Внутренний аудит расчетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 21:07, контрольная работа

Описание работы

Цель внутреннего контроля расчетов с персоналом заключается в обеспечении:

оплаты всей утвержденной, и только утвержденной, к оплате работы;
учета размера заработной платы, включая отчисления, на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

Содержание

Внутренний аудит расчетов с персоналом по оплате труда…………………………………………………………………………………..3
2. Нормативная база регулирования организации внутреннего аудита…………………………………………………………….…...……………..13

Практическая часть………………………………………………………….17

Список использованной литературы……………..………………………...32

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 205.00 Кб (Скачать)

     Если  в организации используется сдельная форма оплаты труда, то заработная плата  работника начисляется на основании нарядов или других документов на выполненные в течение месяца работы в соответствии с утвержденными нормами выработки и расценками. Труд работников, с которыми заключены договоры гражданско-правового характера, оплачивается на условиях, предусмотренных этими договорами и сметами, приложенными к ним. Работы, выполненные по таким договорам, оплачиваются на основании актов приема выполненных работ. Здесь проверяется соответствие начисленных сумм договорной стоимости работ (услуг). Заработная плата, начисленная работникам производственной сферы и связанная с определенными видами работ, относится на соответствующие счета учета затрат по этим видам работ.

     На  следующем этапе проверки выборочно  по нескольким сотрудникам проверяется  обоснованность и правильность начисления остальных выплат. Все выплаты, производимые организацией своим работникам, можно разделить на две группы: основные выплаты и дополнительные выплаты. Основные выплаты - собственно оплата труда, начисленная на основании сдельных расценок, тарифных ставок, окладов, а также оплата труда в повышенном или пониженном размере в случаях, предусмотренных ТК РФ. Дополнительные выплаты - выплаты за фактически не отработанное время, которое подлежит оплате по законодательству (отпускные, больничные, различные компенсации, пособия) или по инициативе руководства организации (материальная помощь, премии).

     При проверке начисления премий следует  иметь в виду, что они могут  быть двух видов. Премии, обусловленные  действующей в организации системой оплаты труда, которые выплачиваются за достижение высоких количественных и качественных результатов труда и носят регулярный характер, включая премии за выполнение особо важных заданий и выплаты по итогам года, относятся на себестоимость выпускаемой продукции. В каждой организации должно быть разработано положение о премировании. Механизм вознаграждения по итогам работы за год, а также вознаграждения за выслугу лет организация устанавливает в разрабатываемых локальных нормативных актах, которыми предусматриваются порядок, размеры и условия выплаты. Премии, носящие единовременный характер, выплачиваются за счет чистой прибыли организации, за счет фонда потребления или за счет специальных источников.

     Если  при проверке расчетов по оплате труда  встретились случаи начисления дополнительных выплат, то особое внимание следует уделить проверке правильности исчисления среднего заработка, который лежит в основе расчета таких выплат. Порядок исчисления среднего заработка утвержден Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации, и распространяется на случаи:

     - оплаты очередного отпуска;

     - оплаты дополнительного отпуска,  включая учебный;

     - выплаты компенсации за неиспользованный  отпуск;

     - выплаты выходного пособия при увольнении;

     - платы за выполнение государственных  или общественных обязанностей;

     - платы при направлении на повышение  квалификации с отрывом от  производства;

     - оплаты нахождения в медицинском  учреждении на обследовании, а  также сдачи крови;

     - выплаты за вынужденный прогул.

     Одним из этапов проверки расчетов с персоналом по оплате труда является проверка правильности исчисления сумм удержаний  из заработной платы сотрудников  данной организации. После того, как  из заработной платы удержаны налог  на доходы физических лиц и взносы в ПФР, производятся остальные виды удержаний. Сумма удержаний не должна превышать 50% месячного дохода, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Проверка делается также выборочно, по конкретным сотрудникам, желательно по тем, у которых общая сумма удержаний состоит из нескольких видов. При этом проверяются наличие первичных документов, своевременность и правильность отражения удерживаемых сумм в регистрах бухгалтерского учета.

     Аудитор должен обратить внимание на правильность корреспонденции счетов при оформлении указанных операций, имея в виду, что для учета используются счета:

     28 - за допущенный брак.

     68 - налог на доходы физических  лиц;

     69 - взносы в ПФР;

     71 - своевременно не возвращенные  суммы, полученные под отчет;

     73 - за причиненный организации  материальный ущерб, погашение  ссуд;

     76 - по исполнительным листам и  надписям нотариальных контор  в пользу юридических и физических  лиц; за товары, проданные в  кредит.

     Типичные  ошибки, которые выявляются в ходе проверки расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям, следующие:

     - в организации не ведется аналитический  учет расчетов с персоналом  по оплате труда и прочим  операциям, неправильно используется  План счетов бухгалтерского учета;

     - отсутствуют документы, подтверждающие начисление и удержание заработной платы;

     - допущены ошибки при начислении  выплат по среднему заработку  (отпускных, по временной нетрудоспособности  и др.);

     - ненадлежаще ведется учет (неправильная  корреспонденция счетов, расхождения  между данными аналитического и синтетического учета и т.п.).

     Заключительный  этап. Данный этап включает, в том числе, проверку своевременности проведения инвентаризации расчетов с персоналом по оплате труда и прочим операциям организации:

     проводились ли расчеты с персоналом по оплате труда и прочим операциям организации в случаях, установленных законодательством;

     были  ли соблюдены сроки проведения инвентаризации, установленные организацией самостоятельно;

     соответствует ли документарное оформление инвентаризации требованиям, установленным в Приказе Минфина России "Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств".

     Если  аудитор производит лишь проверку результатов  инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения.

     В заключение аудитор формирует пакет  рабочих документов, составляет аудиторский  отчет и представляет его совместно  с рабочей документацией руководителю группы (проверки). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Нормативная база регулирования организации внутреннего аудита. Организация контроля со стороны руководства предприятия за своим имуществом, ресурсами и сотрудниками как в целом, так и по отдельным вопросам регламентируется на уровне законов. Так, согласно ст. 295 Гражданского кодекса РФ, «собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества».

     С утверждением в 1993 г. Государственной  программы перехода РФ на принятую в международной практике систему  учета разработан ряд нормативных документов, создающих необходимые предпосылки для внедрения разнообразных средств внутреннего контроля в практику российских предприятий. Эти документы затрагивают как вопросы бухгалтерского учета в целом, так и его контрольной функции в частности.

     В настоящее время сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета. Иерархия нормативных документов определена Законом РФ «О бухгалтерском учете»  и представлена тремя уровнями.

     1. Законодательный уровень, включающий  Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.

     Документы данного уровня призваны обеспечивать единообразное ведение учета  хозяйственных операций, устанавливать  единые принципы внутреннего контроля в организации.

     Согласно  Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, основными задачами бухгалтерского учета являются:

     формирование  полной и достоверной информации о деятельности организации и  ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним пользователям бухгалтерской отчетности — инвесторам, кредиторам и др.;

     обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

     предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

     Следовательно, официально закрепляются функции бухгалтерского учета по контролю за деятельностью  всех служб, участвующих в хозяйственных  операциях и хозяйственной жизни.

     2. Нормативный уровень, включающий  нормативные акты, методические указания и рекомендации, регулирующие вопросы бухгалтерского учета (преимущественно — документы Министерства финансов РФ). На этом же уровне нормативного регулирования находится План счетов бухгалтерского учета c инструкцией по его применению.

     Особое  место среди документов второго  уровня занимают положения по отдельным  вопросам учета имущества и контроля за его сохранностью и рациональным использованием, определяющие единообразный  подход к отражаемым в бухгалтерском  учете фактам. Применение этого подхода обязательно для всех предприятий и организаций независимо от их форм собственности, что само по себе является важнейшим из средств контроля.

     В настоящее время утверждены и действуют следующие Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ):

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации 
ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте 
ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации 
ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов 
ПБУ 6/01 Учет основных средств 
ПБУ 7/98 События после отчетной даты 
ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности 
ПБУ 10/99 Расходы организации 
ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах 
ПБУ 12/2000 Информация по сегментам 
ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи 
ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов 
ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам 
ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности 
ПБУ 17/02 Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций 
ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений 
ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности 
ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений 
Управленческий, на котором общепринятые правила бухгалтерского учета и внутреннего контроля, определенные документами второго уровня, реализуются предприятием при разработке им учетной политики.

     Учетная политика предприятия является своеобразным фундаментом организации внутреннего контроля на предприятии.

     Согласно  Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ при формировании учетной  политики утверждаются:

Информация о работе Внутренний аудит расчетов с персоналом по оплате труда