Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Прибыль является основной целью деятельности предприятия. Прибыль предприятия зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. В связи с этим задачей предприятия является не только получение максимального размера прибыли в текущем периоде, а ее эффективное распределение и использование для обеспечения дальнейшего роста компании. Среди факторов влияющих на изменение прибыли можно выделить объем производства продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия, его деловую репутацию.

Содержание

Введение
1.Прибыль, как экономическая категория и объект управления
Сущность и содержание прибыли
Пути и инструменты управления прибылью предприятия
Учет прибыли предприятия
2. Факторы влияющие на прибыль предприятия и экономические показатели ее оценки
2.1 Анализ формирования прибыли
2.2 Показатели оценки прибыли предприятия
2.3 Планирование прибыли
3. Пути совершенствования методики управления прибылью предприятия
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсач мой.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

      Корова – высокая доля стабилизирующейся или стареющей отрасли. Занимает лидирующее положение, что приводит к устойчивым и высоким прибылям. На конкурентную борьбу нет необходимости тратить деньги, т.к. фирма хорошо известна.

      Трудный ребенок – низкая доля быстрорастущей отрасли. Здесь два пути развития: или наращивать усилия и становиться звездой, или уходить с рынка.

      Собака  – низкая доля в стабилизирующейся отрасли или слаборастущей отрасли. Она прибыли не дает, но требует средств для поддержания положения. Она должна либо уходить с рынка, либо искать узко специализированный сегмент рынка. 

      2.2 Показатели оценки  прибыли предприятия

      Прибыль – это конечный финансовый результат  деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия. При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.

      Для принятия управленческих решений обычно используется структурированная система  показателей, ориентированная на определенную цель. Система показателей позволяет избежать опасности одностороннего и неполного отражения деятельности предприятия, поскольку отдельные показатели обладают ограниченной информационной ценностью, что может привести к неадекватной их интерпретации.

      Показатель  рентабельности отражает соотношение прибыли предприятия и факторов, которые являются, по сути, предпосылками ее возникновения. Бухгалтерская отчетность позволяет рассчитать большое количество показателей рентабельности, поэтому их необходимо систематизировать в аналитические группы с целью упорядочения и обеспечения оптимальности при выполнении аналитических процедур.1

      В качестве последних в отечественной  практике традиционно используются показатели балансовой прибыли, прибыли  от реализации товаров и чистой прибыли.

      Рентабельность  товарооборота (продаж) отражает зависимость между прибылью и товарооборотом и показывает величину прибыли, полученную с единицы проданного товара.

      Показатель  рентабельности собственного капитала позволяет инвесторам оценивать потенциальный доход от вложения средств в акции и другие ценные бумаги. На основе показателя можно определить период (число лет), в течение которого полностью окупаются средства, вложенные в предприятие. Рентабельность собственного капитала рассчитывается как отношение чистой прибыли к собственному капиталу.

      Рентабельность  активов рассчитывается как отношение балансовой прибыли к общей сумме активов, данный показатель используется в качестве основного (обобщающего) и позволяет оценить эффективность суммарных капиталовложений по финансовым источникам вне зависимости от сравнительных размеров источников этих средств.

      Рентабельность  производственных фондов торгового предприятия определяется по соотношению суммы (валовой, чистой) и средней стоимости основных и материальных оборотных средств, умноженному на 100

      Наряду  с показателями товарооборота, капитала, основных и оборотных средств  для расчета уровня рентабельности (коэффициентов) применяются и другие показатели: издержки обращения, торговая площадь, численность персонала, каждый из которых подчеркивает определенный аспект результатов деятельности торгового предприятия.

      Рассмотрим  основные показатели рентабельности предприятия.

      Рентабельность  продаж. Показатель рентабельности, рассчитанный как, отношение балансовой прибыли к товарообороту, тесно связан с результатами текущей деятельности, может быстро меняться и поэтому представляет интерес для собственников предприятия. Сопоставление этих двух показателей позволяет выявить изменение пропорций в развитии предприятия 1.

      Таким образом, самый распространенный показатель рентабельности выражает зависимость  прибыли и товарооборота. Целью  его вычисления является определение  размера той отдачи, которой добилась торговая организация от каждой денежной единицы товарооборота. Однако аналитические возможности данного показателя достаточно ограничены в силу его достаточно широкого разброса в зависимости от сферы деятельности организации. Объясняется это различием в масштабах деятельности, в размерах инвестированного капитала, в скорости оборота средств, в условиях кредитования, в размерах складских запасов и др.

        Рентабельность деятельности. Прибыль образуется как разность между доходами и затратами, что обуславливает правомерность использования в анализе показателя рентабельности, исчисляемого как отношение полученной прибыли к затратам предприятия. Уровень рентабельности торговой деятельности может выражаться, таким образом, в процентах не только к товарообороту, но и к издержкам обращения.

      Оценка  уровней показателей рентабельности связана с серьезными ограничениями, с которыми необходимо считаться. Определенные трудности представляет отсутствие общепринятых стандартов или норм различных показателей рентабельности для торговых организаций. Такие трудности могут быть частично преодолены посредством:

    • сопоставлением показателей предприятия с показателями других предприятий отрасли;
    • определения показателей за ряд лет;
    • сопоставление фактических и плановых показателей;
    • внутрифирменного сопоставления показателей (например, по структурным подразделениям или по товарным группам);
    • сопоставление альтернатив с целью выбора наиболее оптимального варианта при принятии управленческого решения.

      Рентабельность  капитала. Эффективность использования ресурсов торгового предприятия характеризуется системой показателей рентабельности, в которой каждый показатель обладает определенными возможностями и ограничениями.

      С точки зрения собственников предприятия  основным показателем является отношение  чистой прибыли к собственному капиталу. Как известно, собственный капитал не является постоянным в течение года, поэтому предпочтение в расчетах следует отдать методу расчета по средней за год величине.

      Существует  большое число показателей прибыли  и рентабельности. Проведя анализ показателей прибыли вышеизложенным способом можно адекватно и грамотно оценить финансовое положение предприятия. Это объясняется тем, что, рассчитав самые важные коэффициенты, менеджер с наибольшей скоростью и эффективностью может оценить финансовое положение предприятия и принять грамотное управленческое решение. Но нельзя все управление прибылью сводить к ее анализу. Анализ прибыли нужен для корректировки направлений деятельности, проведения мероприятий с целью увеличения прибыли. Опытные руководители всегда составляют финансовый план, куда включает планирование прибыли 

      2.3 Планирование прибыли

      Одним из инструментов управления прибыли  является планирование. Планирование - упорядоченный, обоснованный на обработке  информации процесс по разработке проекта, который определяет параметры для  достижения целей в будущем1. Этот процесс связан с рядом трудностей: во-первых, планированием занимается большое количество лиц, во-вторых, чрезмерной свободой в действиях и реакциях в системе и, наконец, несовершенным знанием о развитии в будущем, что сильно сужает горизонт предвидения. Результатом планирования является план или система планов.

      Существует  множество видов планирования по различным основаниям: по величине, по форме координации, по формам адаптации. В рамках деления планирования по величине выделяют планирование по признаку иерархии . Это означает, что отдельные планы предприятия могут находиться в отношении соподчиненности друг к другу. При этом один план считается вышестоящим, если он очерчивает рамки действий, в которых должен быть сформулирован другой (нижестоящий) план.

      План  по прибыли рекомендуется составлять: в ценах и условиях планируемого периода; в ценах и условиях, сопоставимых с предыдущим годом; в действующих  ценах и условиях. Для полного  и всестороннего учета влияния  изменения цен, использования отчетных данных предыдущего года и обеспечения соответствия между перспективным и текущим планами предприятия расчеты прибыли первоначально должны выполняться в ценах и условиях предыдущего года, а для сопоставления с перспективным планом необходим расчет и в ценах, принятых в перспективном плане.

      Конечным  финансовым результатом является балансовая прибыль, которая включает в себя 1:

    • прибыль от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг основного производства;
    • прибыль от прочей реализации, в частности основных фондов и другого ненужного имущества предприятия;
    • финансовые результаты от прочих операций.

      Прибыль от реализации продукции (услуг) целесообразно  рассчитывать по отдельным видам  хоз. деятельности раздельно. Такой  подход обусловлен тем, что некоторые виды деятельности не облагаются налогам на прибыль и НДС. Это повышает точность и объективность расчетов как налогооблагаемой базы, так и величины налогов и прибыли.

      Величину  прибыли от реализации продукции (Пб) можно определить по следующей формуле:

      Пб = n ( Врi - Офi - Наi - НДСi - Сi ),

          [7]

      где Врi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах  предприятия, тыс. руб.; Офi - отчисления во внебюджетные фонды, включаемые в  отпускную цену i-й продукции, тыс. руб.; Наi - акцизный налог, тыс. руб.; НДСi - налог на добавленную стоимость, тыс. руб.; Сi - полная себестоимость i-й реализуемой продукции, тыс. руб.; n - количество видов продукции.

      Расчет  плановой суммы прибыли целесообразно  вести методом прямого расчета  по каждому виду продукции (услуг) с последующим суммированием результата в целом по предприятию.

      Расчет  прибыли от реализации конкретного  вида продукции начинается с расчета  остатков нереализованной продукции  на начало планируемого года (конец  отчетного года - года, предшествующего планируемому).

      Затем рассчитываются остатки нереализованной  готовой продукции на конец планируемого года, т.н. выходные остатки. Они рассчитываются, исходя из среднесуточного выпуска  продукции и норматива запасов  готовой продукции в днях по формуле:

      ОПК = (ПТ *НО) / 360,

          [8]

      где ПТ - годовой объем товарной продукции  в отпускных ценах предприятия, тыс. руб.; НО - норматив остатков готовой  продукции на складе, в днях; 360 - расчетное  количество дней в году.

      Величина  дохода (ДВ) рассчитывается как сумма дохода от реализации товарной продукции (ДВТ) и дохода в остатках готовой продукции на начало планируемого года (ДВН) за минусом дохода в остатках на конец планируемого года (ДВК)по формуле:

      ДВ = ДВН + ДВТ - ДВК .

          [9]

      Величина  дохода по каждому виду продукции (ДВi) рассчитывается на основе плана производства, плана изменения остатков готовой нереализованной продукции, отпускных цен и сметы затрат на производство по формуле:

      Двi = ВРi - Ci ,

          [10]

      где ВРi - выручка от реализации i-го вида продукции в отпускных ценах предприятия; Ci - полная себестоимость, рассчитываемая на основе сметы затрат на производство i-го вида продукции.

      .

      В заключение рассчитывается плановый объем  прибыли от реализации данного вида продукции (Пбi) по формуле:

      Пбi = ДВi- Офi - Наi - НДСi ,

          [11]

      где ДВi - доход от реализации i-го вида продукции; Офi - отчисления во внебюджетные фонды  от i-й продукции; Наi - акцизный налог  от реализации i-й продукции; НДСi - НДС  от i-й продукции.

      Общий объем плановой прибыли от реализации продукции (работ, услуг) рассчитывается как сумма прибыли по всем видам продукции по формуле:

Информация о работе Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета