Управленческий учет и его значение в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы исследовать теоретические основы бухгалтерского управленческого учета
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1) Рассмотреть экономическую сущность управленческого учета;
2) Исследовать регламентацию управленческой деятельности;
3) Изучить управленческий учет как основа планирования бизнеса на примере ЗАО «ИнфоЦентр»;
4) Проанализировать основные компоненты и этапы постановки системы управленческого учета в организации.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретичесткие основы управленческого учета 5
1.1. Экономическая сущность управленческого учета 5
1.2. Регламентация управленческой деятельности 6
1.3. Управленческий учет как основа планирования бизнеса 14
Глава 2. Организационно-экономические элементы построения управленческого учета в ЗАО «ИнфоЦентр» 17
2.1. Краткая характеристика предприятия………………………………………..17
2.2. Концепция построения управленческого учета в организации ЗАО «Инфо-Центр»……………………………………………………………………………18
Глава 3. Основные направления по совершенствованию управленческого учета на предприятии «ИнфоЦентр»…………………………………………23
3.1. Введение составления смет (бюджетов) для каждого центра ответственно-сти…………………………………………………………………………………..23
3.2. Перспективы организации системы контроллинга на предприятии……..29
Заключение ………………………………………………………………………..36
Список использованных источников и литературы 38

Работа содержит 1 файл

мален.docx

— 87.46 Кб (Скачать)

4. Наличие правил документооборота  и технология обработки учетной  документации - правила документооборота на предприятии регулируются принимаемым графиком документооборота, составляемым в виде схемы или перечня работ, выполняемых структурными подразделениями с отражением взаимосвязи, сроков формирования, исполнения документов и их дельнейшем хранении.

5. Методы оценки видов имущества  и обязательств - оценка имущества  и обязательств предприятия производится в обязательном порядке для их отражения в бухгалтерском учете и отчетности: оценка товаров, оценка незавершенного производства, оценка финансовых вложений, оценка материалов, оценка готовой продукции.

6. Способ начисления амортизации  по ОС и НМА - на предприятии  используется линейный способ начисления амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

7. Вариант списания общехозяйственных  расходов - на предприятии общехозяйственные расходы списываются по объектам калькуляции пропорционально заработной платы.

Все технико-экономические  показатели деятельности предприятия ЗАО «ИнфоЦентр» сведены в таблицы и представлены в Приложении А.

Одним из важных аспектов в развитии теории и практики управленческого  учета является концепция разграничения контроля за уровнем затрат и уровнем доходов по местам их возникновения и центрам ответственности. Центр Ответственности - структурное подразделение предприятия, которое полностью контролирует определенные аспекты своей финансово-хозяйственной деятельности, а его руководитель самостоятельно принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых показателей.

Итак, на данном предприятии  можно выделить следующие центры ответственности: центры затрат, центр доходов или центр ответственности по сбыту продукции, центр ответственности за снабжение, центр ответственности за производство, центр управления.

В основе этой классификации  лежит критерий финансовой ответственности их руководителей, определяемый широтой предоставленных им полномочий и полнотой возложенной на них ответственности. Также выделение центров ответственности произведено по принципу осуществления производственных функций.

Центр затрат - структурное подразделение предприятия, руководитель которого отвечает только за затраты; в рамках такого центра организуется планирование, нормирование и учёт затрат факторов производства с целью контроля, анализа и управления процессами их использования.

Центры затрат - это все  обособленные структурные подразделения  ЗАО «ИнфоЦентр», так как в каждом из них организуется нормирование, планирование и учет издержек производства в целях наблюдения, контроля и управления затратами производственных ресурсов, а также оценки их использования. В центрах затрат контролируются только их расходы. Их основной целью является минимизация затрат.

Центром доходов называется структурное подразделение Компании, которое полностью контролирует свои доходы, а его руководитель самостоятельно, в рамках делегированных полномочий, принимает управленческие решения в рамках этих аспектов и несет полную ответственность за выполнение доведенных ему плановых (нормативных) финансовых показателей.

Центром доходов или  центром ответственности по сбыту  продукции является отдел продаж. Руководитель именно этого подразделения, то есть коммерческий директор, в рамках выделенного бюджета ответственен за максимизацию дохода от продаж.

Центр ответственности  за снабжение - это отдел снабжения. Именно здесь планируются, учитываются и контролируются закупки товарно-материальных ценностей, их хранение, затраты по закупке и хранению материальных ценностей, их отпуск в производство.

Что касается центра ответственности  за производство, то, можно сказать, таковым является Технический директор и подчиняемый ему производственный отдел. Ведь именно данный отдел планирует, учитывает и контролирует затраты на покупку продукции и виды оказываемых услуг, а также контролирует качество, исчисляет себестоимость.

Заместители Генерального Директора по продажам, снабжению, Технический директор и Бухгалтерия, планируют, учитывают и контролируют затраты на их функционирование и определяют эффективность своей деятельности. Следовательно, перечисленные структурные подразделения являются центром управления.

Деление организации на центры ответственности и их ранжирование называют организационной структурой предприятия. Она может быть охарактеризована как централизованная или децентрализованная - в зависимости от степени ответственности, возложенной на ее менеджеров.

В ЗАО «ИнфоЦентр» децентрализованная структура. С одной стороны, менеджеры в компаниях с такой структурой несут большую ответственность, обладают расширенными полномочиями и могут принимать значительную часть решений без предварительного согласования с администрацией предприятия. С другой стороны, при децентрализованной структуре между управляющими распределяется ответственность в части планирования и контроля затрат и результатов деятельности отдельных структурных подразделений. Организационная структура ЗАО «ИнфоЦентр» представлена в Приложение Б.

Все вышеперечисленные  особенности Компании базируются на следующих принципах управленческого учета ЗАО «ИнфоЦентр»:

Принцип соотнесения доходов и  расходов (принцип начисления). Доходы и расходы должны быть соотнесены друг с другом (расходы должны быть отражены в учете за тот же период, что и доход, для получения которого они были произведены) и отражены в отчетности в том отчетном периоде, в котором они возникли.

Принцип продолжающейся деятельности. Компания будет продолжать свою деятельность достаточно долго в соответствии с целями своего создания; не будет ликвидировано в ближайшее время или реорганизовано, что повлияет на оценку активов в отчетности.

Принцип непрерывности. Выражен в двух формулах:

Исх. остаток =Вх. остаток + Д-т оборот - К-т оборот     (2)

конечное  состояние регистра учета на конец  отчетного периода формируется  исходя из его начального состояния  на начало периода и его изменения  в течение отчетного периода.

Вх. остаток = Исх. Остатку         (3)

входящий остаток регистра учета  на текущую дату равен исходящему остатку этого же регистра предыдущей даты.

Принцип осторожности (консервативности, осмотрительности). Документы отчетности не должны допускать завышенной оценки активов и прибыли и заниженной оценки обязательств. Следствием является выбор при оценке активов и прибыли из двух альтернатив наименьшей, а обязательств - наибольшей.

Принцип документарного учета. Отражение операций в учете производится исключительно на основании первичных документов.

Принцип преобладания содержания над формой. Факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования.

Принцип полноты. Представленная информация должна быть полной при отражении всех фактов хозяйственной деятельности.

Принцип материальности. Статья материальна, когда ее исключение или ошибка в данной статье могут оказать существенное влияние на решение, принимаемое пользователем на основе данной информации.

Принцип двойной записи. Любая проводка по дебиту одного счета одновременно отражается в той же сумме по кредиту другого счета.

Принцип целостности. Результат по счету равен сумме его аналитик, его составляющих.

Принцип постоянства. Соблюдение одних и тех же процедур составления отчетности в отчетном периоде.

Принцип сопоставимости. Возможность сравнения данных отчетности о работе Компании с данными отчетности других Компаний.

Система, не удовлетворяющая  хотя бы одному из вышеперечисленных  принципов, не может являться учетной  для ведения управленческого учета компании «ИнфоЦентр».

Глава 3. Основные направления по совершенствованию управленческого учета на предприятии ЗАО «ИнфоЦентр»

3.1. Введение составления смет (бюджетов) для каждого центра ответственности

Для более успешного  ведения управленческого учета  в ЗАО «ИнфоЦентр» и вообще для эффективности его деятельности в целом предприятию предлагается формировать сметы (бюджеты) на каждый центр ответственности. Ведь именно бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. В результате его составления становится ясно, какую прибыль получит предприятие при одобрении того или иного плана развития.

Итак, составление бюджетов в любой  организации имеет несколько  аспектов: организационный, технический и методологический.

Организационный аспект составления  бюджетов. Одним из важнейших принципов формирования и представления руководству бюджетов является принцип своевременности. При составлении бюджетов необходима четкая регламентация ответственности и сроков их предоставления. Целесообразно назначение лиц, которые будут заниматься планированием на постоянной основе. Не менее важен вопрос взаимоотношений между сотрудниками, занимающимися бюджетированием. Взаимоотношения между сотрудниками целесообразно выстраивать в иерархическом порядке, в соответствии с организационной структурой компании: администраторы бюджета - финансисты, работающие в главном офисе и отвечающие за бюджетный процесс в целом; консолидаторы - финансовые и функциональные специалисты, отвечающие за бюджетирование на уровне функциональных подразделений и/или региональных структур; планировщики - рядовые сотрудники, отвечающие за отдельные участки учета и планирования.18

Составление бюджета в  иерархической организационной  среде может производиться при  помощи двух основных подходов - сверху вниз (исходя из целевых параметров, намеченных руководством) и снизу вверх (при формировании подразделениями своих планов). Во многих организациях применяется комбинированный подход: сначала определяются общие цели, вытекающие из стратегии компании и рыночных прогнозов (сверху вниз), а уже затем составляется реальный бюджет (снизу вверх).

Другой важной задачей  является доведение составляющих бюджеты  сотрудников информации о целях разработки бюджетов. Иначе возможна ситуация, когда информацию о целях бюджетирования имеет только высшее руководство. В этом случае качество составляемых бюджетов значительно падает, поскольку сотрудники, занимающиеся бюджетированием, не понимают, каков будет конечный результат их работы.

Технический аспект составления  бюджетов. Успешность и своевременность составления бюджетов зависит от того, в какой программной среде они будут разрабатываться.

Обычно составление бюджета  выполняется при помощи электронных  таблиц, в которые заносятся данные по каждому подразделению. Если имеются  разные версии бюджета, а также необходимо отображать фактические и прогнозные данные по его выполнению, то в этом случае каждый департамент будет представлен несколькими таблицами вместо одной.19

Такая ситуация остается приемлемой, пока отделов, участвующих в составлении бюджетов, мало; затем большими объемами информации становится сложно управлять, а вероятность ошибки увеличивается в несколько раз. Возникает проблема числового контроля данных, полученных от других работников. Данную проблему можно устранить с помощью программного обеспечения, имеющего следующие характеристики: комплексный контроль версий, обеспечивающий каждому пользователю работу с правильной версией. Руководитель должен иметь возможность в любой момент заблокировать работу с одной версией и перейти к использованию другой; возможность связи с другими системами при помощи мощного механизма интеграции данных. Эта возможность позволяет извлекать данные, при необходимости группировать их, а затем загружать в базу данных; возможность постоянного отслеживания динамики поступления данных; встроенная проверка правильности, сообщающая пользователям, соответствуют ли их данные требованиям руководства.

Методологический аспект составления бюджетов. Форма составления бюджетов произвольна и определяется потребностями людей, их составляющих. Однако бюджет должен иметь четкую и логичную структуру. Содержащаяся в нем информация должна быть ясна и понятна: излишние данные перегрузят бюджет ненужными сведениями и затруднят его восприятие.

Один бюджет может содержать  данные о доходах и расходах либо об одном из них. Единицы, в которых составляется бюджет, могут быть как денежными, так и натуральными (условно-натуральными). При подготовке бюджета необходимо ясно сформулировать его название и период, для которого он составляется.

Информация о работе Управленческий учет и его значение в рыночной экономике