Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 17:00, курсовая работа
Цель курсовой работы является освоение и закрепление теоретического материала, выявление недостатков и путей совершенствования единого социального налога, а также описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
•раскрыть экономическую сущность ЕСН
•определение порядка исчисления ЕСН
•выявление проблем налогообложения и пути их решения
•предложить пути совершенствования по организации учета и налогообложения ЕСН.
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
расчетов с органами социального страхования и обеспечения…………………6
1.Сущность и значение ЕСН…………………………………………………….6
2.Порядок исчисления ЕСН………………………………………………………8
3.Проблемы и предложения по улучшению организации учета
расчетов по ЕСН…………………………………………………………………...20
Глава 2. Организация бухгалтерского учета отчислений органам
социального страхования и обеспечения………………………………………..24
2.1 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
ООО «Арс-Арго»……………………………………………………………………....24
2.2. Организация учета и расчетов по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование ООО «Арг-Арго»……………………..27
2.3.Страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение…………….29
2.4. Организация учета и расчетов по ЕСН ООО «Арс-Арго»……………….32
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………40
Таким образом, не подлежат обложению ЕСН как у организаций, финансируемых из федерального бюджета, так и у не относящихся к бюджетной сфере (если установлены работодателем и закреплены локальным нормативным документом):
- компенсация расходов, связанных с переездом работника;
- компенсация расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно.
Поскольку оплата проезда сотрудников, нуждающихся в медицинской консультации или лечении, является не компенсацией, а гарантией, то она облагается ЕСН.
Если данная выплата не отнесена к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде, она не облагается ЕСН на основании п.3 ст.236 НК РФ.
Если налогоплательщик производит выплаты в пользу работника за расходы по найму жилого помещения, по проезду от места постоянной работы до места производства работ и обратно, если направление работника на проведение монтажных, наладочных и строительных работ оформлено в качестве служебной командировки, то эти расходы не включаются согласно подпункту 2 п.1ст.235 НК РФ в налоговую базу по ЕСН.
На основании подпункта 2 п.1 ст.238 НК РФ вышеуказанные расходы, относящиеся к компенсационным выплатам в возмещение иных расходов, связанным с выполнением работником трудовых обязанностей, не подлежат обложению ЕСН.
Размер возмещения расходов, связанных с использованием такого имущества и не облагаемых ЕСН, должен соответствовать экономически обоснованным затратам, связанным с фактическим использованием имущества для целей трудовой деятельности.
В подпункте 2 п.1 ст.238 НК РФ приведены обстоятельства, с которыми связано предоставление компенсационных выплат, которые налогоплательщик должен учитывать при решении вопроса о не включении таких выплат налоговую базу по ЕСН [1].
В связи с этим дополнительные гарантии компенсации, хотя и установленные законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, но не соответствующие условиям, указанным в подпункте 2 п.1 ст.238 НК РФ, подлежат обложению ЕСН.
По мнению Минфина России, отнесение выплат к компенсационным в целях применения ст.238 НК РФ зависит не от наименования, которое может быть присвоено этим выплатам, например, коллективным договором, а от их целевого назначения - возмещение реальных затрат, понесенных работником при исполнении трудовых обязанностей.
Бюджетные и некоммерческие организации, которые не формируют налоговую базу по налогу на прибыль, но которые за счет экономии средств, выделенных на их содержание, оплачивали работникам суточные свыше норм, установленных Правительством РФ, при решении вопроса о включении таких сумм в необлагаемую базу по ЕСН должны учитывать, что поскольку норма п.3 ст.217 НК РФ аналогична норме п.2 ст.238 настоящего Кодекса, а также то обстоятельство, что общий порядок установления норм суточных предусмотрен трудовым законодательством, а нормы суточных - вышеуказанными постановлениями Правительства РФ, то такие суммы не облагаются ЕСН. В соответствии с п.3 ст.238 НК РФ выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц по гражданско-правовым и авторским договорам, не подлежат обложению ЕСН в части фонд социального страхования РФ.
1.3.
Проблемы и предложения
по улучшению организации
учета расчетов по ЕСН
Роль и значение данного налога велико. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, с его помощью решаются насущные проблемы жизнедеятельности народа и конкретно каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности жизни нации за счет проведения своевременной квалифицированной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.
За последние годы наблюдаются отдельные подвижки в решении этих задач. Это введение страховых взносов вместо ЕСН. Главная причина – недостаток бюджетных средств, в том числе, формируемых данным налогом. Этот недостаток средств фактически прогнозируется самой системой взимания налога, которая заложена в установленной регрессивной шкале ставок платежей в зависимости от размера получаемого дохода.
Существенные недостатки имеет регрессивная шкала налоговых ставок ЕСН и условия ее применения. Условия применения регрессивных ставок чересчур жесткие, и число организаций, которые могут их использовать, очень ограниченно. ЕСН - это налог с юридических лиц, однако налогоплательщик обязан по каждому физическому лицу вести лицевой счет всех выплат, да еще и сумму начисленного налога. Было бы проще применять регрессивную шкалу ставок не по отношению к начисленным доходам отдельных работников, а в целом по организации.
Также данная шкала исчисления платежей не способствует решению проблем снижения социальной напряженности, а наоборот, ее усиливает, в конечном счете, при этом:
Совокупная ставка налога для налогоплательщиков - работодателей в размере 26,0%.
Решение социальных проблем в стране связано с дальнейшим ростом специальных бюджетных социальных фондов, что может быть достигнуто за счет установления единых ставок платежей в ЕСН независимо от размера получаемого дохода (налогооблагаемой базы).
Если
попытаться ввести единую ставку платежей
по ЕСН независимо от размера дохода
создается предпосылки для
Снижение ставки может отразиться благоприятным образом на всей экономической ситуации, т.к. прежде всего снизится налоговая нагрузка на мелкого и среднего производителя (работодателя – налогоплательщика) и, следовательно, будет способствовать дальнейшему развитию и укреплению среднего класса.
Снижение налоговой нагрузки приведет к снижению себестоимости продукции (работ, услуг) в этом секторе экономики, росту прибыли и увеличению налоговых поступлений в бюджет. Одновременно, появление дополнительных средств у производителя расширит возможности инвестирования нового производства или его реконструкции и расширения.
Сегодня ЕСН еще не является по-настоящему единым. Налоговая база фондов исчисляется раздельно в отношении каждого фонда, и налог уплачивается в каждый из них отдельными платежными поручениями. Осложняет расчеты по ЕСН право работодателей самостоятельно осуществлять расходы за счет средств фонда социального страхования РФ. Более правильно, было бы установить порядок, при котором все плательщики уплачивают полностью в фонд социального страхования РФ всю начисленную сумму взноса и потом уже в самом фонде получают возмещение своих расходов. Это будет способствовать своевременному и полному контролю за расходованием средств фонда.
Законодатели
могли бы также объединить взносы
в федеральный и
Но
уже сегодня, исходя из положительных
результатов проделанной
Глава 2. Организация бухгалтерского учета отчислений органам
социального страхования и обеспечения.
1.2. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению ООО «Арс-Арго»
В РФ образованы внебюджетные фонды, которые являются составной частью финансовой системы России и созданы с целью обеспечения чрезвычайно важных для общества социальных расходов самостоятельными источниками покрытия.
Одним из источников формирования данных фондов являются единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателями, в соответствии с 2 частью НК РФ. Работодателями могут являться как юридические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Для обобщения информации о расчетах по отчислениям на государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение и медицинское страхование персонала предприятия, а также в фонд занятости используется счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». К счету 69 могут быть открыты следующие субсчета:
69-1
Расчеты по социальному
69-2
Расчеты по пенсионному
69-3
Расчеты по обязательному
Объект обложения - выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателем в пользу работников по всем основаниям. Объект налогообложения зависит от категории плательщика ЕСН.
При расчете налогооблагаемой базы, учитываются начисленные работнику суммы независимо от источника их финансирования и размеров, за исключением сумм, не подлежащих налогообложению в соответствии со статьей 238 2 части НК РФ и с учетом налоговых льгот установленных статьей 239 НК РФ.
Ставки налога зависят от налоговой базы на каждого работника, исчисленных нарастающим итогом с начала года. Основной особенностью является регрессивная шкала ставок налога.
Порядок расчета отчислений во внебюджетные фонды аналогичны. Однако имеется особенность по Фонду социального страхования. Плательщики перечисляют ежемесячно в этот фонд не всю сумму взносов, а лишь остаток от начисленных страховых взносов за вычетом фактически произведенных расходов на санаторно-курортное обслуживание трудящихся и членов их семей и выплату всех видов пособий по социальному страхованию.
При отражении расчетов по социальному страхованию и обеспечению в учете возникают следующие проводки( Таблица 3)
Таблица 3
Содержание операции | Документы | Корреспондирующие счета | |
Дебет | Кредит | ||
Начисление ЕСН и взносов на социальное страхование | |||
1. Начислен единый социальный налог (ЕСН) с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в фонд социального страхования | Бухгалтерская справка-расчет | 20, 23, 25, 26, 29, 44 | 69-1-1 |
2. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в пенсионный фонд | Бухгалтерская справка-расчет | 20, 23, 25, 26, 29, 44 | 69-2 |
3. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в федеральный фонд обязательного медицинского страхования | Бухгалтерская справка-расчет | 20, 23, 25, 26, 29, 44 | 69-3-1 |
4. Начислен ЕСН с заработной платы работников в части, подлежащей перечислению в территориальный фонд обязательного медицинского страхования | Бухгалтерская справка-расчет | 20, 23, 25, 26, 29, 44 | 69-3-2 |
5. Начислены взносы на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний | Бухгалтерская справка-расчет | 91 | 69-1-2 |
6. Начислены взносы на суммы выплат в пользу работников, производимых организацией за счет соответствующих источников | Бухгалтерская справка-расчет | 96 | 69 |
7.
Страховые взносы с сумм |
Бухгалтерская справка-расчет | 69 | |
8. Фактическое перечисление отчислений по социальному страхованию и обеспечению | Платежное поручение | 69-1-1, 69-1-2, 69-2, 69-3-1, 69-3-2 | 51 |