Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2010 в 17:00, курсовая работа
Цель курсовой работы является освоение и закрепление теоретического материала, выявление недостатков и путей совершенствования единого социального налога, а также описать организацию учета и налогообложение расчетов по единому социальному налогу.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
•раскрыть экономическую сущность ЕСН
•определение порядка исчисления ЕСН
•выявление проблем налогообложения и пути их решения
•предложить пути совершенствования по организации учета и налогообложения ЕСН.
Введение……………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические основы организации бухгалтерского учета
расчетов с органами социального страхования и обеспечения…………………6
1.Сущность и значение ЕСН…………………………………………………….6
2.Порядок исчисления ЕСН………………………………………………………8
3.Проблемы и предложения по улучшению организации учета
расчетов по ЕСН…………………………………………………………………...20
Глава 2. Организация бухгалтерского учета отчислений органам
социального страхования и обеспечения………………………………………..24
2.1 Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
ООО «Арс-Арго»……………………………………………………………………....24
2.2. Организация учета и расчетов по страховым взносам на
обязательное пенсионное страхование ООО «Арг-Арго»……………………..27
2.3.Страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение…………….29
2.4. Организация учета и расчетов по ЕСН ООО «Арс-Арго»……………….32
Заключение………………………………………………………………………….38
Список использованной литературы……………………………………………40
Нетрудно убедиться в следующем: фактическое
повышение сумм страховых взносов ( по
сравнению с суммами ЕСН) начнется с расчетной
базы, равной 280000 руб., что соответствует
заработной плате застрахованных лиц
в размере 23333 руб. в месяц. При ежегодном
размере выплат в 415000 руб. (месячные доходы-
34583 руб.) увеличение платежей достигнет
максимума. Снижение налоговой нагрузки
смогут почувствовать только те хозяйствующие
субъекты, в которых размер выплат физическим
лицам превысит 755000 руб. в год (62917 руб.
в месяц). С высокой степенью можно
предложить, что уменьшение общего размера
платежей будет иметь место в незначительном
количестве организаций. Более существенное
увеличение платежей в государственные
внебюджетные фонды произойдет в 2011
году ( таблица 2).
Таблица 2
База для начисления ЕСН или взносов ,руб. | Среднемесячный доход застрахованного лица .руб. | Сумма страховых взносов в 2011 г., руб.* | Эффективная ставка, % | Сумма ЕСН в 2009 г., руб. | Эффективная ставка, % | Разница в сумме взносов и ЕСН (за год.) руб. | Увеличение эффективной ставки, % |
240000 | 20000 | 81600 | 34,00 | 62400 | 26,00 | 19200 | 8,00 |
280000 | 23333 | 95200 | 34,00 | 72800 | 26,00 | 22400 | 8,00 |
300000 | 25000 | 102000 | 34,00 | 74800 | 24,93 | 27200 | 9,07 |
360000 | 30000 | 122400 | 34,00 | 80800 | 22,44 | 41600 | 11,56 |
415000 | 34583 | 141100 | 34,00 | 86300 | 20,80 | 54800 | 13,20 |
420000 | 35000 | 141100 | 33,60 | 86800 | 20,67 | 54300 | 12,93 |
480000 | 40000 | 141100 | 29,40 | 92800 | 19,33 | 48300 | 10,06 |
540000 | 45000 | 141100 | 26,13 | 98800 | 18,30 | 42300 | 7,83 |
600000 | 50000 | 141100 | 23,52 | 104800 | 17,47 | 36300 | 6,05 |
660000 | 55000 | 141100 | 21,38 | 106000 | 16,06 | 35100 | 5,32 |
720000 | 60000 | 141100 | 19,60 | 107200 | 14,89 | 33900 | 4,71 |
960000 | 80000 | 141100 | 14,70 | 112000 | 11,67 | 29100 | 3,03 |
1080000 | 90000 | 141100 | 13,06 | 114400 | 10,59 | 26700 | 2,47 |
1200000 | 100000 | 141100 | 11,76 | 116800 | 9,73 | 24300 | 2,03 |
…. | |||||||
2410000 | 200833 | 141100 | 5,85 | 141000 | 5,85 | 100 | 0,00 |
*Сумма страховых взносов определена условно, исходя из предположения, что в 2011 году будет применяться тот же предельный размер базы для исчисления страховых взносов- 415000 руб. в год на каждого работника.
Из представленных данных следует, что уровень налоговой нагрузки 2009 года подавляющим большинством плательщиков страховых взносов вряд ли может быть достигнут в ближайшей перспективе. С ежегодной индексацией предельного размера базы для расчета страховых взносов разрыв в размере эффективной ставки (по сравнению с 2009 годом) будет только нарастать.
Для налогоплательщиков-
В связи со сложностью исчисления у многих налогоплательщиков возникают затруднения при определении объекта налогообложения, налоговой базы, применении ставок этого налога. Поэтому могут быть допущены ошибки, которые налогоплательщик должен исправить посредством представления согласно ст.81 НК РФ корректирующей отчетности с уточнением всех изменений и дополнений. [14 c.22-29]
В соответствии с налоговым законодательством и законодательством об обязательном пенсионном страховании налоговые органы в установленном порядке проводят как выездные проверки на основе данных бухгалтерского учета, так и камеральные проверки отчетности по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхования (включая расчеты по авансовым платежам, представляемые организациями, производящими выплаты физическим лицам). Задача налогоплательщика до проведения такой проверки - уточнить все показатели, связанные с исчислением ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, максимально уменьшить количество допущенных ошибок при составлении как бухгалтерской, так и налоговой отчетности [11 c.12-16].
Если же налогоплательщик производил выплаты в пользу иностранных граждан или лиц без гражданства, проживающих за пределами территории Российской Федерации и не подлежащих страхованию в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, то налоговая база по ЕСН будет превышать базу для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на сумму таких выплат [8 c.80-87].
Далее при выверке налоговой базы по ЕСН налогоплательщикам следует уточнить применявшийся налоговый режим.
Если налогоплательщик применял только специальные налоговые режимы, то он не должен уплачивать ЕСН и не должен представлять отчетность по нему в налоговый орган.
Если налогоплательщик применяет специальные налоговые режимы и одновременно осуществляет виды деятельности, облагаемые согласно общему режиму налогообложения, то он должен уточнить, все ли показатели в декларации по ЕСН отражены в части, в какой они относятся к видам деятельности, облагаемым согласно общему режиму налогообложения. Налоговая база по ЕСН, зачисляемому в федеральный бюджет, должна быть у таких налогоплательщиков меньше базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на величину выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц за выполнение работ, оказание услуг по видам деятельности, облагаемым согласно специальным налоговым режимам.
Если с помощью прямого счета невозможно выделить суммы выплат, начисленных работникам по каждому виду деятельности, то для целей исчисления ЕСН сумма таких выплат налогоплательщиком может быть определена пропорционально размеру выручки, полученной от видов деятельности, облагаемых согласно общему режиму налогообложения, в общей сумме выручки, полученной от всех видов деятельности; при этом расчет производится ежемесячно.
В настоящее время налогоплательщики пользуются различными методами определения таких выплат [8 с80-87].
В целях упрощения расчетов и избежание ошибок для определения налоговой базы по ЕСН в отношении таких работников налогоплательщик может производить начисления выплат фиксировано по каждому виду деятельности [1].
Затем необходимо обратить внимание на правильность расчета налоговой базы в отношении Фонда социального страхования Российской Федерации (фонд социального страхования РФ). В силу п.3 ст.238 НК РФ налоговая база по ЕСН, зачисляемому в фонд социального страхования РФ, меньше налоговой базы по этому налогу, зачисляемому в федеральный бюджет и фонды обязательного медицинского страхования на суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.
В отдельных случаях налогоплательщики, не относящиеся к организациям, указанным в п.2 ст.245 НК РФ, ошибочно занижают налоговую базу на суммы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с п.2 ст.245 Кодекса [7 c.96].
Такие показатели отражаются в отчетности о ЕСН справочно-отдельной строкой.
Если налогоплательщик включил в такую строку суммы, не относящиеся к денежному, довольствию, продовольственному и вещевому обеспечению, то он должен исключить их из данной строки, увеличить на такие суммы налоговую базу по ЕСН и пересчитать сумму налога.
В соответствии с нормами главы 24 НК РФ налогоплательщик должен исчислить с выплат в пользу физических лиц ЕСН. При этом он должен восстановить показатели индивидуальных и сводных карточек по таким выплатам и представить в налоговый орган скорректированную отчетность по ЕСН за все периоды [7 c.96].
Следует иметь в виду, что действие п.3 ст.236 НК РФ не распространяется на выплаты и вознаграждения, производимые организациями в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, авторским договорам. Суммы таких выплат подлежат обложению ЕСН, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование [13 c. 51-54].
Суммы среднего заработка, выплаченные организациями работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета. Они не являются выплатами, осуществляемыми работодателем по трудовым договорам, поскольку не связаны с выполнением работником трудовых обязанностей, а это означает, что они не являются объектом обложения ЕСН (10).
Но не все выплаты, производимые работодателем за выполнение работ (оказание услуг) по трудовым договорам за счет средств федерального бюджета, не облагаются ЕСН. Так, например, материальная помощь, выплачиваемая работникам бюджетными организациями (за исключением случаев, указанных в ст.238 НК РФ), подлежит обложению ЕСН.
В налоговую базу по ЕСН не включаются выплаты, не связанные с трудовыми, гражданско-правовыми и авторскими договорами.
Правила исчисления пособий по временной нетрудоспособности одинаковы для всех категорий налогоплательщиков.
Не допускается оплачивать стоимость проезда работников одной суммой независимо от количества перевозимых сотрудников и учитывать ее в целях обложения ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование одной суммой.
В этом случае налогоплательщик нарушает требования п.4 ст.243 НК РФ, согласно которому он обязан вести учет сумм начисленных выплат и вознаграждений, сумм ЕСН, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
При осуществлении выплат по договорам гражданско-правового характера в некоторых случаях налогоплательщики оплачивают (возмещают) физическим лицам, кроме обозначенного в договорах вознаграждения за выполнение работ или оказание услуг, стоимость проезда, проживания в гостиницах и другие расходы, связанные с выполнением работ по заключенным договорам. На основании п.1 ст.237 НК РФ такие расходы учитываются в налоговой базе по ЕСН вместе с остальной частью вознаграждения.
У налогоплательщиков вызывает определенные сложности обложение ЕСН компенсационных выплат, предоставляемых работникам организаций в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, работающим в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
Подпунктом 9 п.1 ст.238 НК РФ установлено, что не подлежит обложению ЕСН стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим проживающим в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами, контрактами и (или) коллективными договорами.
Лица, работающие в организациях, финансируемых и федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет работодателя проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов.
Размер, условия и порядок компенсации расходов по оплате стоимости проезда и провозу багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются работодателем.
Гарантии медицинского обслуживания работников, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, устанавливаются коллективными договорами.