Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 23:24, курсовая работа
Цель работы - изучение теоретических и практических аудита учётной политики ОАО ЯЗДА.
В процессе работы была рассмотрена сущность учётной политики, её сущность и структура, выявлены основные принципы и требования к её формированию, исследована учётная политика ОАО ЯЗДА, составлены план и программа аудита, а так же даны методические рекомендации по внесению изменений учётной политики, способствующие росту и укреплению учётной и налоговой деятельности предприятия.
Введение…………………………………………………………………………………4-5
1.Методические основы учётной политики предприятия…………………………...6-18
1.1. Понятие учётной политики и её основные положения…………………………..6-8
1.2. Принципы и задачи формирования учётной политики………………………….9-11
1.3. Нормативно-правовое регулирование формирования учётной политики…….11-18
2. Аудит учётной политики на примере открытого акционерного общества
«Ярославский завод дизельной аппаратуры»………………………………………..
2.1. Организационные и технологические особенности предприятия, влияющие
на выбор учётной политики ОАО ЯЗДА……………………………………………..19-30
2.2.. План аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………………..19-23
2.3.. Программа аудиторской проверки учётной политики ОАО ЯЗДА…………...24-25
2.4. Аудит учетной политики ОАО ЯЗДА в методологическом аспекте……………25-30
3. Совершенствование учётной политики на основании аудиторской проверки
ОАО ЯЗДА………………………………………………………………………………30-35
Заключение……………………………………………………………………………..35-37
Список принятых сокращений…………………………………………………………38
Список использованной литературы………………………………………………….39-41
1.2. Принципы и задачи формирования учётной политики
Учетная политика, являющаяся реализацией одного и того же метода бухгалтерского учета, неодинакова в разных организациях. Возможность выбора конкретных способов оценки, калькуляции, состава и порядка ведения счетов, особенности их использования - все это составляет степень свободы организации в формировании учетной политики.
Основное
назначение и главная задача принимаемой
учетной политики - максимально адекватно
отразить деятельность организации, сформировать
полную, объективную и достоверную
информацию о ней, полезную для принятия
эффективных экономических
Учетная
политика охватывает все аспекты
учетного процесса -методический, технический,
организационный, обеспечивая тем
самым целостность системы
Допущения, на которых формируется на основывается основе совокупности основополагающих принципов и требований, безусловных к исполнению. Наличие таких принципов и требований объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики: он призван обеспечить получение полных и достоверных данных о финансовом положении организации, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов к ведению учета.
Принципы
и требования, о которых идет речь,
- это не стопроцентная унификация
учетного процесса. Они лишь устанавливают
рамки в построении системы учета
в организации, которые необходимо
соблюдать при выборе учетных
процедур и разработке учетного процесса.
Назначение их заключается, в частности,
в обеспечении сопоставимости информации,
циркулирующей на рынке, в представлении
правдивой и объективной
В
учетной политике конкретной организации
необходимо исходить из допущений имущественной
обособленности» организации, непрерывности
ее деятельности, последовательного
применения учетной политики, временной
определенности фактов хозяйственной
деятельности.
При выборе и обосновании учетной политики исходят из того, что имущество и обязательства организации существуют отдельно от имущества и обязательств как ее собственников, так и других организаций. В системном бухгалтерском учете и на балансе организации может быть отражено имущество, которое она контролирует, в частности то, которое согласно законодательству признается ее собственностью. Все прочие материальные ценности, денежные средства и обязательства должны учитываться за балансом. Такой подход выражает разделенность имущества организации и имущества других субъектов гражданского оборота, в том числе собственников. Тем самым обеспечивается основа для определения контрагентами действительного имущественного и финансового состояния организации, так, как по бухгалтерскому балансу они могут судить, в частности, о размерах источников покрытия ее долгов.
Непрерывность
деятельности организации означает
то, что, принимая какое-либо решение
по вопросам учетной политики, исходят
из того, что организация будет
продолжать свою деятельность в обозримом
будущем, у нее отсутствуют намерения
и необходимость
Под последовательным применением учетной политики подразумевается то, что избранные организацией способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Как правило, имеется в виду неизменность принятой методики отражения хозяйственных операций, оценки активов и обязательств в течение отчетного года, а также от одного отчетного года к другому. Вместе с тем данное положение не следует понимать как запрет на внесение изменений в учетную политику.
Поскольку она является производной от хозяйственной ситуации, в которой действует организация, то в связи с изменением этой ситуации (в частности, корректировкой законодательства) должна изменяться и учетная политика. В противном случае невозможно говорить об их соответствии друг другу. Речь идет о целесообразности и обоснованности изменений в каждом конкретном случае. [12, С. 325]
Временная
определенность фактов хозяйственной
деятельности организации означает,
что эти факты относятся к
тому отчетному периоду, в котором
они имели место, независимо от фактического
времени поступления или
Отсюда
вытекает, что, во-первых, факты хозяйственной
деятельности подлежат отражению в
бухгалтерском учете в том
учетном периоде, в котором они
имели место, или, иначе, по мере их совершения.
Никакие операции не могут быть задержаны
или ускорены с точки зрения их
регистрации в бухгалтерском
учете. Во-вторых, все доходы и расходы,
полученные или понесенные в отчетном
периоде, считаются доходами и расходами
этого отчетного периода
Доходы и расходы, не относящиеся к отчетному периоду, не признаются доходами и расходами отчетного периода, даже если деньги по ним поступили или перечислены в данном периоде. Это так называемый метод начисления, или метод записи в бухгалтерском учете операций в момент их совершения, известный в западной практике как accrual basis.
Способы ведения учета избирают исходя из определенных требований, обеспечивающих адекватность учетной политики хозяйственной ситуации. К числу требований-принципов, которыми следует руководствоваться при выборе и применении учетной политики, относятся: полнота, осмотрительность, приоритет содержания перед формой, непротиворечивость, рациональность. Рассматривая возможность применения в организации какого-либо способа ведения учета, определяется, отвечает ли его использование названным принципам.
Избранные
организацией способы должны обеспечивать
полноту отражения в
Учетная
политика строится таким образом, чтобы
бухгалтерский учет велся рационально
и экономно, сообразно размерам организации
и масштабам ее деятельности. Выбор
тех или иных способов ведения
учета подразумевает
Выбор
способов ведения учета бывает сопряжен
с необходимостью отдать предпочтение
тому или иному требованию. Например,
способы, обеспечивающие полноту учета
фактов хозяйственной жизни, могут
не вполне отвечать такому требованию,
как рациональность, и наоборот.
Для обеспечения
В
подобных ситуациях руководство
и специалисты организации
В
последнее время при ведении
бухгалтерского учета и составлении
финансовой отчетности широко используются
профессиональные суждения бухгалтеров,
аудиторов, финансовых менеджеров и
др. Профессиональное суждение-это
мнение, заключение, являющееся основанием
для принятия решения в условиях
неопределенности. Оно базируется на
знаниях, опыте и квалификации соответствующих
специалистов.
1.3. Нормативно-правовое регулирование составления учётной политики организаций.
Систематизированная
нормативно-законодательная
Основные нормативные документы, регулирующие порядок формирования учётной политики организаций.
Таблица
2.
№ п/п |
Законодательные акты, нормативные документы | Дата утверждения, номер | Примечание (назначение законодательных актов) | ||||||
Первый уровень - законодательный | |||||||||
1 | Гражданский кодекс РФ (Часть первая) | от
30.11.1994
№ 51-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.05.2008) |
Законодательно
закрепляет многие вопросы учетной
работы, например: дано определение
юридического лица. Также регламентированы
различные организационно- | ||||||
2 | Федеральный закон «Об акционерных обществах» | от
26.12.1995
№ 208-ФЗ (ред. от 29.12.2004) |
Регламентируется
порядок утверждения и | ||||||
3 | Федеральный
закон «О
бухгалтерском учете» |
от 21.11.1996 № 129-ФЗ (с изм. и доп., вступающими в силу с 1.01.2004, в ред. от 03.11.2006) | Определяет
основные требования к ведению бухгалтерского
учета, порядок регулирования | ||||||
Второй уровень - нормативный | |||||||||
4 | Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации | Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении
положений по бухгалтерскому учету»
(в ред. от 26.03.2007) |
Определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской отчетности юридическими лицами, а также взаимоотношения | ||||||
5 | «Учётная политика организации» | Министерство финансов Российской Федерации приказ от 09.12.1998 г. № 60н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» | Устанавливает основы формирования ( выбора и обоснования) и раскрытия ( придания гласности) учётной политики организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, кроме кредитных организаций и бюджетных организаций. | ||||||
7 |
«Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 06.07.99 №43н «Об утверждении (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
8 |
«События после отчетной даты» ПБУ 7/98 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 25.11.98 №56н «Об утверждении (в ред. Приказа Минфина РФ от 20.12.2007 N 143н) |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
10 |
«Условные факты хозяйственной |
Министерство финансов Российской Федерации приказ от 28.11.01 №96н «Об утверждении (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н, от 20.12.2007 N 144н) |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
11 |
«Расходы организации» ПБУ 10/99 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 06.05.99 №33н «Об утверждении
(в ред. Приказов Минфина РФ |
Настоящее
Положение устанавливает |
|
МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 09.06.01 N 44н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/01 (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 N 156н, от 26.03.2007 N 26н) |
Настоящее
Положение устанавливает | |||
12 |
«Информация по сегментам» ПБУ 12/2000 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 27.01.00 №11н «Об утверждении (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) |
Настоящее
Положение устанавливает Настоящее
Положение применяется | ||||||
13 |
«Учет государственной помощи» ПБУ 13/2000 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 16.10.00 №92н «Об утверждении (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 115н) |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
14 |
«Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/08 |
Министерство финансов Российской Федерации приказ от 06.10.08 №107н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету» «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/08 | Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
15 |
«Информация по прекращаемой деятельности» ПБУ 16/02 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 02.07.02 №66н «Об утверждении (в ред. Приказа Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н) |
Настоящее
Положение устанавливает Настоящее Положение также применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности. | ||||||
16 |
«Учет расходов на научно - исследовательские, опытно - конструкторские и |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 02.07.02 №66н «Об утверждении |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
17 |
«Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 19.11.02 №114н «Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету» «Учет расчетов по
налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (в редакции Приказа Минфина от 11.02.08 г. N 23н) |
Настоящее
Положение (далее - Положение) устанавливает
правила формирования в бухгалтерском
учете и порядок раскрытия
в бухгалтерской отчетности информации
о расчетах по налогу на прибыль
организаций (далее - налог на прибыль)
для организаций, признаваемых в
установленном | ||||||
18 |
«Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 |
Министерство
финансов Российской Федерации приказ
от 10.12.02 №126н «Об утверждении
положения по бухгалтерскому учету» «Учет финансовых
вложений» ПБУ 19/02 (в ред. Приказов Минфина РФ от 18.09.2006 N 116н, от 27.11.2006 N 156н) |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
19 |
«Изменения оценочных значений» ПБУ 21/08 |
Министерство финансов |
Настоящее
Положение устанавливает | ||||||
|
|||||||||
20 |
План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению. | Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31.10.2000г. № 94н. | Содержит принципы, правила и способы ведения организацией бухгалтерского учёта производственных запасов. В нём приводится краткая характеристика синтетических счетов, случаи использования и применения во взаимосвязи с другими счетами. Сейчас в ред. Минфина РФ от7.05.2003 №38н. | ||||||
21 |
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. | Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995г. № 49. | Распространяются
на организации, являющиеся юридическими
лицами по законодательству Российской
Федерации (за исключением кредитных
организаций и бюджетных | ||||||
22 |
Методические
указания по формированию бухгалтерской
отчетности при осуществлении |
Утверждены приказом Минфина РФ от 20 мая 2003 г. N 44н ( с изменениями от 4 августа 2008 г.) | Устанавливают
правила формирования в бухгалтерской
отчетности информации об осуществлении
в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации
реорганизации организаций (кроме
кредитных организаций и | ||||||
24 |
Учётная политика ОАО «ЯЗДА» на 2009 г. | Утверждена приказом руководителяот 05. 01. 2008г | В данном документе определяются общие принципы, цели и задачи ведения учёта всех материально-производственных запасов и финансовых активов и обязательств, которыми обладает ОАО ЯЗТА. | ||||||
2. Аудит учётной политики на примере открытого акционерного общества
«Ярославский завод дизельной аппаратуры»
2.1. Организационные и технологические особенности предприятия, влияющие на выбор учётной политики ОАО ЯЗДА.
К концу 1970 года в стране в связи с развитием автомобильной промышленности возникла острая потребность в новых предприятиях для обеспечения комплектующими изделиями Камского автозавода. Правительством было принято решение построить в Ярославле специализированный завод по производству топливоподающих систем.
5
февраля 1972 года там, где сейчас
стоит главный корпус ЯЗДА , был
заложен первый кирпич
В
последнее время предприятие
выпускает топливные насосы высокого
давления различных модификаций. В
свой юбилейный год ЯЗДА демонстрирует
впечатляющие результаты, по праву
считаясь одним из самых динамично
развивающихся предприятий
Завод
в 2006 г. вместе со своим партнером, Ярославским
заводом топливной аппаратуры, вошел
в число победителей