Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 16:54, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть виды планирования в управленческом учете.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть принципы организации управленческого учета в организации, его функции и цели;
изучить сущность управленческого учета в рыночной экономике и его роль;
изучить виды планирования в управленческом учете;
рассмотреть финансовое планирование как элемент управленческого учета.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ В ОПЕРАТИВНОМ И СТРАТЕГИЧЕСКИМ ПЛАНИРОВАНИИ 5
1.1. Сущность управленческого учета 5
1.2. Виды планирования в управленческом учете 13
1.3. Перспективы и направления организации управленческого учета в условиях рыночной экономики 17
ГЛАВА 2. ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО И ОПЕРАТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНЧЕСКОМ УЧЕТЕ 25
2.1. Финансовый план: структура, содержание 25
2.2. Бюджетирование и бизнес-планирование в системе управления фирмой 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 36
Выделяют следующие этапы финансового планирования:
Один
из возможных вариантов
2.2.
Бюджетирование и
бизнес-планирование
в системе управления
фирмой
В экономической литературе, особенно англоязычной, можно встретиться с двумя близкими понятиями: планирование и бюджетирование. Понятно, что оба эти термина означают собой процессы составления соответственно плана и бюджета. Какого-либо строгого и общепринятого разграничения этих понятий нет. В частности, достаточно распространен подход, согласно которому план — это более широкое понятие, нежели бюджет, поскольку он включает в себя весь определенным образом упорядоченный спектр действий, направленных на достижение некоторых целей, причем эти действия могут описываться не только с помощью формализованных, количественных оценок, но и путем перечисления ряда неформализуемых процедур.
Бюджет
— это более узкое понятие,
подразумевающее количественное представление
плана действий, причем, как правило,
в стоимостном выражении. Таким
образом, здесь акцент делается, во-первых,
на доминанту стоимостной составляющей
в бюджетировании и, во-вторых, на существенно
большую определенность, проработанность
и детализированность бюджета.
В наиболее общем виде бюджет
можно определить, как роспись (смету)
относящихся к определенному временному
периоду предстоящих доходов и расходов
(затрат) в терминах стоимостных оценок;
условный термин в системе управленческого
учета, означающий процедуру согласования
притоков и оттоков некоторого ресурса
(актива) или изменения некоторого показателя
(например, бюджет прямых затрат сырья
и материалов, бюджет производства, бюджет
переменных накладных расходов и др.).15
В централизованных финансах бюджет используется, прежде всего, для согласования ожидаемых (планируемых) доходов и расходов государства, его субъектов и местных органов власти. Если доходная часть бюджета превосходит расходную, говорят о профиците бюджета; если имеет место обратное — о его дефиците; равенство доходной и расходной частей бюджета характеризуется как сбалансированность бюджета. Существуют различные теории относительно того, какая политика государства в отношении формирования бюджета и в какой экономической ситуации более предпочтительна.
В децентрализованных финансах понятие «бюджет» также имеет определенное распространение в традиционном его понимании как документа, в котором систематизированы все доходы и затраты данного экономического субъекта, относящиеся к определенному периоду. Сопоставляя доходы и затраты, можно выводить различные финансовые результаты — как промежуточные, так и финальные. Бюджет, как правило, составляется в стоимостных оценках, однако в практике управленческого учета имеются исключения из этого правила. Одним из примеров бюджета может служить отчет о прибылях и убытках, составленный в прогнозных оценках; иными словами, используется структура доходов и затрат, предусмотренная форматом отчетной бухгалтерской формы, но подготавливаемая на основе ожидаемых и планируемых показателей.
В практике западных компаний есть также понятие бюджетированного баланса, как баланса, составленного на конец планируемого периода и отражающего ожидаемое (или планируемое в качестве ориентира) состояние активов, капитала и обязательств фирмы.
Бюджетированный баланс и отчет о прибылях и убытках составляют основу так называемой прогнозной финансовой отчетности, разрабатываемой в крупной западной компании в процессе финансового планирования ее деятельности. Известно также понимание бюджета как конкретизированного с помощью стоимостных показателей плана работы фирмы; при этом подразумевается, что последний разрабатывается не обязательно в стоимостных оценках.
Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.
Сводный
бюджет коммерческой организации формируется
на основе принципа декомпозиции: каждый
бюджет более низкого уровня является
детализацией бюджета более высокого
уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений
и налоговый бюджет конкретизируют сводный
бюджет.
Сводный бюджет коммерческой организации
состоит из доходной и расходной частей.
Оптимальным бюджетом является такой,
в котором доходная часть равна расходной.
Бюджеты
структурных подразделений
Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:
В частности, один из весьма распространенных подходов к планированию текущей деятельности крупной фирмы заключается в построении так называемого генерального бюджета, представляющего собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты (к ним относятся бюджеты продаж, производства, сырья и материалов, управленческих и коммерческих расходов и др.) имеют отношение к планированию и выполнению текущей производственной деятельности; они важны прежде всего для линейных руководителей. Финансовые бюджеты (к ним относятся бюджеты денежных средств, доходов и расходов, источников формирования и направлений распределения финансовых ресурсов) имеют относительно большую значимость для топ-менеджеров и руководства финансовой службы.
Очевидно, что и планирование, и бюджетирование теоретически осуществляются с различной степенью гибкости и вариабельности исходных параметров и (или) целевых показателей; в частности, возможны два варианта действий:
Именно второй вариант представляется предпочтительным для крупных многопрофильных производств, имеющих резервы мощностей и различные варианты их использования в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка. Этот вариант реализуется с помощью системы гибкого бюджетирования.
Гибким называется бюджет, обладающий следующими характеристиками:
В
качестве целевого показателя чаще всего
берется объем производства (в
натуральных единицах); в принципе,
возможна ситуация, когда отдельные
параметры привязаны к
Бюджетирование отражает рутинный аспект
планирования деятельности фирмы и реализуется
в повторяющемся режиме с заданной регулярностью.
Вместе с тем в любой фирме периодически
возникает необходимость пересмотра сложившейся
структуры производства и выбора нового
направления развития фирмы. Его обоснование
выполняется в рамках бизнес-планирования.17
Стратегия развития любой достаточно крупной компании предполагает постоянный поиск путей совершенствования ее деятельности. Имеются в виду расширение объемов производства, повышение эффективности действующих производств, внедрение новых технологических линий, диверсификация деятельности, выход на новые рынки и др. Иными словами, не только динамичное развитие, но и банальное выживание в жесткой конкурентной среде основываются на следующем очевидном тезисе: даже в действующее, отлаженное производство необходимо время от времени внедрять элементы новаторства, новизны, рутинной дополнительности.
Как правило, совокупность всех действий по обоснованию, разработке, внедрению, реализации и мониторингу вводимых новшеств четко идентифицируется, неким образом формализуется и в целом определяется как бизнес-проектирование. Ключевым элементом обоснования целесообразности очередного бизнес-проекта является процедура составления бизнес-плана.
Бизнес-план — это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели, обосновывающие целесообразность некоторого проекта, четко и наглядно раскрывающий суть предполагаемого нового направления деятельности фирмы или вводимого усовершенствования. Процесс составления бизнес-плана достаточно сложен и требует усилий различных подразделений фирмы или привлечения сторонней проектной организации. Финансовые показатели составляют лишь небольшую, хотя и весьма существенную его часть. Все они, по сути, представлены двумя формами: отчетом о прибылях и убытках и отчетом о движении денежных средств, составляемым по прогнозным данным. Степень детализации требуемых при этом данных (например, номенклатура статей издержек производства и обращения) определяется сложностью проекта, степенью конфиденциальности, кругом лиц, для которых составляется бизнес-план, и т. п.
Жестко регламентируемой структуры бизнес-плана, естественно, не существует. Она зависит от назначения бизнес-плана, особенностей предприятия, выпускаемой продукции и других факторов. Бизнес-план должен достаточно четко и убедительно осветить следующие вопросы относительно предполагаемого бизнеса:
Информация о работе Виды планирования в управленческом учете