Учёт товарных операций на предприятих в торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание работы

В последние годы значительно возросло количество организаций, осуществляющих товарные операции. Такие операции представляют собой факты хозяйственной деятельности, непосредственно связанные с товародвижением. К ним относятся операции по приобретению и продаже товаров, товарные потери и др.
Основной задачей торговли является удовлетворение спроса потребителя, т.е. предоставление последнему товара определенного свойства и качества в определенном месте, в определенное время и за определенную плату.
Поскольку торговля является деятельностью в сфере обращения, то не происходит изменения форм продукта, созданного в сфере производства. Таким образом, основным объектом торговой деятельности является продукт, потребительские свойства которого не изменяются в процессе осуществления данной деятельности.

Работа содержит 1 файл

бухучет в торговле.docx

— 47.50 Кб (Скачать)

Счета-фактуры, принятые к  исполнению, должны быть пронумерованы  иподшиты в журналы учета счетов-фактур, причем хранение получаемых и 
выдаваемых счетов-фактур осуществляется раздельно. Составленные и 
полученные счета-фактуры регистрируются в установленном порядке в книгахпокупок и продаж. 

Книга покупок ведется  получателями товаров, она предназначена  для 
регистрации счетов-фактур, предоставляемых поставщиками, в целях 
определения сумм налога, подлежащих зачету. При этом ее итоговые данные 
по определенным графам используются при составлении расчета по налогу надобавленную стоимость. 

Следует отметить, что после  получения сопроводительных документов 
материально ответственное лицо должно проверить исправность вагона, 
контейнера или упаковки, в которой был доставлен товар. Затем в 
присутствии представителей станции (пристани, аэропорта) он должен 
принять товар по количеству мест, а в необходимых случаях - по массе. 
Станция (пристань, аэропорт) назначения делает отметку об исправности 
вагона (контейнера, упаковочной тары) в соответствующей накладной. 

В случае обнаружения неисправности  вагона, контейнера или повреждении упаковочной тары, отсутствия или повреждения пломбы, неясности оттискана ней (или наличия пломбы промежуточной станции), а также во всехслучаях повреждения, недостачи груза по количеству или массе,материально ответственное лицо обязано потребовать от станции (пристани,аэропорта) назначения составления коммерческого акта и получить егокопию

При поставке товаров автотранспортом  сопроводительным документом служиттоварно-транспортная накладная. 

Товарно-транспортная накладная  составляется поставщиком и является 
первичным приходным документом при поступлении товаров на торговое 
предприятие. Она состоит из двух разделов - товарного и транспортного. Один экземпляр этих документов материально ответственное лицо со стороныпоставщика должно передать кладовщику, который является материальноответственным лицом покупателя. Кладовщик, принявший товар, передает вбухгалтерию копию приходной накладной и сопроводительные документы,выданные ему представителем поставщика. В случае несоответствия сумммежду представленными документами и фактически принятым количествомтовара на склад должен быть составлен соответствующий акт за подписямиобеих сторон. 

В организации торговли и  общественного питания товары поступают  главным образом от поставщиков. Движение товаров от поставщика к  покупателю оформляется сопроводительными  документами, предусмотренными договорами поставки и правилами перевозки  грузов. Основными сопроводительными  документами, которые выписывают поставщики, являются товарно-транспортная накладная, товарная накладная и счет-фактура (на сумму НДС, относящегося к товарам).

Товарно-транспортную накладную  выписывают при доставке товаров  автомобильным транспортом.

При доставке товаров от иногородних поставщиков транспортные организации выписывают при следовании груза по железной дороге - железнодорожную  накладную, а водным путем - коносамент.

В зависимости от особенностей товаров к вышеуказанным документам могут быть приложены документы, подтверждающие массу (количество) товаров (упаковочный ярлык), спецификация, расходный отвес (спецификация) и  др. или их качество (качественное удостоверение, сертификат, справка о результатах лабораторных анализов и др.).

При закупке товара и его  приемке необходимо проверить наличие  сертификата соответствия на закупаемый товар.

Порядок и сроки приемки  товаров по количеству и качеству и ее документального оформления регулируются договорами поставки, техническими условиями и инструкциями о порядке  приемки товаров по количеству, качеству и комплектности.

Приемка товаров по количеству предусматривает проверку соответствия фактического наличия товаров данным, содержащимся в сопроводительных документах, а при приемке товаров по качеству и комплектности - требованиям, предусмотренным в договоре.

Порядок приемки товаров  и ее документального оформления зависит: от места приемки (на складе поставщика, от транспортной организации, на складе покупателя), характера приемки (по количеству, качеству, комплектности), степени соответствия фактически поступивших  товаров условиям договора и сопроводительным документам, наличия или отсутствия сопроводительных документов и т.п.

Приемка товаров, получаемых от поставщиков, может быть от транспортной организации, на складе поставщика и на складе покупателя.

Если материально ответственное  лицо получает товары на складе поставщика или на станции железной дороги (в  аэропорту, морском или речном порту), то необходимым документом является доверенность, которая подтверждает право на получение товаров.

Для получения товаров  от транспортной организации материально  ответственному лицу кроме доверенности выдается грузовая квитанция. Предъявив  указанные документы и паспорт  представителям транспортной организации, материально ответственное лицо получает от них соответствующие сопроводительные документы.

При приемке товаров прежде всего следует проверить, была ли обеспечена сохранность груза при  перевозке. С этой целью проверяют  целостность вагона или контейнера, наличие и целостность пломб, ясность оттисков на них, исправность  тары и упаковки и т.п. Если никаких  повреждений не обнаружено, получатель делает об этом отметку в транспортном документе. Если органы транспорта выдают груз без проверки массы, то это отмечается в транспортном документе.

Незатаренные грузы при  приемке перевешивают. При этом выписывается приходный грузовой отвес. Факт приемки груза удостоверяется подписями получателя и представителя транспортной организации.

В случае установления при  приемке товаров каких-либо нарушений, порчи груза, несоответствия наименования и массы груза или количества мест сопроводительным документам и  т.п. получатель должен потребовать  от транспортной организации обязательную проверку количества мест или массы  груза. Если будут установлены факты  недостачи или порчи груза, составляется коммерческий акт.

Если выявленная недостача  не превышает установленных норм естественной убыли, коммерческий акт  не составляется, но об этом делается отметка  в транспортном документе.

Приемка товаров на складе поставщика проводится путем проверки соответствия количества и качества товаров данным сопроводительных документов.

Если товары находятся  в ненарушенной таре, их приемка  может проводиться по количеству мест, массе брутто или количеству товарных единиц и маркировке на таре. Если проверка фактического наличия  товаров в таре не проводится, то необходимо сделать отметку об этом в сопроводительном документе. Прием (сдача) товаров оформляется подписями  лиц, получивших и сдавших ценности.

Порядок приемки товаров  на складе покупателя во многом зависит  от того, поступают ли ценности в таре или без нее.

В первом случае товары принимают  по массе нетто или количеству товарных единиц, а во втором случае - по количеству мест и массе брутто (приемка товаров по качеству и  комплектности осуществляется в момент вскрытия тары).

При отсутствии расхождений  между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству) составляется акт о приемке товаров. Вместо этого документа оприходование товаров может оформляться проставлением на документе поставщика штампа, где указывается дата приемки товаров, номер и дата сопроводительного документа, стоимость принятых товаров и тары, подпись материально ответственного лица.

В случае несоответствия фактического наличия товаров данным сопроводительных документов или отклонений от качества, установленного в договоре, должен составляться акт об установленном  расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей. В сопроводительном документе следует сделать отметку об актировании. Акт составляется комиссией, в состав которой входят представители поставщика и покупателя (возможно составление акта в одностороннем порядке при согласии поставщика).

При поступлении от поставщиков  товаров без сопроводительных документов составляется акт о приеме товара, поступившего без счета поставщика.

При поступлении от поставщиков  тары, включенной в цену товара, составляется акт об оприходовании тары, не указанной в счете поставщика.

 

Основным видом выбытия  товаров является их продажа. Продажа  товаров в оптовой торговле оформляется  документально в вышеуказанном  порядке. Остатки товаров на начало и конец отчетного периода  в учетном регистре также должны совпадать с соответствующими показателями в товарном отчете.

В оптовой торговле бухгалтерский  учет реализации товаров ведется  в общем порядке по мере перехода права собственности на проданные товары к покупателю.

Для целей налогообложения  по НДС организации оптовой торговли используют метод определения выручки  от продажи товаров, принятый в налоговой  учетной политике по мере отгрузки товаров и предъявления покупателям расчетных документов.

Отпуск товаров покупателям  производится на основании договоров  поставки. На отпускаемые товары выписываются накладные, счета, счета-фактуры. На доставку товаров в зависимости от применяемого транспорта выписываются товарно-транспортные накладные, железнодорожные накладные. Отпуск товаров покупателям непосредственно  со складов торговой организации  осуществляется при наличии доверенности получателя.

Общая стоимость проданных  товаров по продажным ценам с  учетом налогов представляет собой  товарооборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Цель, задачи и принципы организации учета в торговле

 

Задачи бухгалтерского учета  товарных операций

 

1. Обеспечение совместно  с другими службами организации  материальной ответственности работников  за товары.

2. Проверка правильности  документального оформления, законности  и целесообразности товарных  операций, своевременное и правильное  отражение их в учете.

3. Проверка полноты и  своевременности оприходования  товаров материально ответственными  лицами, правильности и своевременности  списания реализованных и отпущенных  товаров.

4. Обеспечение контроля  за соблюдением нормативов товарных  запасов.

5. Установление контроля  совместно с другими службами  за соблюдением правил проведения  инвентаризации, своевременное и  правильное выявление и отражение  в учете ее результатов.

6. Своевременное и правильное  выявление валового дохода.

 

Для правильного руководства  деятельностью торгового предприятия  необходимо располагать полной, точной, объективной, своевременной и достаточно детальной экономической информацией. Это достигается ведением хозяйственного учета.

В основе хозяйственной деятельности торгового предприятия лежат  процессы приобретения, хранения и  реализации товаров. Поэтому основными  целями бухгалтерского учета в торговле являются: контроль за сохранностью товаров, совевременное предоставление руководству  предприятия информации о товарообороте  и валовом доходе, о состоянии  товарных запасов и эффективности  их использования.

Для достижения этих целей  решается целый комплекс бухгалтерских  задач:

- проверка правильности  документального оформления товарных  операций, совевременно и правильное  отражение их в учете;

- контроль за товарными  запасами, выявление неходовых, залежалых  и недоброкачественных товаров;

-контроль за финансовыми  показателями( размер прибыли, источники  поступления средств и порядок  их расходования, оборотные средства, капитальные вложения, отчисления  от прибыли и другое), за правильностью  расчетов с поставщиками и  покупателями, за своевременным  поступлением платежей в бюджет, за правильностью использования  банковских кредитов;

- учет расходования фонда  заработной платы, выявлениесоотношения  между ростом эффективности труда  и средней заработной платой;

-выявление возможности  для снижения издержек обращения  и повышения рентабельности производства( издержки обращения покрываются  за счет торговых наценок, включаемых  в цену товара, но за счет  наценки образуется и прибыль;  поэтому, чем ниже уровень издержек  обращения, тем большая часть  торговой наценки идет на образование  прибыли);

- контроль за наличием  и движением материальных ценностей  и денежных средств. Для правильного  и своевременного учета должны  быть установлены четкие разграничения  материальной ответственности должностных  лиц за вверенные им ценности, а также совевременно и качетсвенно  необходимо проводить инвентаризации  и ревизии.

Задачи, стоящие перед  бухгалтерским учетом в торговом предприятии могут быть выполнены  только при правильной его организации. Недостатки в организации бухгалтерского учета вызывают отставание учета, запаздывание предоставления отчетности и другой информации. Наличие больших разрывов во времени между моментом возникновения  учетно-экономической информации и  моментом киспользованияпредпятствует  повышению экономической эффективности  деятельности торговых предприятий. Недостатки в организации учет приводят к  его запутанност, созданию условий  для хищения материальных ценностей  и других злоупотреблений, увеличению расходов на содержание учетного персонала.

Информация о работе Учёт товарных операций на предприятих в торговли