Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:24, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических и практических аудита учётной политики ОАО ЯЗДА.
В процессе работы была рассмотрена сущность учётной политики, её сущность и структура, выявлены основные принципы и требования к её формированию, исследована учётная политика ОАО ЯЗДА, составлены план и программа аудита, а так же даны методические рекомендации по внесению изменений учётной политики, способствующие росту и укреплению учётной и налоговой деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………4-5
1.Методические основы учётной политики предприятия…………………………...6-18
1.1. Понятие учётной политики и её основные положения…………………………..6-8
1.2. Принципы и задачи формирования учётной политики………………………….9-11
1.3. Нормативно-правовое регулирование формирования учётной политики…….11-18
2. Аудит учётной политики на примере открытого акционерного общества
«Ярославский завод дизельной аппаратуры»………………………………………..
2.1. Организационные и технологические особенности предприятия, влияющие
на выбор учётной политики ОАО ЯЗДА……………………………………………..19-30
2.2.. План аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………………..19-23
2.3.. Программа аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………...24-25
2.4. Аудит учетной политики ОАО ЯЗДА в методологическом аспекте……………25-30
3. Совершенствование учётной политики на основании аудиторской проверки
ОАО ЯЗДА………………………………………………………………………………30-35
Заключение……………………………………………………………………………..35-37
Список принятых сокращений…………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………………….39-41
Введение…………………………………………………………
1.Методические основы учётной политики предприятия…………………………...6-18
1.1. Понятие учётной
политики и её основные
1.2. Принципы и задачи формирования учётной политики………………………….9-11
1.3. Нормативно-правовое
регулирование формирования
2. Аудит учётной политики на примере открытого акционерного общества
«Ярославский завод дизельной аппаратуры»………………………………………..
2.1. Организационные и технологические особенности предприятия, влияющие
на выбор учётной
политики ОАО ЯЗДА……………………………………………..19-
2.2.. План аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………………..19-23
2.3.. Программа аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………...24-25
2.4. Аудит учетной политики ОАО ЯЗДА в методологическом аспекте……………25-30
3. Совершенствование учётной политики на основании аудиторской проверки
ОАО ЯЗДА……………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список принятых
сокращений……………………………………………………
Список использованной
литературы………………………………………………….
Приложения……………………………………………………
Объем 41 с., 1 рис., 6 табл., 31 источников, 2 прил.
Учётная политика, аудит учётной политики , план и программа учётной политики, налоговый учёт при формировании учётной политики, документальное оформление
Предмет исследования –учётная политика ОАО ЯЗДА.
Объект исследования – Открытое акционерное обжество «Ярославский завод дизельной аппаратуры» ( сокращённо ОАО ЯЗДА )
Цель работы - изучение теоретических и практических аудита учётной политики ОАО ЯЗДА.
В процессе работы была рассмотрена сущность учётной политики, её сущность и структура, выявлены основные принципы и требования к её формированию, исследована учётная политика ОАО ЯЗДА, составлены план и программа аудита, а так же даны методические рекомендации по внесению изменений учётной политики, способствующие росту и укреплению учётной и налоговой деятельности предприятия.
Результаты
работы:. сформулированы выводы и предложения,
направленные на дальнейшее усовершенствование
учётной политики ОАО ЯЗДА.
Введение
Общепризнанно, что бухгалтерский учет на предприятии должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. При этом под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
Теоретически возможны три подхода к установлению правил поставки бухгалтерского учета на предприятии: централизованный, децентрализованный и смешанный. При первом подходе ведение учета регламентируется из единого центра, при чем особого значения не имеет, государственный это орган или общественное объединение.
Второй подход предполагает индивидуализацию правил бухгалтерского учета для каждого хозяйствующего субъекта. Хотя он обеспечивает максимальную адекватность учетных процедур характеру деятельности предприятия, в современных условиях хозяйствования он неприемлем.
Наконец, возможно разумное сочетание элементов первого и второго подходов. Мировой опыт подсказывает, что при данном способе за централизованным регулированием остается установление основополагающих правил и принципов ведения учета, обеспечивающих доступность и полезность финансовой информации. Содержательное такое регулирование состоит в идентификации этих правил и принципов, а также в определении круга общественно признаваемых приемов и способов ведения учета. Общие правила и принципы конкретизируются на каждом предприятии исходя из условий деятельности, степени осознания ее особенностей, квалификации персонала, имеющейся технической базы управления. Иначе говоря, хозяйствующие субъекты разрабатывают и проводят собственную учетную политику. Этот подход избран в России для современной постановки бухгалтерского учета.
Положениями о бухгалтерском учете и отчетности в РФ (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 20.03.1992г. №10) в практику отечественного бухгалтерского учета введен термин “учетная политика предприятия”. Использование указанного термина быстро входит в практику и теорию бухгалтерского учета также в нормативные (инструктивные) материалы, регулирующие организацию учета на предприятиях. Этому способствовало утверждение в конце 1992г. парламентом страны Государственной программы перехода РФ на международную систему учета и статистики. Думается, что еще рано говорить об укоренении этого понятия, тем более, что термин “учетная политика предприятия” вошел в употребление путем большого перевода на русский язык английское словосочетание “accounting policies” (в международных стандартах бухгалтерского учета). Кроме того, никакая политика, не строится по международным стандартам. Поэтому было бы целесообразно использовать термин, например, “Положение по бухгалтерскому учету предприятия” или “Правила и принципы организации и ведения бухгалтерского учета предприятия”.
Согласно приказу Министерства финансов РФ (приложение от 02.07.1994г. №100) основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учетной политики едины и обязательны: в части формирования – для всех предприятий независимо от формы собственности; в части раскрытия – для предприятий публикующих свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству РФ, учрежденным документом либо о собственной инициативе.
Условия указанного приложения (приказа) вступают в силу для выполнения предприятиями с 01 января 1995г. Другими словами, с 01 января 1995г. каждое предприятие должно иметь свою выбранную учетную политику. Диапазон практического применения учетной политики очень широк, особенно в части раскрытия для внешних пользователей данных бухгалтерского учета через финансовую отчетность. Предприятия подвергаются проверкам вышестоящих организаций, налоговых органов, аудиторских фирм и др. пользователей финансово-бухгалтерской информации. Поскольку одним из основных документов, подвергающихся первоочередной проверке, является принятая учетная политика предприятия и далеко не на каждом предприятии имеется в наличие такой или подобный документ, что связано с недостатком информации (опыта), то следует выделить следующие основные задачи данной работы:
-определить содержание и дать определение учетной политики;
-рассмотреть конкретный проект учетной политики предприятия и показать порядок ее оформления и содержание;
-дать комментарии по пунктам рассмотренного проекта учетной политики и определить факторы, влияющие на их принятие.
Учетная политика предприятия, как совокупность
правил реализации метода бухгалтерского
учета, должна обеспечивать максимальный
эффект от ведения учета. При этом понимается
своевременное формирование финансовой
и управленческой информации, ее достоверность,
объективность, доступность и полезность
для управленческих решений и широкого
круга пользователей. И поскольку эффективность
решения управленческих проблем предприятия
зависит от решения указанной функции
бухгалтерского учета, то целью данной
работы является также показать основные
организационные аспекты бухгалтерского
учета и технические принципы их реализации.
1.1. Понятие учётной политики и её основные положения
Метод
бухгалтерского учета как наука
сложился 500 лет тому назад и никакой
общественно-экономический
Термин
«учетная политика организации» вошел
в употребление в конце восьмидесятых
годов в качестве вольного перевода
на русский язык словосочетания «accunting
policies», употребляемого в стандартах,
издаваемых Комитетом по международным
стандартам бухгалтерского учета.
В
приложении к приказу Министерства
финансов России от 06.10.2008. № 106н под
учетной политикой организации
понимается «Учетная политика организации
- это принятая ею совокупность способов
ведения бухгалтерского учета - первичного
наблюдения, стоимостного изменения, текущей
группировки и итогового
К
способам ведения бухгалтерского учета
относятся способы группировки
и оценки фактов хозяйственной деятельности,
погашения стоимости активов, организации
документооборота, инвентаризации, применения
счетов бухгалтерского учета, системы
регистров бухгалтерского учета, обработки
информации и иные способы, системы
и приемы.
Учетная
политика организации формируется
ее руководителем и подлежит оформлению
соответствующей организационно - распорядительной
документацией (приказом, распоряжением
и др.) организации.
Филиалы
и представительства
Учетная
политика формируется исходя из допущений
и требований, установленных Положением
по бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации» ПБУ 1/98, утвержденная приказом
Минфина России от 09.12.1998 № 960н Данное
Положение применялось с 1 января
1999 года.
Приказом
Минфина России от 06.10.2008 №106н «об
утверждении положений по бухгалтерскому
учету» Зарегистрирован в Минюсте
РФ 27.10.2008 №12522 новое положение. Им, приказом
вносится изменения в два положения по
бухгалтерскому учету «Учетная политика
организации (ПБУ 1/2008) и «Изменение оценочных
значений» (ПБУ 21/2008), которое вступит в
силу с 01.01.2009 года. Положение заменит действующее
в настоящий момент ПБУ 1/98. Надо обратить
внимание, что учетную политику на 2009 год
нужно формировать в соответствии с новым
положением.
Новое положение в целом сохранило нормы из «старой» редакции, но есть некоторые изменения, например:новое ПБУ 21/2008 «Изменение оценочных значений» позволит бухгалтерам пересматривать такие показатели, как резерв по сомнительным долгам, срок использования основных средств, нематериальных активов, снижение стоимости МПЗ.( см. табл.1, стр. )
Отличительные признаки ПБУ1/98 и ПБУ 1/2008.
Таблица 1.
ПБУ 1/98 | ПБУ1/2008 | |
Сроки формирования учетной политики | 90
дней со дня государственной
регистрации;
зарегистрированным до 01 октября 2008 года использовать старое ПБУ 1/98; зарегистрированным после 01 октября 2008 года использовать новое ПБУ 1/2008; реорганизованные организации не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. | |
Ответственные за формирование учетной политики | главным бухгалтером | главным
бухгалтером;
штатным бухгалтером. специализированной организацией, ведущей бухгалтерский учет на договорных началах |
Учетной политикой утверждаются | рабочий
план счетов бухгалтерского учета, содержащий
синтетические и аналитические
счета, необходимые для ведения
бухгалтерского учета в соответствии
с требованиями своевременности
и полноты учета и отчетности;
порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации; методы оценки активов и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями; другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. | |
формы
первичных учетных документов, применяемых
для оформления фактов хозяйственной
деятельности, по которым не предусмотрены
типовые формы первичных |
формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности; | |
Перечень способов ведения бухгалтерского учета, совокупность которых составляет учетную политику. | способы
группировки и оценки фактов хозяйственной
деятельности
погашения стоимости активов организации документооборота инвентаризации способы применения счетов бухгалтерского учета системы регистров бухгалтерского учета обработки информации | |
иные
соответствующие способы и |
||
Отражение последствий изменений в учетной политике. | Выбор
или разработка новых способов учета
по операциям, которые ранее не осуществлялись,
рассматривается как | |
Смена собственника | ||
Раскрытие учетной
политики в отчетности
. |
При
изменении учетной политики организация
должна отразить в пояснительной
записке к бухгалтерской причину изменения учетной политики; содержание изменения учетной политики; порядок
отражения последствий суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, — также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию; сумму
соответствующей корректировки, относящейся
к отчетным периодам, предшествующим
представленным в бухгалтерской
отчетности, — до той степени, до
которой это практически | |
если нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения, а также возможную оценку влияния применения такого акта на показатели бухгалтерской отчетности организации за период, в котором начнется применение. |