Услуги и операции коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 19:38, курсовая работа

Описание работы

Банковская система - это форма организации функционирования в стране специальных кредитных учреждений. Она складывается исторически индивидуально в каждой стране, но основные функции одинаковы. В некоторых странах банковская система двухуровневая, или трехуровневая, но функциональные обязанности банков от этого не меняются. В одних странах Центральный банк подчиняется законодательной власти (ВС, дума, конгресс) В других странах подчиняется исполнительной власти (правительство, совет министров).

Содержание

Глава 1 Банк как элемент банковской системы
Понятие банковской системы, её элементы, взаимосвязи
Сущность коммерческого банка и его организационное устройство
Глава 2 Общие ресурсы коммерческого банка
2.1 Ресурсы коммерческого банка и его капитальная база
2.2 Доходы и прибыль коммерческого банка
2.3 Риски в банковской практике
2.4 Коммерческий расчёт в банках
2.5 Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка
2.6 Организация работы с клиентурой
2.7 Менеджмент, маркетинг коммерческого банка
Глава 3 Услуги и операции коммерческого банка
3.1 Пассивные операции банков
3.2 Кредитование юридических лиц
3.3 Организация безналичных расчётов в народном хозяйстве и кассовая работа банков
3.4 Операции коммерческих банков с ценными бумагами
3.5 Внешнеэкономическая деятельность коммерческих банков
3.6 Лизинговые операции коммерческих банков
3.7 Прочие операции коммерческих банков
3.8 Новые банковские продукты и услуги
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

банковское дело.doc

— 258.50 Кб (Скачать)

     Как уже отмечалось, наряду с операциями на открытом рынке, рефинансированием, валютным регулированием и другими  экономическими методами проведения кредитной  политики ЦБ РФ использует метод формирования обязательных резервов. Это метод  прямого воздействия на состояние денежной массы в обращении.

     Резервы представляют собой сумму денег, которую коммерческий банк обязан постоянно  хранить на отдельном счете в  ЦБ РФ. Размер обязательных резервов в  процентном отношении к обязательствам банка, а также порядок их депонирования в ЦБ РФ устанавливаются Советом директоров. Нормативы резервов не должны превышать 20% обязательств банка. Они могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены более чем на пять пунктов.

     При нарушении утвержденных нормативов обязательных резервов ЦБ РФ имеет  право взыскать в бесспорном порядке  с коммерческого банка сумму  недовнесенных средств, а также  штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования - это инструмент денежно-кредитного регулирования, с помощью которого Центральный банк воздействует на ставки межбанковского рынка, а также ставки по депозитам юридических и физических лиц и кредитам, предоставляемым им кредитными организациями. Во время кризиса в большинстве стран этот показатель Центробанки понижают. В России же в ноябре 2008 года ЦБ РФ повысил ставку рефинансирования с 11 до 12%. Необходимость возвращения капитала в страну смотрится как достойное оправдание. Но в скором времени обычные граждане смогут ощутить эту меру на собственном опыте - в виде повышенных процентов по кредитам, причем как по вновь выдаваемым, так и по уже выданным, в частности долгосрочным. По данным газеты METRO №216 (1603) от 13.11.2008 г.

При отзыве лицензии на совершение банковских операций депонированные в ЦБ РФ средства используются для погашения долгов кредитной  организации перед вкладчиками  и кредиторами.

     Первоначально обязательные минимальные резервы формировались как гарантия наличия определенного запаса денег, если клиенты потребуют свои вклады от банка. В настоящее время минимальные резервы играют двоякую роль. Во-первых, они должны удовлетворить интересы вкладчиков, когда при тех или иных обстоятельствах может начаться отток вкладов из данного банка. Во-вторых, с помощью регулирования суммы резервов регулируются возможности коммерческих банков выдавать кредиты и, следовательно, влиять на совокупную массу денег в обращении.

Кредитный потенциал коммерческого банка уменьшается настолько, насколько увеличивается размер его резервов, и увеличивается настолько, насколько уменьшается размер его резерва в ЦБ РФ.

     Норма обязательных резервов меняется в зависимости  от конкретных задач кредитно-денежной политики ЦБ РФ. На их дифференциацию влияет характер привлеченных коммерческим банком средств. По вкладам до востребования, когда вкладчик счета может в любое время потребовать возврата денег, или по депозитам со сравнительно коротким сроком хранения устанавливаются более высокие нормы, ибо кредиты, где используются деньги на этих вкладах, выдаются банками на более длительный срок. По вкладам с более длительным сроком хранения установлены более низкие нормы отчисления в резервы.

     Деятельность  коммерческих банков затрагивает имущественные и социальные права широкого круга граждан, предприятий, организаций, фирм, которые являются их акционерами, вкладчиками и кредиторами, поэтому государство в лице своего Центрального Банка осуществляет наблюдения и контроль за устойчивостью каждого банка и всей банковской системы. В связи с наличием кредитных связей между коммерческими банками устойчивость одних непосредственно связана с устойчивостью других.

     Правовой  основой возникающих акционерных  коммерческих банков стало постановление Совета Министров СССР от 1 сентября 1988 г. № 1061 (ч. 3 п.1) «Об утверждении Устава Госбанка СССР», в котором они впервые были включены в перечень кредитно-банковских учреждений СССР. «Госбанк СССР... регулирует деятельность специализированных, коммерческих, акционерных, кооперативных банков и других кредитных учреждений в СССР...».

     Дальнейшее  развитие банковской системы регламентировалось принятыми Верховным Советом  РСФСР двумя специальными банковскими  законами: «О банках и банковской деятельности в РСФСР» и «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», которые впоследствии неоднократно пересматривались.

     Современной правовой основой существования  банковской системы служит Гражданский  кодекс РФ и Конституция РФ. Конституционные  нормы определяют органы, уполномоченные выполнять функции управления кредитно-банковской системой, порядок их образования и принципы осуществления поставленных перед ними задач. В Конституции РФ отражены статус, задачи, основные функции и принципы организации и деятельности Центрального банка РФ как публично-правовой организации, его организационная структура, а также основополагающие права и обязанности. В частности. Конституцией РФ регламентирована независимость Банка России (ст. 75). Согласно ст. 75 п. 1 исключительной денежной единицей Российской Федерации является рубль, при этом денежная эмиссия монопольно осуществляется Центральным банком, а введение и эмиссия прочими банками других денег не допускается. В соответствии с п. 2 ст. 75 Конституции РФ основными функциями Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, ст. 74, 75 устанавливают важнейшие принципы осуществления операций с финансовыми средствами, в частности, принцип недопустимости установления каких бы то ни было препятствий для свободного перемещения финансовых средств.

     В СССР банковская система 90-х годов  характеризовалась наличием следующих  централизованных государственных  структур. Госбанк СССР с широкой сетью своих учреждений, число которых составляло около 4500 и которые были заняты производственным, расчетным, кассовым и кредитным обслуживанием предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмисси-онно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Государственный банк осуществлял все краткосрочные кредитования народного хозяйства (кроме строительных организаций), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.

Государственный банк проводил кредитное и кассовое планирование. Составление и исполнение кредитного плана производилось на основе народнохозяйственного плана и по мере его выполнения. Кредитный план, в свою очередь, использовался для воздействия на ход выполнения народнохозяйственного плана, для выявления и мобилизации дополнительных внутренних ресурсов в хозяйстве. Кассовый план Госбанка определял размеры его денежных оборотов.

     Стройбанк СССР, осуществлявший через свои учреждения, число которых достигало 800, расчетное  и долгосрочное кредитное обслуживание предприятий и отраслей капитального строительства. Он обслуживал капитальное строительство всех отраслей, кроме сельского хозяйства. Стройбанк аккумулировал специально выделяемые хозяйственными организациями средства для выполнения плана капиталовложений. За счет этих средств Стройбанк осуществлял безвозвратное финансирование капитального строительства, предоставлял кредиты на строительство, реконструкцию и ремонт и краткосрочные кредиты строительным организациям на образование оборотных средств

     Внешторгбанк  СССР со своими учреждениями (около 20), который обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств Он осуществлял кредитование внешней торговли, проводил валютные операции, проводил расчеты по экспорту и импорту товаров и оказанию услуг

     В составе Госбанка СССР находились Гострудсберкассы СССР, выполнявшие через свою сеть, насчитывавшую более 4500 отделений  и около 40 000 филиалов, хранение денежных средств населения, расчетное и  кассовое обслуживание отдельных категорий  юридических лиц Сберегательные кассы обслуживали население по операциям с государственными займами

     Такой была банковская система страны накануне реформирования. Банковская реформа  в России проводилась в несколько  этапов. На первом этапе произошли  разукрупнение Государственного банка СССР, реорганизация его деятельности, деятельности Стройбанка СССР и Внешторгбанка СССР. В июле 1987 г. была создана новая система банков, в состав которой вошли: Государственный банк СССР (Госбанк СССР) и 5 специализированных банков - Банк внешнеэкономической деятельности СССР (Внешэкономбанк СССР), Промышленно-строительный банк СССР (Промстройбанк СССР), Агропромышленный банк СССР (Агропромбанк СССР), Банк жилищно-коммунального хозяйства и социального развития СССР (Жилсоцбанк СССР), Банк трудовых сбережений и кредитования населения (Сберегательный банк СССР). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

    1. Сущность  коммерческого банка и его  организационное устройство
 

   Деятельность  банковских учреждений многообразна. В современном обществе банки занимаются различными видами операций. Они не только организуют денежный оборот и кредитные отношения. Через них осуществляются финансирование народного хозяйства, купля-продажа ценных бумаг, а в некоторых случаях посреднические сделки и управление имуществом. Кредитные учреждения консультируют, участвуют в обсуждении законодательных и народнохозяйственных программ, ведут статистику, имеют свои подсобные предприятия. Создается впечатление не о специфике, а о многоликой сути банка. В разряд его деятельности подключаются такие ее виды, которые могут выполнять и другие учреждения.

   К раскрытию сути банка можно подойти  с двух сторон: с юридической и экономической. В первом случае исходное значение приобретает понятие “банковские операции” (подробнее об этом в главе 2). В их перечень входят те, которые в соответствии с законодательством относятся исключительно к банковской деятельности. При всей важности юридического аспекта проблема сущности банка остается открытой. Выяснение сущности – это не только соотношение деятельности банка с законом. Не юридический закон определяет сущность банка как такового, не операции, разрешенные ему выполнять, а экономическая сторона дела, природа банка, дающая ему законодательное право осуществлять соответствующие сделки.

   В процессе анализа сущности банка важно не потерять исторические закономерности, учесть устойчивые, традиционные сделки, отмеченные ранее (сохранная операция, обмен валют, кредитование, расчеты), выделить, с другой стороны, те из них, которые привнесены экономической конъюнктурой, особенностями определенного этапа общественного развития. В целом познание сущности банка, как и любого другого явления, требует ответа не на вопросы о том, чем он занимается, какие операции выполняет или выполнял, а о том, какими он обладает качествами, выражающими его существенную определенность и обособленность.

     Одной из важных функций коммерческого  банка является посредничество в  кредите, которое они осуществляют путем перераспределения денежных средств, временно высвобождающихся в  процессе кругооборота фондов предприятий и денежных доходов частных лиц. Особенность посреднической функции коммерческих банков состоит в том, что главным критерием перераспределения ресурсов выступает прибыльность их использования заемщиком. Перераспределение ресурсов осуществляется по горизонтали хозяйственных связей от кредитора к заемщику, при посредстве банков без участия промежуточных звеньев в лице вышестоящих банковских структур, на условиях платности и возвратности. Плата за отданные и полученные взаймы средства формируется под влиянием спроса и предложения заемных средств. В результате достигается свободное перемещение финансовых ресурсов в хозяйстве, соответствующее рыночному типу отношений. торая важнейшая функция коммерческих банков - стимулирование накоплений в хозяйстве. Осуществление структурной перестройки экономики должно опираться на использование главным образом и в первую очередь внутренних накоплений хозяйства. Они, а не иностранные инвестиции должны составлять основную часть средств, необходимых для реформирования экономики. Между тем все ее предшествующее развитие не создавало у непосредственных производителей и других субъектов хозяйственной жизни, включая население, достаточных стимулов к сбережению и накоплению полученных доходов на потребляемую и накопляемую часть устанавливались директивным планированием. При невысоком уровне доходов населения его склонность к накоплению находилась на низком уровне, а разбалансированность потребительского рынка опустила этот уровень до минимальной отметки. Третья функция банков - посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами - при переходе к рынку приобретает новое содержание. В условиях государственной монополии на общественную собственность все расчеты между субъектами этой собственности проводились через единый государственный банк. Соответственно и формы расчетов, порядок платежей, меры ответственности сторон были рассчитаны на безусловную концентрацию всех расчетов в одном банке и приспособление к ней. Гарантом совершения платежей при такой системе расчетов выступало государство. Оно принимало на себя все возможные риски, которые, однако, были очень незначительными. Создание системы независимых коммерческих банков привело к рассредоточению расчетов и повышению в связи с этим рисков, которые должны брать на себя коммерческие банки. Формы расчетов и платежные документы практически не изменились. Они по-прежнему ориентированы на совершение расчетных операций между филиалами одного банка, а платежные документы по форме являются внутрибанковскими документами. Но ликвидация системы расчетов с использованием счетов МФО и переход на расчеты между банками через корреспондентские счета повышают их риски, поскольку расчеты проводятся не между филиалами одного банка, а между самостоятельными коммерческими банками. В этих условиях особенно важна ответственность банков за своевременное и полное выполнение поручений своих клиентов по совершению платежей.

Первым и основополагающим принципом деятельности коммерческого банка является работа в пределах реально имеющихся ресурсов. Коммерческий банк может осуществлять безналичные платежи в пользу других банков, предоставлять другим банкам кредиты и получать деньги наличными в пределах остатка средств на своих корреспондентских счетах. Возможности самостоятельно создавать денежные средства, на расчетных счетах своей клиентуры сверх имеющихся у них ресурсов, ограничены.

     Вторым  важнейшим принципом, на котором  базируется деятельность коммерческих банков, является полная экономическая  самостоятельность, подразумевающая и экономическую ответственность банка за результаты своей деятельности. Экономическая самостоятельность предполагает свободу распоряжения собственными средствами банка и привлеченными ресурсами, свободный выбор клиентов и вкладчиков, распоряжение доходами, остающимися после уплаты налогов.

     Третий  принцип заключается в том, что  взаимоотношения коммерческого  банка со своими клиентами строятся как обычные рыночные отношения. Предоставляя ссуды, коммерческий банк исходит, прежде всего, из рыночных критериев прибыльности, риска и ликвидности. Ориентация на «общегосударственные интересы» не совместима с коммерческим характером работы банка и неизбежно обернется для него кризисом ликвидности.

     Четвертый принцип работы коммерческого банка  заключается в том, что регулирование его деятельности может осуществляться только косвенными экономическими (а не административными) методами. Государство определяет «правила игры» для коммерческих банков, но не может давать им приказов.

     Порядок открытия, регистрации и ликвидации коммерческих банков на территории РФ определен Федеральным законом РФ № 395-1 "О банках и банковской деятельности" от 02.12.1990 г. (в редакции Федерального закона от 03.02.1996 г. № 17-ФЗ). В соответствии с этим законом действует лицензионный порядок осуществления банковской деятельности. Все операции банков могут производиться только на основании специальной лицензии ЦБГ* что вызвано повышенным риском самих операций и влиянием, которое они оказывают на уровень платежеспособного спроса в экономике.

     Коммерческий  банк считается созданным и приобретает  статус юридического лица после регистрации  его устава в ЦБР.

Процедура регистрации коммерческого банка  осуществляется в соответствии с  Инструкцией ЦБ РФ от 14.01.2004 № 109-И "О  порядке принятия Банком Россини решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лецензий на осуществление банковских операций".

Информация о работе Услуги и операции коммерческого банка