Учётная политика организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - изучение теоретических и практических аудита учётной политики ОАО ЯЗДА.

В процессе работы была рассмотрена сущность учётной политики, её сущность и структура, выявлены основные принципы и требования к её формированию, исследована учётная политика ОАО ЯЗДА, составлены план и программа аудита, а так же даны методические рекомендации по внесению изменений учётной политики, способствующие росту и укреплению учётной и налоговой деятельности предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………4-5

1.Методические основы учётной политики предприятия…………………………...6-18

1.1. Понятие учётной политики и её основные положения…………………………..6-8

1.2. Принципы и задачи формирования учётной политики………………………….9-11

1.3. Нормативно-правовое регулирование формирования учётной политики…….11-18

2. Аудит учётной политики на примере открытого акционерного общества

«Ярославский завод дизельной аппаратуры»………………………………………..

2.1. Организационные и технологические особенности предприятия, влияющие

на выбор учётной политики ОАО ЯЗДА……………………………………………..19-30

2.2.. План аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………………..19-23

2.3.. Программа аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………...24-25

2.4. Аудит учетной политики ОАО ЯЗДА в методологическом аспекте……………25-30

3. Совершенствование учётной политики на основании аудиторской проверки

ОАО ЯЗДА………………………………………………………………………………30-35

Заключение……………………………………………………………………………..35-37

Список принятых сокращений…………………………………………………………38

Список использованной литературы………………………………………………….39-41

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 104.79 Кб (Скачать)

     Определение стоимости материальных ценностей  по фактической себестоимости, позволяет  организации избежать искажения  в учете и реально оценить  расходы на приобретение материально-производственных запасов.

     ОАО ЯЗДА по данным бухгалтерского аналитического учета имеет следующие виды материально-производственных запасов по состоянию на 1 октября 2009 года (таблица 8).

     Оценка  материально-производственных запасов  при отпуске их в производство производится по средней себестоимости  для бухгалтерского и налогового учета, путем деления общей себестоимости  группы запасов на их количество, складывающихся соответственно из себестоимости и  количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение  данного месяца.

     Выбор метода средней себестоимости для  оценки материальных запасов является положительным моментом учетной  политики, так как позволяет организации  равномерно списывать израсходованные  материалы на себестоимость и  избежать скачков в ее формировании. 

     Оценка  материально-производственных запасов

             Таблица 5.

№ п/п Номера счетов Виды материально-производственных запасов Стоимость запасов  на 01.10.2009 г., тыс. руб.
1. 10–1 Материалы 1869
2. 10–2 Топливо -
3. 10–3 Запасные части 300
4. 10–4 Строительные  материалы 980
5. 10–5 Инвентарь и  хозяйственные принадлежности 2500
6. 41 Товары для  перепродажи 997
    Итого материальных запасов 6646
 

     При списании товаров в бухгалтерском  и в налоговом учете применяется  метод оценки по себестоимости первых по времени приобретений (метод ФИФО). Применение этого метода заключается  в том, что товары в организации  первыми поступающие на продажу  оцениваются по себестоимости первых по времени закупок с учетом стоимости  ценностей, числящихся на начало месяца. Применение метода ФИФО дает организации  максимально возможную величину чистого дохода, что делает его  финансовую отчетность более привлекательной  для внешних пользователей. Но это  только одна положительная сторона  данного метода. Отрицательным же является то, что списывая товары по себестоимости первых по времени  закупок, предприятие увеличивает  остаток товаров на складе и занижает себестоимость. Тем самым, завышает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, и увеличивает налог.

     в) Выбор способа распределения  общехозяйственных расходов.

     Согласно  учетной политике, общехозяйственные  расходы в бухгалтерском и  в налоговом учете списываются  сразу в дебет счета 90 «Продажи»  субсчет «Себестоимость продаж». К  общехозяйственным затратам в ОАО ЯЗДА включаются зарплата администрации, расходы по содержанию основных средств управленческого назначения, амортизация офисных помещений и оборудования, расходы на связь, арендные платежи.

     Выбор способа распределения общехозяйственных  расходов можно рассмотреть с  двух сторон: с одной стороны –  списание общехозяйственных расходов сразу на себестоимость продаж повышает коэффициенты оборачиваемости, с другой стороны – снижает рентабельность предприятия.

            г) Порядок создания резервов.

     Согласно  учетной политике, на предприятии  предусмотрено созданиетаких резервов как резерв под снижение стоимости МПЗ, по сомнительным долгам, предстоящих расходов на оплату отпусков, резерв по гарантийному ремонту и обслуживанию.

     е) Учет выручки в целях исчисления НДС.

     Согласно  учетной политике, организация в  течение 2009 года начисляла налог  на добавленную стоимость по мере отгрузки товаров, работ, услуг. В связи  с тем, что ежемесячная сумма  выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг превышала 1000000 рублей без учета НДС, налоговая декларация по НДС представляется и налог  уплачивается в бюджет ежемесячно. Организации было бы выгоднее начислять  НДС «по оплате», но в связи  с изменениями в главу 21 Налогового Кодекса РФ с 01.01.2008 года, все предприятия  независимо от форм собственности перейдут на определение выручки для начисления налога на добавленную стоимость  «по отгрузке». В связи с этим начисление НДС «по отгрузке»  является положительным моментом учетной  политики, так как избавит организацию  от трудностей, связанных с переходным периодом.

     ж) Учет доходов и расходов для расчета  налога на прибыль.

     Согласно  учетной политике, для учета доходов  и расходов в целях исчисления налога на прибыль применяется метод  начисления, доходы и расходы признаются в том периоде, в котором они  произведены, независимо от даты оплаты. Это является положительным моментом учетной политики, так как позволяет  соблюдать принципы временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

     В связи с тем, что предыдущие четыре квартала выручка от реализации превышала  в среднем 3000000 рублей за каждый квартал  исчисление и уплаты налога на прибыль  производится поквартально.

     Так как по данным, предоставленным организацией, не возникает разниц между бухгалтерским  и налоговым учетом, налогооблагаемая прибыль равна прибыли до налогообложения  по бухгалтерскому учету. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Совершенствование  учётной политики  на основании аудиторской  проверки ОАО ЯЗДА.

     На  основании проведенного анализа  были разработаны рекомендации по совершенствованию  учетной политики по созданию объединенной учетной политики для бухгалтерского и налогового учета, так как при  разработке учетной политики устанавливаются  методы ведения не только бухгалтерского, но и налогового учета. Учетную политику для бухгалтерского учета изменять в лучшую сторону получается не каждый год. Делать это можно, только если кардинально  изменилось законодательство, фирма  реорганизовалась или начала вести  новый вид деятельности. Зато учетную  политику в целях налогообложения  бухгалтер вправе изменять ежегодно, если пришли к выводу, что целесообразнее использовать иной метод учета. Хорошо продуманная учетная политика позволяет  сблизить бухгалтерский и налоговый  учет, а главное – сэкономить на налогах

     а) При утверждении учетной политики необходимо устанавливать правила  документооборота на предприятии, к  которым обычно прилагают график документооборота. Графиком устанавливается  на предприятии рациональный документооборот, то есть предусматривается оптимальное  число исполнителей, через которых  будет проходить каждый первичный  документ, и определяется минимальный  срок его нахождения в том или  ином подразделении. Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации  с тем, чтобы каждый первичный  документ как можно быстрее проходил через конкретных исполнителей. График документооборота способствует улучшению  всей учетной работы на предприятии, усилению контрольных функций бухгалтерского учета, повышению уровня механизации  и автоматизации учетных работ.

     В связи с постоянными изменениями  в бухгалтерском и налоговом  учете рекомендуется пользоваться информационной системой «Консультант+», которая поможет найти ответ  на любой интересующий вопрос за очень  короткое время. С помощью этой программы  бухгалтер всегда будет в курсе  всех изменений в законодательстве, а это поможет избежать возможных  ошибок в учете и при налогообложении.

     Для работы с банком рекомендуется пользоваться программой «Клиент-Банк». Это намного  сэкономит время, которое бухгалтер  тратит на обработку банковских выписок, поездок в банк. А самое главное, в любое время бухгалтер будет  информирован о состоянии расчетного счета.

     В последовательности необходимо применять  современные методы управления, и  в первую очередь маркетинга. При  принятии управленческих решений базироваться на объективной и по возможности  полной информации о состоянии рынка  и положении его участников.

     в) В целях сближения можно выбрать  единый способ списания материалов в  налоговом и бухгалтерском учете. В приказе об учетной политике нужно предусмотреть способ списания материально – производственных запасов в производство методом  ЛИФО. Метод ЛИФО основан на том, что материальные ресурсы, первыми  поступающие в производство или  на продажу, должны быть оценены по себестоимости последних в последовательности по времени закупок. При применении этого метода оценка материальных ресурсов, находящихся на складе на конец отчетного  периода, производится по фактической  себестоимости ранних по времени  закупок, а в себестоимости реализованной  продукции (работ, услуг) учитывается  стоимость поздних по времени закупок. Таким образом, выбрав метод ЛИФО для оценки материальных запасов, предприятие еще экономит на налоге на прибыль.

     г) В бухгалтерском учете можно применять те же правила формирования резерва по сомнительным долгам, что и в налоговом учете. Для создания резерва долги делятся на три группы в зависимости от срока возникновения:

     – свыше 90 дней;

     – от 45 до 90 дней;

     – менее 45 дней.

     В резерв можно включить полностью  долги первой группы и половину долгов второй группы. Сумма резерва в  целом не должна превышать 10 процентов  от выручки организации без учета  НДС. Данные бухгалтерского учета можно  использовать при расчете налога на прибыль.

     Резерв  по сомнительным долгам, созданные  в бухгалтерском учете, дает предприятию  возможность учитывать определенные виды затрат постепенно в течение  года, а не разом большой суммой. Создание резерва выгодно предприятию  для оптимизации налогообложения. В таком случае можно списать  просроченную дебиторскую задолженность, не дожидаясь, пока истечет срок исковой  давности. В данной ситуации можно  уже через три месяца после  неоплаты долга отнести всю сумму  задолженности в уменьшение налогооблагаемый прибыли. Основанием для создания резерва  по сомнительным долгам в бухгалтерском  и в налоговом учете являются результаты проведенной на конец  отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности. Таким  образом, организация, создав в бухгалтерском  учете резерв по сомнительным долгам, руководствуясь теми требованиями, которые  приведены в статье 266 Налогового кодекса РФ, фактически получает отсрочку по уплате налога на прибыль и не отражает разницы, о которых говорит  ПБУ 18/02.

     е) С 01.01.2008 года в главу 25 Налогового Кодекса  вносятся изменения, согласно которым  предприятие вправе само устанавливать  перечень прямых и косвенных расходов, что обязательно должно быть отражено в учетной политике. Для правильного  определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и начисление налога, рекомендуется вести аналитические  регистры налогового учета.

     ж) Для усиления контроля за оборотными средствами предприятия, в учетной  политике необходимо прописать проведение инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности. На основании данных инвентаризации провести анализ задолженности  по срокам возникновения и принять  меры по устранению долгов.

Заключение

 

     В условиях развивающихся рыночных отношений  в нашей стране предприятие (организация) стало юридически и экономически самостоятельным. Эффективность управления хозяйственной деятельностью предприятия  все более зависит не только от уровня информационного обеспечения  его отдельных подразделений  и служб, но и от должным образом  поставленного бухгалтерского учета. Совершенствовать учетный процесс  на предприятии позволяет правильный выбор учетной политики. Следовательно, актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется необходимостью исследования конкретных методов и форм ведения  бухгалтерского учета, совокупность которых  составляют категорию учетной политики.

Информация о работе Учётная политика организации