Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа

Описание работы

Прибыль является основной целью деятельности предприятия. Прибыль предприятия зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. В связи с этим задачей предприятия является не только получение максимального размера прибыли в текущем периоде, а ее эффективное распределение и использование для обеспечения дальнейшего роста компании. Среди факторов влияющих на изменение прибыли можно выделить объем производства продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия, его деловую репутацию.

Содержание

Введение
1.Прибыль, как экономическая категория и объект управления
Сущность и содержание прибыли
Пути и инструменты управления прибылью предприятия
Учет прибыли предприятия
2. Факторы влияющие на прибыль предприятия и экономические показатели ее оценки
2.1 Анализ формирования прибыли
2.2 Показатели оценки прибыли предприятия
2.3 Планирование прибыли
3. Пути совершенствования методики управления прибылью предприятия
Заключение
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Курсач мой.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

      Многообразие  факторов, влияющих на прибыль, требует  их классификации, которая в то же время имеет важное значение для  определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

      Ивашковский С.Н. предлагает следующую классификацию  факторов, влияющих на размер прибыли1. Он выделяет три группы факторов прибыли:

      В сфере производства: его объем, качество продукции, ассортимент, уровень оптовых цен и т.д.

      В сфере обращения: организация оперативной  работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь  с потребителями и т.д.

      Факторы, не зависящие от деятельности предприятия: перебои в материально-техническом снабжении, несвоевременная подача транспорта под отгрузку готовой продукции и др.

      Недостатком концепции Ивашковского С.Н. является то, что она не позволяет правильно  и грамотно оценить сложившуюся  ситуацию, положение предприятия  на рынке, финансовое положение предприятия и следовательно способствует принятию эффективного управленческого решения с целью увеличения прибыли. эффективное управленческое решение с целью увеличения прибыли.

      Классификация факторов С.Н. Ивашковского, рассмотренная выше, на наш взгляд не в полной мере показывает градацию факторов прибыли. Наиболее интересной в этом смысле является концепция И.А. Бланка, позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли.   

      При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.

      В свою очередь внутренние факторы  подразделяются на внепроизводственные  и производственные.

      К внепроизводственным факторам относят: организация реализации продукции, снабжение товарно-материальными  ценностями, организация экономической и финансовой работы, природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта работников предприятия.

      Производственные  факторы, отражают наличие и использование  основных элементов производственного  процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.

      В процессе осуществления хозяйственной  деятельности предприятия, связанной  с производством, реализацией продукции  и получением прибыли, эти факторы  находятся в тесной зависимости  и взаимосвязи.

      Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в современной литературе, можно выделить основные из них1: степень политической стабильности; состояние экономики государства; демографическая ситуация в стране; конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров; темпы инфляции; ставка процента за кредит; государственное регулирование экономики; платежеспособный спрос потребителей; цены, устанавливаемые поставщиками товаров; налоговая и кредитная политика государства;

      К внутренним факторам относятся: объем валового дохода; производительность труда работников; скорость оборачиваемости товаров; наличие собственных оборотных средств; эффективность использования основных фондов; порядок уровень издержек обращения структура товарной продукции; средства труда; предметы труда; трудовые ресурсы.

      По  каждому из этих двух групп выделяются следующие виды:

  • экстенсивные факторы;
  • интенсивные факторы.

      К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

      Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.

      Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения  их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров.

      Необходимо  отметить, что отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты  или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных  средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль.

      Средства  труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами  формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.

      Себестоимость продукции и прибыль находятся  в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к  соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

      Анализ  прибыли производится по плановым и  фактическим данным финансового и планово-экономического отделов, бухгалтерии, а также форм годовой и периодической отчетности.

      Важное  значение имеет анализ прибыли, который  производится по отдельным ее источникам. Особое внимание в процессе анализа  прибыли следует обратить на наиболее значимую статью ее формирования – прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую прибыли предприятия, которая зачастую по своему объему превышает балансовую прибыль. Чтобы осуществить данный анализ наиболее удобным и широко используемым является факторный анализ прибыли от реализации. При проведении данного исследования определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения1.

      Производится расчет влияния на прибыль от реализации таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

      Покажем формулы для расчета данных показателей.

      1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации товаров:

      ∆Р = Р1- Р0,       

          [1]

      где P1, - прибыль отчетного года; P0, - прибыль базисного года.

      2. Расчет влияния на прибыль  изменений отпускных цен на  реализованные товары (∆Р1):

      ∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 ,

          [2] 

        где Nр1 = Σ р1φ1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;

      р1 — цена товара в отчетном году;

      φ — количество товаров;

      Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 - реализация в  отчетном году в ценах базисного года;

      р0 — цена товара в базисном году.

      3. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров  объема товаров в оценке по  плановой (базовой) себестоимости  (∆Р2):

      ∆Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1),

          [3]

      где Р0 - прибыль базисного года;

      К1- коэффициент роста объема реализации товаров:

      К1 S1,0 / S0 , где

      S1,0 — фактическая себестоимость  реализованных товаров за отчетный  период в ценах и тарифах  ба-зисного периода; 

      S0—  себестоимость базисного года (периода).

      4. Расчет влияния на прибыль  изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости:

      ∆Р3 = Р0 * (К2 – К1) ,

          [4]

      где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

      К2 = N1,0 / N0, где

      N1,0 - реализация в отчетном периоде  по ценам базисного периода; 

      N0—  реализация в базисном периоде.

      5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4). Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:

      ∆Р4 = S1,0 – S1 ,

          [5]

      где S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.

      S1 — фактическая себестоимость  реализованных товаров отчетного  периода. 

      6. Расчет влияния на прибыль  экономии от снижения себестоимости товаров за счет структурных сдвигов в составе товаров (∆Р5) исчисляется сравнением базисной полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции с базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции:

      ∆Р5 = S0К2 – S1,0

          [6]

      Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета  определяется влияние на прибыль  изменения цен на материалы и  тарифов на услуги (∆Р6), а также  экономии, вызванной нарушениями  хозяйственной дисциплины (∆Р7).

      Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:

      ∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7  

        [7]

      или

      ∆Р = ∑7i=1 Рi, где

      ∆Р  — общее изменение прибыли;

      Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.

      Завершается анализ сопоставлением влияния каждого  фактора на прибыль от реализации товарной продукции.  

      С целью увеличения прибыли руководители прибегают к разделению товаров, реализуемые предприятием на 4 группы1:

      Звезда  – высокая доля в быстрорастущей отрасли, занимает лидирующее положение на рынке, приносит значительный доход. Но большую часть этих доходов тратит на поддержание своего исключительного преимущества (лидирующего положения). Данная группа всегда испытывает недостаток средств.

Информация о работе Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета