты в административных правоотношениях
4. Виды административно-правовых отношений
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Административно-правовые отношения (понятие и виды).docx

— 54.02 Кб (Скачать)

Заключение

Подводя итог вышесказанному можно извлечь обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех социальных отношений, которые  урегулированы нормами административного  права. Это такие управленческие отношения как:

- управленческие  отношения - в рамках таких  отношений непосредственно выполняются  задачи, функции и права исполнительной  власти;

- управленческие  отношения внутриорганизационного  характера - возникают в процессе  работы субъектов законодательной  и судебной власти, а также  органов прокуратуры;

- управленческие  отношения - возникают с участием  субъектов местного самоуправления;

- отдельные управленческие  отношения организационного характера  - проявляются в сфере «внутренней»  жизни различных негосударственных  формирований, а также в связи  с осуществлением общественными  объединениями внешне-властных функций  и полномочий.

Управление действует  во всех областях социальной жизни, эта  деятельность велика по объему и разнородна по содержанию. Во многих ситуациях  административная работа настолько  специфична, настолько близко связана  с особым видом управляемой деятельности, что ее регламентируют нормы не административного  права, а других его отраслей. Так, управленческую деятельность администрации  предприятий, учреждений в отношении  их работников регулирует трудовое право, дознание и предварительное следствие - уголовно-процессуальное право, управленческие отношения, связанные с финансовыми, - финансовое право. Поэтому крайне важно в определении предмета административного права внести уточнение: оно регулирует все управленческие отношения, за исключением тех, которые  регламентированы другими отраслями  права РФ.

Список  литературы

1. Административное  право. Учебник / Под ред. Л.Л.  Попова. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 703 с. 

2. Бахрах Д.Н.  Важные вопросы науки административного  права // Государство и право, 1993, № 2, с. 37 - 45.

3. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н.  Административное право. Учебник. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с. 

4. Бородин С.С., Громыко С.С. Административное  право: Курс лекций. Общая и  Особенная часть. - СПб.: ГУАП, 2007. - 432 с. 

5. Князев С.Д.  Административное право РФ: предмет,  система, реформирование // Правоведение, 2001, № 5, с. 37 - 53.

6. Смоленский  М.Б. Административное право. Учебник. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 346 с. 

7. Солдатов А.П., Мельников В.А. Административное  право Российской Федерации: Учебник. - Ростов-на-Дону: Фенис, 2006. - 347 с.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Административно-правовые отношения

Содержание

Введение

1. Понятие административных  правоотношений и их виды

2. Основные черты  административно-правовых отношений.  Их соотношение с другими правоотношениями

3. Основания  возникновения, изменения, прекращения  административно-правовых отношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Любая отрасль  российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные  нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование  гражданских правоотношений, уголовному праву - регулирование правоотношений связанных с преступлением и  наказанием.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти.

Административно-правовые отношения представляют собой разновидность  правовых отношений, разнообразных  по своему характеру, юридическому содержанию по их участникам. Им свойственны все  основные признаки любого правоотношения, как-то: первичность правовых норм; регламентация правовой нормой поведения  сторон этого отношения; корреспонденция  взаимных обязанностей и право сторон правоотношения, определяемое нормой и т.п.

Административные  правоотношения обеспечиваются силой  государственного принуждения.

Основная цель работы - учебная, получить теоретические  знания по данной теме, усвоить виды, черты административно-правовых отношений, их соотношение с другими правоотношениями, а так же основания возникновения, изменения, прекращения административно-правовых отношений.

Для выполнения поставленной цели, в работе поставлены задачи:

ѕ Наиболее подробно изучить само понятие «административно-правовых отношений»;

ѕ Виды и основные черты административно-правовых отношений;

ѕ Их соотношение  с другими правоотношениями.

ѕ Основания  возникновения, изменения, прекращения  административно-правовых отношений.

1. Понятие административных  правоотношений и  их виды

Любые общественные отношения преобразуются под  регулирующим воздействием соответствующих  норм права, т.е. приобретают правовую форму - становятся правовыми отношениями. Стороны таких отношений становятся носителями взаимных юридических обязанностей и прав, а их связи - правовыми. Это достигается тем, что именно правовая норма устанавливает обязанности и права, определяет ответственность за их неисполнение или нарушение прав одной из сторон. В этом смысле налицо следующий правовой механизм: правоотношение возникает непосредственно в процессе реализации предписаний, содержащихся в данной норме права.

Административные  правоотношения являются разновидностью правовых отношение, в силу чего для  них характерно все то общее, что  свойственно любому правовому отношению.

Административно-правовое отношение представляет собой урегулированное  административно-правовой нормой управленческое общественное отношение, в котором  стороны выступают в качестве носителей взаимных прав и обязанностей, установленных и гарантированных  административно-правовой нормой. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 21.

Административно-правовые отношения - это урегулированные  нормами административного права  общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполнительной власти. Административно-правовые отношения  являются разновидностью правоотношений вообще, поэтому они обладают всеми  свойственными им общими признаками. В то же время они имеют свои особенности.

Особенности административных правоотношений:

1. обязанности  и права сторон этих отношений  связаны с деятельностью государственной  администрации;

2. в этих отношениях  одной из сторон выступает  субъект административной власти (орган, должностное лицо, негосударственная  организация, наделенные государственно-властными  полномочиями);

3. данные отношения  чаще всего возникают по инициативе  одной из сторон;

4. в случае  нарушения административно-правовой  нормы нарушитель несет ответственность  перед государством;

5. разрешение  споров между сторонами, как  правило, осуществляется в административном  порядке (хотя за последние  годы все больше и больше  таких споров рассматривается  судами).

Существует значительное разнообразие административных правоотношений.

Классификация административно-правовых отношений  может проводиться по различным  основаниям. Наиболее значимо при  этом выяснение, прежде всего характера  управленческих связей.

С этих позиций  можно выделить:

1. Отношения,  непосредственно выражающие сущность  исполнительной власти. В рамках  такого рода отношений соответствующий  субъект исполнительной власти  осуществляет непосредственное  управляющее (упорядочивающее) воздействие  на поведение управляемых участников  этих отношений. Естественно,  что именно им принадлежит  главенствующая роль в общей  системе административно-правовых  отношений. Это, прежде всего  отношения между вышестоящими  и нижестоящими звеньями механизма  исполнительной власти, между руководителями  и подчиненными им по службе  работниками административно-управленческого  аппарата, между исполнительными  органами (должностными лицами) и  гражданами, общественными объединениями,  государственными и негосударственными  предприятиями и учреждениями, на  которых действующим правом возлагаются  определенные административно-правовые  обязанности.

2. Отношения,  которые складываются за рамками  непосредственного управляющего  воздействия, но связаны с его осуществлением. Они имеют вспомогательное значение по отношению к первому - основному виду административно-правовых отношений, что, однако, не умаляет их значимости. Так, исполнительные органы часто вступают в отношения друг с другом по поводу согласования различных вопросов либо для подготовки совместных управленческих действий и т.п. Такого рода управленческие связи служат организационно-правовой предпосылкой собственно властеотношений (первый вид). В соответствии с известной формулой управления они выражают отношения типа «субъект - субъект» в отличие от первого вида отношений, которые полностью соответствуют управленческим связям типа «субъект - объект».

Фактически речь идет об основных и неосновных управленческих связях. Они получили в научной  и учебной литературе по административному  праву специфическое наименование, а именно: вертикальные и горизонтальные отношения. В основу такого их подразделения  положен юридический характер взаимодействия их участников. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. С. 26.

Административные  правоотношения классифицируются по различным  критериям.

1. По основаниям  возникновения административно-правовые  отношения выделяются, возникающие,  изменяющиеся прекращающиеся в  процессе нормальной, правомерной  деятельности уполномоченных субъектов,  и деликтные правоотношения, являющиеся  следствием главным образом дисциплинарных, административных правонарушений.

2. В зависимости  от назначения административно-правовых  норм различаются материальные  и процессуальные административные  правоотношения. Материальные - это  отношения, урегулированные нормами  материально-административного права,  а процессуальные - отношения урегулированные  процессуальными нормами административного  права.

3. По структуре  объекта надо различать простые  и сложные административные правоотношения, имеющие в качестве своей общей  предпосылки организационные отношения.

Общим объектом административных правоотношений, как  и любых правоотношений, являются поведение, деятельность физических лиц  и их различных коллективных образований. В простых правоотношениях он является единственным. В сложных  административных правоотношениях  объектом самого поведения (деятельности) могут быть объекты, частично сходные  с объектами гражданского права: а) имущество; б) работы и услуги; в) информация; г) результаты интеллектуальной деятельности; д) нематериальные блага (ст. 128 ГК РФ).

4. По соотношению  прав и обязанностей сторон  выделяются вертикальные и горизонтальные  административные правоотношения. Вертикальными обычно признаются  административные правоотношения, основанные на властном подчинении  одной их стороны другой. Вертикальные  правоотношения являются правоотношения  в которых субъекту, имеющему  правомочия принимать решения  в отношении другой стороны,  последняя не подчинена ни  в административном, ни в юридическом  правоотношении, а принятое решение  не является для нее обязательным. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Административное  право России: Учебник. - М.: Издательство  «Зерцало», 2007. С. 38-39.

Информация о работе Администативно-правовые отношения