Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 19:42, курсовая работа
Прибыль является основной целью деятельности предприятия. Прибыль предприятия зависит от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия. Рост прибыли создает финансовую базу для экономического развития предприятия. В связи с этим задачей предприятия является не только получение максимального размера прибыли в текущем периоде, а ее эффективное распределение и использование для обеспечения дальнейшего роста компании. Среди факторов влияющих на изменение прибыли можно выделить объем производства продукции, качество товара, конкурентоспособность предприятия, его деловую репутацию.
Введение
1.Прибыль, как экономическая категория и объект управления
Сущность и содержание прибыли
Пути и инструменты управления прибылью предприятия
Учет прибыли предприятия
2. Факторы влияющие на прибыль предприятия и экономические показатели ее оценки
2.1 Анализ формирования прибыли
2.2 Показатели оценки прибыли предприятия
2.3 Планирование прибыли
3. Пути совершенствования методики управления прибылью предприятия
Заключение
Список используемой литературы.
Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.
Ивашковский С.Н. предлагает следующую классификацию факторов, влияющих на размер прибыли1. Он выделяет три группы факторов прибыли:
В сфере производства: его объем, качество продукции, ассортимент, уровень оптовых цен и т.д.
В сфере обращения: организация оперативной работы по реализации продукции, соблюдение условий договоров, взаимосвязь с потребителями и т.д.
Факторы,
не зависящие от деятельности предприятия:
перебои в материально-
Недостатком концепции Ивашковского С.Н. является то, что она не позволяет правильно и грамотно оценить сложившуюся ситуацию, положение предприятия на рынке, финансовое положение предприятия и следовательно способствует принятию эффективного управленческого решения с целью увеличения прибыли. эффективное управленческое решение с целью увеличения прибыли.
Классификация факторов С.Н. Ивашковского, рассмотренная выше, на наш взгляд не в полной мере показывает градацию факторов прибыли. Наиболее интересной в этом смысле является концепция И.А. Бланка, позволяющая дать системную классификацию факторов прибыли.
При этом факторы, влияющие на прибыль, классифицируются по разным признакам. Так, выделяют факторы внешние и внутренние. Внутренние факторы – факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют стороны работы коллектива. Внешние факторы – факторы, не зависящие от деятельности самого предприятия. Однако, они могут оказывать существенное влияние на прибыль. В процессе анализа влияние внутренних и внешних факторов дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешних воздействий, что имеет важное значение для объективной оценки собственных достижений коллектива.
В свою очередь внутренние факторы подразделяются на внепроизводственные и производственные.
К
внепроизводственным факторам относят:
организация реализации продукции,
снабжение товарно-
Производственные факторы, отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли, - это средства труда, предметы труда и сам труд.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной зависимости и взаимосвязи.
Среди многообразия внешних факторов, которые можно встретить в современной литературе, можно выделить основные из них1: степень политической стабильности; состояние экономики государства; демографическая ситуация в стране; конъюнктура рынка, в том числе рынка потребительских товаров; темпы инфляции; ставка процента за кредит; государственное регулирование экономики; платежеспособный спрос потребителей; цены, устанавливаемые поставщиками товаров; налоговая и кредитная политика государства;
К внутренним факторам относятся: объем валового дохода; производительность труда работников; скорость оборачиваемости товаров; наличие собственных оборотных средств; эффективность использования основных фондов; порядок уровень издержек обращения структура товарной продукции; средства труда; предметы труда; трудовые ресурсы.
По каждому из этих двух групп выделяются следующие виды:
К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов). К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).
Внешние и внутренние факторы тесно связаны между собой. Но внутренние факторы напрямую зависят от организации работы самого предприятия.
Степень влияния вышеназванных факторов зависит не только от соотношения их самих, но и от стадии жизненного цикла предприятия, от компетенции и профессионализма его менеджеров.
Необходимо отметить, что отдельные составляющие издержек (амортизация, материальные затраты или заработная плата) и виды авансированных средств (стоимость основных и оборотных средств, трудовые ресурсы) под влиянием одних и тех же факторов могут изменяться по-разному, иногда в противоположном направлении, и оказывать различное влияние на прибыль.
Средства труда, предметы труда и трудовые ресурсы являются не только факторами формирования прибыли, но одновременно служат основой для определения направлений поиска резервов ее повышения. Их рациональное эффективное использование способствует увеличению выпуска продукции в натуральном выражении, повышению качества изделий. В результате уменьшается объем применяемых и расходуемых средств на производство единицы продукции, что находит отражение в снижении материалоемкости, фондоемкости, трудоемкости, себестоимости конкретных изделий, и наоборот, нерациональное использование ресурсов приводит к увеличению их объема на единицу вырабатываемой продукции. Это снижает показатели, характеризующие интенсивность развития и эффективность хозяйствования.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот. Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
Анализ прибыли производится по плановым и фактическим данным финансового и планово-экономического отделов, бухгалтерии, а также форм годовой и периодической отчетности.
Важное значение имеет анализ прибыли, который производится по отдельным ее источникам. Особое внимание в процессе анализа прибыли следует обратить на наиболее значимую статью ее формирования – прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг как важнейшую составляющую прибыли предприятия, которая зачастую по своему объему превышает балансовую прибыль. Чтобы осуществить данный анализ наиболее удобным и широко используемым является факторный анализ прибыли от реализации. При проведении данного исследования определяется влияние объема и структуры товарооборота, валового дохода от реализации, издержки обращения1.
Производится расчет влияния на прибыль от реализации таких факторов, как изменение: объема реализации; структуры продукции; отпускных цен на реализованную продукцию; транспортных расходов; уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.
Покажем формулы для расчета данных показателей.
1. Расчет общего изменения прибыли (∆Р) от реализации товаров:
∆Р = Р1- Р0,
[1]
где P1, - прибыль отчетного года; P0, - прибыль базисного года.
2. Расчет влияния на прибыль изменений отпускных цен на реализованные товары (∆Р1):
∆Р1 = Nр1 - Nр1,0 = Σ р1φ1 - Σ р0φ0 ,
[2]
где Nр1 = Σ р1φ1 - реализация в отчетном году в ценах отчетного года;
р1 — цена товара в отчетном году;
φ — количество товаров;
Nр1,0
= Σ р1φ1 - Σ р0φ0 - реализация в
отчетном году в ценах
р0 — цена товара в базисном году.
3. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров объема товаров в оценке по плановой (базовой) себестоимости (∆Р2):
∆Р2 = Р0 * К1 – Р0 = Р0 * (К1 – 1),
[3]
где Р0 - прибыль базисного года;
К1- коэффициент роста объема реализации товаров:
К1 S1,0 / S0 , где
S1,0
— фактическая себестоимость
реализованных товаров за
S0— себестоимость базисного года (периода).
4. Расчет влияния на прибыль изменений в объёме товаров, обусловленных изменениями в структуре товара (∆Р3). Данный коэффициент сводится к определению разницы коэффициента роста объема реализации продукции в оценке по отпускным ценам и коэффициента роста объема реализации продукции по базисной себестоимости:
∆Р3 = Р0 * (К2 – К1) ,
[4]
где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:
К2 = N1,0 / N0, где
N1,0 - реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода;
N0— реализация в базисном периоде.
5. Расчет влияния на прибыль экономии от снижения себестоимости товаров (∆Р4). Коэффициент выражается разницей между базисной полной себестоимостью фактически реализованной продукции и фактической себестоимостью. В данном случае это влияние составило:
∆Р4 = S1,0 – S1 ,
[5]
где S1,0 - себестоимость реализованных товаров отчетного периода в ценах и условиях базисного периода.
S1
— фактическая себестоимость
реализованных товаров
6.
Расчет влияния на прибыль
экономии от снижения
∆Р5 = S0К2 – S1,0
[6]
Отдельным расчетом по данным бухгалтерского учета определяется влияние на прибыль изменения цен на материалы и тарифов на услуги (∆Р6), а также экономии, вызванной нарушениями хозяйственной дисциплины (∆Р7).
Сумма факторных отклонений дает общее изменение прибыли от реализации за отчетный период, что выражается следующей формулой:
∆Р = Р1 - Р0 = ∆Р1 + ∆Р2 + ∆Р3 + ∆Р4 + ∆Р5 + ∆Р6 + ∆Р7
[7]
или
∆Р = ∑7i=1 Рi, где
∆Р — общее изменение прибыли;
Рi — изменение прибыли за счет i-го фактора.
Завершается анализ сопоставлением влияния каждого фактора на прибыль от реализации товарной продукции.
С целью увеличения прибыли руководители прибегают к разделению товаров, реализуемые предприятием на 4 группы1:
Звезда – высокая доля в быстрорастущей отрасли, занимает лидирующее положение на рынке, приносит значительный доход. Но большую часть этих доходов тратит на поддержание своего исключительного преимущества (лидирующего положения). Данная группа всегда испытывает недостаток средств.
Информация о работе Управление прибылью предприятия в системе управленческого учета